Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАндрей Шинкарев
1 Некоторые особенности организации образовательного процесса в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях в учебном году Баранова Юлия Юрьевна, руководитель Регионального центра научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на территории Челябинской области ГОУ ДПО ЧИППКРО, Почетный работник общего образования, Лауреат премии Губернатора Челябинской области работникам образования
2 Некоторые особенности организации образовательного процесса в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях в учебном году Федеральные государственные образовательные стандарты, как установлено Законом РФ «Об образовании», утверждаются не реже одного раза в десять лет. «Правилами разработки и утверждения федеральных государственные образовательных стандартов», утвержденными Правительством РФ, предусмотрено, что введение в действие ФГОС общего образования, а также внесение в него изменений осуществляет Министерство образования и науки РФ. ФГОС НОО введен в действие приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. 373, а приказом от 26 ноября 2010г в него внесены изменения (пункты 16, 17, 19.3); Проект приказа Минобрнауки России – новая редакция пп. 16, 19.1, 19.3, 19.7, 19.10, 19.11, 28
3 Некоторые особенности организации образовательного процесса в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях в учебном году С 01 сентября 2011 года прием детей на обучение в 1 класс во все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, осуществляется на основе ФГОС НОО в соответствии с требованиями указанного стандарта до завершения обучения. В соответствии с нормативными требованиями в образовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий: - нормативно-правовых; - содержательных; - финансово-экономических; - кадровых; - материально-технических; - информационных
4 Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО Федеральный уровень: 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011г., рег «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373»; 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года 19644«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
5 Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО Федеральный уровень: 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на учебный год, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 февраля 2011 г., регистрационный 19776; 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011 г., рег
6 Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО Федеральный уровень: 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный 19993; 8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный 18638; 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от г «Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования»; 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
7 Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО Региональный уровень: 1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05 октября 2010 г «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на годы, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; 2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28 февраля 2011 года 103/924 «О проведении оценки готовности образовательных учреждений Челябинской области к введения ФГОС НОО»; 3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29 марта 2011 года 103/1531 «О дидактическом обеспечении образовательной программы начального общего образования в учебном году»;
8 Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО Региональный уровень: 4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29 марта 2011 года 103/1532 «Методические рекомендации по организации и проведению общешкольного родительского собрания в образовательных учреждениях Челябинской области с родителями будущих первоклассников в преддверии учебного года»; 5. Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 5 марта 2011 года 120 «Об информировании педагогической и родительской общественности по вопросам введения ФГОС»; 6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от г. 103/4275 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011 – 2012 учебном году»; 7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от /5002«Об изучении в 2011/2012 учебном году предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области, апробирующих Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования; 8. Информационное письмо Министерства образования и науки Челябинской области от г 01/5303 (изменения в Закон ЧО «О нормативах финансирования ОУ…»)
9 Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО Региональный уровень: 9.Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г. 103/ 4286 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Челябинской, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования области в учебном году»
10 Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО Проект приказа МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373»
11 Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Устав образовательного учреждения: -цели образовательного процесса (с указанием соответствия содержания образования на начальной ступени общего образования требованиям ФГОС НОО); -система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; -режим занятий обучающихся; -компетенция органов управления ОУ; -открытость и доступность информации об ОУ; -регламентация образовательного процесса.
12 Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Обязательный перечень локальных актов, в которые необходимо внести изменения, связанные с введением ФГОС НОО, определяется перечнем локальных актов, которые отражены в Уставе образовательного учреждения 1) Положение о Совете ОУ; 2) Положение о Педагогическом совете ОУ; 3) Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах; 4) Режим работы ОУ; 5) Положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся ОУ; 6) Положение о промежуточной аттестации в ОУ; 7) Положение о текущем контроле в ОУ; 8) Должностные инструкции работников ОУ.
13 Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказы по образовательному учреждению: - О введении в ОУ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательном учреждении; -Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования ОУ на учебные годы; -Об утверждении учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию основной образовательной программы начального общего образования ОУ на учебные годы; -Об утверждении должностных инструкций работников ОУ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования ОУ на учебные годы; -Об утверждении Положений, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы начального общего образования ОУ на учебные годы; -Об обеспечении информационного сопровождения введения ФГОС НОО в образовательном учреждении и др.
14 Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения на учебные годы
15 Документационное обеспечение требований к содержательным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования в общеобразовательном учреждении
18 Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - Модель организации внеурочной деятельности -План внеурочной деятельности
19 Информационные основания разработки модели и плана внеурочной деятельности -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования». -Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г. 103/ 4286 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Челябинской, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования области в учебном году» -Информационное письмо Министерства образования и науки Челябинской области от г 01/5303 (изменения в Закон ЧО «О нормативах финансирования ОУ…») -Проект приказа МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373»;
20 Организационные модели внеурочной деятельности (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС) В зависимости от условий организации образовательного процесса конкретного образовательного учреждения 1- внутришкольная модель 2- внешняя модель 3- смешанная модель модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель; модели взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей (традиционная, «узловая», стажировочной площадки).
