Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНикита Шихов
1 Роль родителей в поддержании познавательного интереса для развития творческого потенциала Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности. Альберт Эйнштейн Работала по теме Свирина Н.Г. педагог-психолог ВКК, когнитивный психолог, специалист проектной и экспертной деятельности, МБОУ Гимназия 3 в Академгородке
2 Биологические факторы Психологи ческие факторы Социальные факторы Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. Дидро
3 академической (способность учиться); интеллектуальной (умение анализировать, мыслить); художественной (музыкально-художественной); творческой (не шаблонное мышление); психомоторной (спортивной). социальная(контактность) лидерская(умение вести за собой)
4 Повышенный риск невротизации (по некоторым данным количество детей с различного рода неротическими декомпенсациями доходит до 70%, тогда как среди одаренных детей этот процент в среднем достигает 80 – 85%). Причинами повышенного риска невротизации являются качества, в целом типичные для одаренных детей: эмоциональная чувствительность; жалостливость, наивность, доверчивость; застенчивость, неуверенность в себе; обостренное чувство собственного достоинства; самолюбие; недостаток спонтанности и естественности в проявлении чувств; рефлексивность.
5 Микросоциум - семья, с оциальная ситуация развития, ближайшее социальное окружение Макросоциум – социокультурная среда, образовательная среда Макросоциум – социокультурное пространство с траны, региона проживания
6 Готовность к школе =/= готовность к познанию. Сформированная готовность к принятию новой социальной позиции, определенный уровень мотивационной сферы, произвольное управление своим поведением, развитая эмоциональная сфера ребенка, что предполагает эмоциональную устойчивость. Наличие кругозора, запаса конкретных знаний, наличие планомерного восприятия, умения рассуждать, логически доказывать точку зрения, приводить аргументы и уметь предложить несколько вариантов продолжения ситуации, наличие смыслового запоминания и кратковременной памяти не менее 5 единиц. Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Набор качеств, благодаря которым дети могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми. Данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими детьми, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, Личностная готовность Интеллектуальная готовность Социально – психологическая готовность
7 Познавательная потребность - желание исследовать, наблюдать, делать опыты, экспериментировать, Понимание предыдущего опыта людей (осознаю, анализирую, думаю, представляю //слышу, вижу, чувствую//) Помню, думаю, делаю, знаю, изучаю (источники информации: тексты, аудио, видео материалы)
8 не только обогатить память знанием основ наук, но и с ранних лет развивать ум детей, чтобы они могли самостоятельно в течение всей жизни добывать необходимые сведения. (Ф. Н. Гоноболин. "Психология»Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.OCR Biografia.Ru)ПсихологияOCR Biografia.Ru К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды. /Джон Рескин,
9 Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно- мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% (А.Н. Леонтьев). До лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции
10 Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.)
11 . Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему
12 Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда
13 Организация познавательного пространства ребенка. Помощь в организации учебной деятельности. Обеспечение доступности информационного поля. Выявление способностей ребенка в различных областях знаний и видам деятельности. Обучение через вопросы. Отвечать на вопросы кратко и честно, учить самостоятельно искать ответы, направляя поиск. Объяснение абстрактных понятий, незнакомых слов. Беседа с ребенком про то, что ребенок видел, слышал, читал. Обеспечение условий проведения доступных экспериментов, наблюдений, сравнений. Поощрение творческой деятельности. Тренировка памяти, произвольного внимания ребенка. Организация режима дня Поощрение умения сосредотачиваться на своих мыслях и представлениях. Одобрение волевых усилий ребенка
14 знание информа ция опыт мышлен ие Память Логические связки Наблюде ние Познават ельная потребн ость Структур а языка «Заставьте ребенка идти он устанет очень скоро, прыгать тоже, стоять тоже, сидеть он также устанет; но он перемешивает все эти деятельности различных органов и резвится целый день, не уставая.» К. Д. Ушинский
15 информ ация читалделалвиделслышал Рассказа ли Поисков ик Познават ельная потребно сть Все, чего достигают дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно. /Януш Корчак, /
16 Русский – 3 состояния времен Английский – 12 = 3*4 состояний времен Немецкий – 6 состояний времен Китайский – 2 состояния времен Японский – 2 состояния времен Французский – 18 состояний времен
17 наводящие Почему Зачем Как вы думаете, относитесь, считаете… Познавательные – прогнозирование Какое следствие Какова причина Что произойдет время Когда, где направление Куда, откуда
18 признак качества Какой, какая, какое, какие Личностные указатели Кто, кого кем, кому, о ком Чем, чему, Что, о чем
19 Пример побуждения к наблюдению, развития восприятия, внимания, и памяти, мышления. Детям показали красочную картину с изображением белки. Затем предложили нарисовать белку по памяти. И тут начались вопросы: «А какой у белки хвост?», «Есть ли у нее усики?», «Какого цвета у нее шерсть?», «Какие глаза?» и т. п. Эти вопросы показали, что дети очень многого в белке не увидели, хотя знали, что им надо будет ее рисовать
20 важно приучать детей к сравнению вещей и явлений. Показывая детям какие-нибудь предметы можно спрашивать на что они похожи, чем отличаются и сформулировал вопросы. Например: вода – лед… дерево- стол… Игра – спроси сам и найди ответ: где, когда, куда, откуда, почему, зачем, как, какие, что произойдет. Где образуется вода? Когда вода становится льдом? Откуда берется вода? Зачем нужна вода(лед)? Как мы можем сделать лед? Какие бывают льдинки? Что произойдет, если ледяную королеву посадить на печку? Пример побуждения к наблюдению, развития восприятия, внимания, и памяти, мышления.
21 Список литературы Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. – Санкт-Петербург, 1994 с. 3, 5, 113, Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - 5 изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 с. 249, , 259, 342 Подласый И.П. Педагогика – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с , Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 Акселерация. т. 1 Рыбакова М. М Конфликт и взаимопонимание в педагогическом процессе – М.: Просвещение, 1991 ЛЕЙТЕС Н.С. Возрастные и топологические предпосылки развития способностей к.п.н диссертация Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.