Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОльга Чазова
1 Синтаксис 8 класс Методическое пособие для учителей.
2 Данное пособие предназначено для учащихся 8 класса национальных школ. Основная цель данного пособия – оказать практическую помощь учащимся в овладении знаний по разделу «Синтаксис». Теоретический материал представлен в виде схем, таблиц, пояснений к ним и вопросов. Даны тренировочные упражнения и тестовые задания. Рассмотрено на заседании МО Составитель: учитель русского Рецензент первой года языка и литературы Мизамбаева Г.К. категории Агибаева М.Н
3 Простое предложение Автор-составитель Мизамбаева Г.К.
4 Содержание Разделы науки о языке Фонетика Фразеологизм Графика Морфология Орфоэпия Синтаксис Орфография Пунктуация Словообразования Стилистика Лексикология
5 Цели: Формирование умения различать предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения главных членов; Ознакомление учащихся с признаками обобщенно-личных предложений; Развитие синтаксического слуха, внимания, логического мышления. Развитие речи: Составление устного рассказа на лингвистическую тему. Конструирование предложений. Повторить: виды второстепенных членов; типы сказуемых; правила оформления диалога; знаки препинания в сложном предложении. Оборудование: таблица Типы простых предложений, памятки, карточки с индивидуальным заданием, учебник.
6 раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение Синтаксис -
7 Простое предложение Простое предложение - это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа Двусоставное и односоставное
8 По цели высказывания По эмоциональной окраске По наличию главных членов По структуре 1 Повествователь- ные (содержат сообщение). С середины неба глядит месяц (Г.) 1 Восклицатель- ные ( произносят- ся с особой инто- нацией восклица- ния.) Уж постоим мы головою за родину свою! (Лерм.) 1 Двусоставные (в предложении основа состоит из подлежащего и сказуемого ). Река еще не замерзла 1 Распространенные ( в своем составе имеют второстепенные члены.) Наступила ранняя осень. Нераспространен- ные ( в своем составе имеют только главные члены). Катятся ядра, свищут пули. (П.) Простые предложения различаются
9 2Вопросительные (содержат вопрос). Знаете ли вы украинскую ночь?(Г.) 3 Побудительные( совет, просьбу, приказ, призыв).Отец пойдем!(Ч.) 2 Невосклицатель- ные (произносятся без особого воскли- цания.) Примечание.Восклицательным может быть каждое простое предложение. 2 Односоставные ( в предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена-подлежащего или сказуемого). Зима. Скоро рассветет. 2 Полные ( в предложении все члены налицо). С запада надвигалась туча. Неполные ( в предложении пропущен какой- нибудь член- главный или второстепенный). Асхат пошел в библиотеку, а я - в спортзал. 3 Осложненные ( ос- ложнение проис- ходит за счет одно- родных членов предложения, обособленных членов предложения, за счет слов и синтак- сических конструк- ций, не связанных с предложением).Он, должен быть, не знает дороги сюда
10 Односоставные предложения В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают: Односоставные предложения глагольные именные главный член – сказуемое главный член - подлежащее выражен глаголом или в сочетании с другими словами выражен существительным в именительном падеже
11 Тренировочные упражнения Спишите предложения. Подчеркните грамматическую основу. Скажите, каким главным членом ( подлежащим или сказуемым) выражена основа предложения. Полная луна светила в холодном небе. Запахло самоварам и теплым хлебом. Рожь наливает. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. Утро малоросистое. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть.
12 Занимательная грамматика. Где подлежащее? Век живи, век учись. Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. Языком не торопись, а делом не ленись. Назначь и выполняй дело в срок. Не гордись званием, а гордись знанием.
13 Напишите текст-описание по картине. Используйте в тексте односоставные и двусоставные предложения.
14 План разбора односоставного предложения 1. Определить тип односоставного предложения. 2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений. Образец разбора Красуйся, град Петров (Пушкин). Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения. В кухне зажгли огонь (Шолохов). Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени. Ласковым словом и камень растопишь (пословица). Предложение односоставное. По форме – определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению – обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий). Чудесно пахло рыбой (Куприн). Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род). Мягкий лунный свет (Застожный). Предложение односоставное (назывное). Главный член – подлежащее свет – выражен существительным в именительном падеже.
15 Тестовые задания 1 Найдите двусоставное предложение А) Это песня последней встречи. Б) Я взглянула на темный дом. В) Показалось, что много ступеней… Г) Читайте стихи Анны Ахматовой! 2 Найдите односоставное предложение с главным членом подлежащим А) Марина Цветаева – великая поэтесса. Б) А всему предпочла Нежный воздух садовый В) Стихи растут, как звезды и как розы… Г) Москва! Какой огромный… 3 Найдите односоставное предложение с главным членом – сказуемым А) Недвижный камыш. Не трепещет осока. Б) И сердце простило, но сердце застыло. В) Приди на рассвете на склон косогора… Г) Во всем утомленье, глухой, немое.
16 4. Определите тип простого предложения Мне холодно А) Двусоставное предложение В)Односоставное определенно - личное С) Односоставное безличное Д) Односоставное неопределенно - личное. 5. Определенно – личное предложение в А) Парк давно закрыли. В) Соловья баснями не кормят. С) Авось, увидимся когда – нибудь. Д) Цыплят по осени считают. Е) Думать о нем некогда. 6. Выделите назывное предложение А) Мы очень хотели учиться. В) Опять Егорушка лежал на тюке. С) Мне было десять лет. Д) Полоска света. Е) У меня нет времени.
17 ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ. Чтобы оценить собственное психологическое состояние на уроке, учащиеся поднимают карточку того цвета, с утверждением которого они согласны: желтый – на уроке было интересно, поучительно; зеленый – было интересно, но не все; синий – скучно, тоскливо
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.