Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВероника Шапкина
1 Решение задач воспитания и социализации учащихся на уроках русского языка и через внеурочную деятельность в 5 классе Учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей 62» Октябрьского района г. Саратова Сухопарова Ольга Борисовна
2 Виды УУД Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание) Познавательные ( общеучебные, логические, постановка и решение проблем) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнером)
3 Модель системы УУД Личностные УУД Познавательные Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
4 Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу ляция КоррекцияОценка
5 Коммуникативная деятельность Коммуникация как интериоризация (стили и способы построения речевой коммуникации) Коммуникация как сотрудничество (согласование усилий по достижению общей цели – ориентация на партнера) Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности)
6 Коммуникативная деятельность Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером
7 Два из «шести ключевых умений» непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: общение и взаимодействие (умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции); работа в группе (совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации).
8 Обучение культуре речевого поведения особенно актуально в подростковом возрасте, так как в этом возрасте начинается процесс социализации личности ребенка и наиболее значимым для подростков становится умение выстроить свои отношения со сверстниками. Подростки начинают ощущать себя взрослыми, стремятся занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку и к себе. Они особо восприимчивы к усвоению способов и норм поведения взрослых, испытывают потребность в самовыражении и самоутверждении, стремятся осознать себя личностью и стать самостоятельными.
9 Организация внеурочной деятельности Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
10 Проблемно-ценностное общение является одним из наиболее распространённых в школе видов внеурочной деятельности. Я поставила перед собой задачу: разработать программу внеурочной деятельности, которая не только отвечала бы требованиям ФГОС, но и была бы тесно связана с темами уроков русского языка, вписывалась в концепцию преподавания предмета.
11 Первая часть учебника (Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. – М.: Мнемозина, 2012) включает раздел «Культура речи», состоящий из двух параграфов: Соблюдение норм современного русского литературного языка. Употребление в речи этикетных слов. В материалах учебника представлены три группы учебных заданий: Как узнать? Попробуй объяснить. Сделай вывод.
12 Все разделы учебника включают задания, имеющие специальную пометку «Проводим самостоятельное мини-исследование» (индивидуальная, парная, групповая работа). В разделе «Культура речи» учащимся предлагается следующее задание ( 225): Понаблюдайте, какие этикетные слова вы используете в речевой ситуации приветствия, обращаясь ко взрослым (родителям, учителям, соседям). Запишите эти слова, продумайте, чем объясняется выбор каждого из них. Перечислите этикетные слова и обороты, которые вы обычно используете в разговоре со своими товарищами. Сравните оба составленных вами списка и сделайте выводы.
13 Раздел «Культура речи», как и другие разделы учебника, включает задания с пометкой « Применяем правила речевого этикета»: 219 Рассмотрите фотографии. Какие этикетные слова можно употребить в каждом случае? Запишите предложения с этими словами.
14 224 Рассмотрите рисунки. Найдите такие слова, которыми и пострадавший и виновник происшествия смогли бы смягчить крайне неприятную ситуацию в каждом примере.
15 Как известно, знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, что он готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни, то есть ценит их. Для личностного роста школьника необходимо развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям, а для становления позитивного отношения к ценности необходим опыт её эмоционального переживания и рефлексии.
16 Все это позволяет обеспечить программа внеурочной деятельности « Учимся общаться » для учащихся 5 класса.
17 Алексей Алексеевич Леонтьев (доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО) Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
18 Ожидаемые результаты реализации программы Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения.
19 Обсуждение поведения людей в различных ситуациях общения. Уроки речевого этикета: Приветствие и знакомство Телефонный разговор Поздравление Извинение Просьба Согласие и отказ Благодарность 731d4fdfa3ec/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=8 Электронное издание «Речевой этикет в ситуациях и заданиях (5 класс)» 731d4fdfa3ec/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=8
20 Обсуждение ситуаций, типичных для пятиклассников и часто становящихся причиной возникновения конфликтов. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок).
21 Пятиклассник Петя нарисовал Годзиллу и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша не согласился: «Фу, какое страшилище!» Как вы думаете, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? Что бы вы ответили на месте Саши и Володи? Почему поспорили мальчики?
22 Воскресенье три подруги решили провести вместе. «Давайте пойдем в кино», - предложила Наташа. «Нет, лучше погулять в парке», - возразила Нина. «А вот и нет, давайте останемся дома, поиграем в компьютерные игры», - сказала Ира. Как вы думаете, кто из них прав? Почему? Почему возник спор? Как могла бы объяснить свой выбор каждая из девочек? Как им нужно поступить?
23 Две подружки-одноклассницы получили разные оценки за контрольную работу («3» и «4»), хотя их работы были совершенно идентичны, при этом они не списывали одна у другой. Есть очень большой риск, что их строгий учитель скорее снизит четверку, чем повысит тройку. Тем не менее подружка, получившая тройку, без ведома другой подходит к учителю с обеими тетрадками. Правильно ли поступает девочка по отношению к своей подруге и почему?
24 Учительнице нужно было срочно выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя (или что ответить) и почему?
25 Ролевые игры ( учащиеся проигрывают, а затем обсуждают каждую ситуацию). Тебя вызвали к доске, а ты плохо выучил урок. Тебя не принимают в компанию, а ты пытаешься подружиться с этими ребятами. Тебя зовут в кино, а ты не хочешь идти.
26 Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) Учащимся предлагается выполнить самостоятельное мини-исследование по темам: 1.Как решить конфликты с родителями? 2.Как преодолеть барьеры в общении? 3.Как построить отношения со сверстниками? 4.Как правильно обратиться с просьбой? 5.Как правильно отказать? 6.Как правильно вести дискуссию? В чем отличие дискуссии от спора?
27 В результате работы у пятиклассников вырабатывается позитивное отношение к знанию как общественной ценности, так как оно становится объектом эмоционального переживания. В процессе исследовательской деятельности школьники получают свое, искомое, выстраданное новое знание.
28 Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия). Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. Например, проведение бесед и классных часов для учащихся начальных классов может способствовать приобретению школьниками опыта социального действия.
29 Литература. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011 Григорьев Д. В. Степанов П. В.Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно- ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. – М.: Мнемозина, d4fdfa3ec/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=8 Электронное издание «Речевой этикет в ситуациях и заданиях (5 класс)» 731d4fdfa3ec/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=8 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володавская и др. – М.: Просвещение, 2011.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.