21 Организационные модели внеурочной деятельности (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г. 103/ 4286 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Челябинской, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования области в учебном году») Содержательные модели: «Модель площадок» «Модель проектов»
22 Моделирование содержания внеурочной деятельности « Модель площадок» предполагает формирование индивидуальных (в группе) образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности В рамках данной модели разрабатываться спектр программ внеурочной деятельности различного типа по направлениям развития личности, обозначенным во ФГОС начального общего образования Площадками могут являться специализированные кабинеты, библиотека, спортивные залы (спортивные площадки и комплексы), музей, игровые комнаты, актовый зал, лаборатории и др. помещения образовательного учреждения, учреждения культуры, спорта, искусства города (поселка), промышленные, производственные и другие учреждения и организации
23 Моделирование содержания внеурочной деятельности «Модель площадок» В данной модели акцентируется социальная направленность всех программ, освоение ребенком среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие Программы внеурочной деятельности в рамках данной модели следует формировать по модульному принципу (как для одного года, так и более лет обучения), что обеспечит возможность для перехода школьников из одной программы в другую на разных этапах обучения. Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программам, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями Расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся, условиями, которые имеются в образовательном учреждении
24 Моделирование содержания внеурочной деятельности «Модель площадок» -важная роль принадлежит тьютору и (или) педагогу- организатору -модель может быть реализована в образовательных учреждениях, в которых созданы соответствующие условия: развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в том числе с учреждениями дополнительного образования детей); школа обеспечена соответствующими кадрами; в параллелях начальной ступени количество классов от двух и более Преимуществами данной модели являются: -создание условий обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; -обеспечение возможности обучающимся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года); -обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.
25 План внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ __ на учебные годы («Модель площадок»)
26 Моделирование содержания внеурочной деятельности « Модель проектов» - основана на использовании метода проектов. -содержательные аспекты модели выбираются в соответствии с основными направлениями развития личности, традициями образовательного учреждения, условиями реализации образовательного процесса, наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ внеурочной деятельности. Каждый проект имеет: - цели, - формы организации деятельности детей (конференции, диспуты, соревнования, олимпиады, экскурсии и др.) - формы представления результатов (презентации результатов проектов на родительских собраниях, педагогических советах, стенная газета, оформление специального стенда и др.).
27 Моделирование содержания внеурочной деятельности «Модель проектов»: -развертывание проектов последовательно или параллельно в течение учебного года -данная модель может быть реализована как в первый год обучения школьников, так и спроектирована в целом на первую ступень общего образования с учетом необходимости достижения школьниками различных уровней результатов -модель предусматривает ее реализацию для классов Преимущества модели : -может быть реализована в любых условиях организации образовательного процесса: для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ; -занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, тьюторы; - обеспечивается включенность в процесс всех учащихся и согласованность всех целей внеурочной деятельности
28 План внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ ________ на учебные годы («Модель проектов»)
29 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г Пункт 16 изложить в следующей редакции: «16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
30 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: -пояснительную записку; -планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; -систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
31 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 Содержательный раздел должен определять общее содержание начального общего образования и включать следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: -программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; -программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; -программу духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; -программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; -программу коррекционной работы.
32 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 « Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать: 1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; 2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса; 3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; 4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся; 5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
33 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: -учебный план начального общего образования; -план внеурочной деятельности; -систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта Учебный план образовательного учреждения и план внеурочной деятельности образовательного учреждения являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
34 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 « Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее – система условий) должна разрабатываться на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система условий должна учитывать: - организационную структуру образовательного учреждения, - его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия). Система условий должна содержать: -описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических; -обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения; -механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; -сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; -контроль состояния системы условий.».
35 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 «28. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать: -преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию; -учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; -формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности; -вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; -формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; -мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; -формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления); -диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); -вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза)».
36 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: -учебный план начального общего образования; -план внеурочной деятельности; -систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта Учебный план образовательного учреждения и план внеурочной деятельности образовательного учреждения являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
37 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 Учебный план: «Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов» заменить на предложение «Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов».
38 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 « План внеурочной деятельности. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа начального общего образования предусматривает внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования (до 10 часов в неделю). Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности».
39 Организация учебного процесса в образовательных учреждениях, реализующих ФГОС НОО В первом полугодии первого класса используется "ступенчатый" режим обучения: в сентябре - октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми в ноябре - декабре - 4 урока по 35 минут каждый в январе - мае - 4 урока по 45 минут каждый -Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. -Проведение нулевых уроков не допускается -В первых классах в течение уроков обязательно проведение двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая, после третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут -Согласно нормам СанПиН режим работы образовательного учреждения в 1-х классах предполагает только 5-дневную рабочую неделю
40 Организация учебного процесса в образовательных учреждениях, реализующих ФГОС НОО -рекомендуемая дневная учебная нагрузка обучающихся 1-х классов в целом не должна превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; -наполняемость классов общеобразовательной школы не должна превышать 25 человек; -в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек; -формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП НОО определяет образовательное учреждение; -продолжительность учебного года – 33 недели (в феврале – дополнительные каникулы продолжительностью 7 календарных дней); -для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.