Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИгорь Трошин
1 Программа «Мир открытий» Образовательная область «Чтение художественной литературы» Васюкова Наталья Евгеньевна, канд. пед. наук, ст. научный сотрудник НИИ дошкольного образования г.Москва «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В. А. Сухомлинский
2 Задачи образовательной области «Чтение художественной литературы». приобщать детей к словесному искусству прививать интерес к книге и потребность в чтении формировать читательский опыт, позволяющий воспринимать и понимать смысл произведения развивать способность чувствовать и понимать красоту литературной речи ориентировать детей на проявление собственного словесного творчества
3 Интеграция с другими образовательными областями на уровне задач « Чтение художественной литературы» «Познание» Формирование целостной картины мира, познание того, что невозможно наблюдать воочию «Коммуникация» Практическое овладение нормами литературного языка. Общение по поводу прочитанного. «Социализация» Формирование первичных представлений о себе, мире людей и природы, нравственных начал личности. Развитие чувственно- эмоциональной сферы «Художественное творчество» Эстетическое восприятие искусства через худ.образ. Развитие творческих начал.
4 Интеграция с другими образовательными областями на уровне содержания Подбор литературных произведений в соответствии с комплексно-тематическим планированием Произведения, позволяющие решать специфические задачи области «Чтение художественной литературы» Произведения познавательной направленности, обогащающие знания и представления детей Произведения для эмоционального сопровождения других видов деятельности Используются в НОД Используются в режимные моменты Станут частью других видов деятельности
5 Интеграция с другими образовательными областями на уровне дидактических принципов: психологической комфортности : Свободная обстановка, ритуалы чтения, свобода высказываний по поводу прочитанного деятельности: целостности: минимакса : творчества: вариативности: непрерывности : Проживание текста через имитационные действия, разыгрывание фрагментов, пластические этюды, игры-драматизации Возможность повторной встречи с произведением через просмотр мульт- и диафильмов, разыгрываний в настольном, кукольном театре Выражение впечатлений в самодеятельных театрализованных играх, изодеятельности, сочинение своих стихов, сказок, рассказов Возможность собственного выбора худ. произведения для чтения и прослушивания, участия в театрал.играх, способах действия, оценки. Ориентир на самостоятельную познавательную деятельность ребенка (УУД) и личностно-ориентированный педагогический процесс (ФГОС) Включенность художественных произведений в общий смысловой контекст недели
6 Особенности методики в разных возрастных группах -Опора на иллюстрации для понимания смысла -Повторение сюжета произведения в разного вида театрах, мульт- и диафильмах -Преобладание рассказывания, а не чтения -Выражение впечатлений через игровые имитационные действия - Организация игровых макетов по сказкам -Анализ, беседа о прочитанном -Разыгрывание фрагментов сюжета, передача образов движениями, мимикой, интонацией голоса -Акцент на образные выражения, сравнительные обороты -Создание условий для сюжетно- ролевых и театрализованных игр по мотивам лит. произведений - Первые творческие проявления ( что еще может вырасти на чудо-дереве; что и как может перепутаться ….) -Обсуждение замысла, впечатлений и настроений детей -Сравнение произведений разных авторов на одну тему -Работа с синонимами, антонимами, эпите- тами, метафорами, сравнениями, образны- ми выражениями -Прием « примеривания на себя » : хотел бы ты помочь? что бы ты сделал? -Прогнозирование событий: что могли бы произойти потом? что бы ты изменил? - Выражение впечатлений в играх- драматизациях, изодеятельности. Работа над смыслом слов, пословиц, поговорок, фразеологических оборотов -« Рисование » словами -Пересказ от лица героя -Разыгрывание по ролям, с импровизированными диалогами - Речевое творчество: изменение концовки, соединение в один сюжет нескольких сказок, рифмование слов и пр. Литературоведческие дидактические игры
7 Планируемые результаты 3-4 года: Проявляет интерес к книге, способность эмоционально откликаться; узнает героев произведений на иллюстрациях. Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание. Может запомнить и рассказать небольшой стихотворный текст (4-8 строк). 4-5 лет Проявляет интерес к книгам разных жанров, рассматривает иллюстрации, выражает эмоции, участвует в инсценировках. Удерживает в памяти сюжет (может восстановить по картинкам), отвечает на простые вопросы, следит за развитием действия, понимает содержание. Инициирует общение со взрослым по поводу прочитанного, задает вопросы, высказывает свои суждения. Имеет выразительную речь, способен пересказать сказку по опорным картинкам; использует в речи сравнения, чувствует ритм, рифму.
8 Планируемые результаты 5-6 лет: Проявляет интерес к произведениям разных жанров, может назвать несколько известных ему произведений. Умеет находить сходства и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает. Имеет эмоционально окрашенную выразительную речь, использует неречевые средства выразительности (жесты, мимика); участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, задает вопросы, высказывает свое мнение. Проявляет интерес к играм со словом, рифмами, способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным. 6-7 лет: Проявляет интерес к познавательной литературе; имеет предпочтения в жанрах или тематике художественных произведений; может назвать любимые сказки, прочитать наизусть 1-2 стихотворения, назвать некоторых авторов. Понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отношениях; адекватно оценивает драматическое и комическое. Употребляет в речи яркие слова и выражения, использует эпитеты, сравнения, высказывает свою точку зрения в обсуждениях, понимает смысл некоторых пословиц. Способен к словесному творчеству (придумывает рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности
9 Подробнее со взглядами авторов можно познакомиться в публикациях: Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Планирование образовательного процесса с дошкольниками на комплексно-тематической основе и принципе интеграции образовательных областей / «Детский сад: теория и практика», 2012, 5, с Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Как обеспечить целостность педагогического процесса / «Детский сад: теория и практика», 2012, 6, с Васюкова Н.Е. Развивающий потенциал игр-драматизаций / «Детский сад от А до Я», 2008, 4, с Васюкова Н.Е. Знакомство детей с художественной литературой в системе развивающих занятий / «Современный детский сад», 6, 2010, с Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Изодеятельность и детская литература. Интеграция искусств в детском саду. –М.: ИД «Карапуз», ТЦ «Сфера», – 144 с. Васюкова Н.Е. Букет чувств и эмоций / «Цветной мир», 2011, 5, с Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Там русский дух, там Русью пахнет…Знакомим дошкольников со сказками А.С. Пушкина/ «Искусство в школе» с Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Сами делаем мультфильм / «Цветной мир», 2009, 2, с
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.