Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерия Тимашева
1 СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.
2 Цель: - изучение особенностей развития социально- психологического климата коллектива и факторов, способствующих его продуктивному развитию; - освоение участниками приемов и методов более глубокого проникновения в собственную личность, ведущее к расширению возможностей самоанализа.
3 Основные вопросы: 1. Понятие «коллектив» в психологии 2. Социально-психологический климат в коллективе 3. Межличностные конфликты: причины возникновения и динамика развития
4 Понятие коллектива в психологии Вопрос 1.
5 Э. Эриксон ( ) Э. Эриксон понимал идентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное «Я». По его мнению, идентичность – это чувство личностного тождества и исторической непрерывности. Он создал структурированную модель идентичности, учитывающую персональные компоненты идентичности и влияние общественной среды. Понятие коллектива в психологии
6 Это отражение внутренней солидарности человека с социальными, групповыми идеалами Это «образ Я» обусловленный психофизиологическими, интеллектуальными, волевыми и духовно- нравственными качествами личности Идентичность Социальная Индивидуальная
7 В своем труде «Избранные педагогические сочинения» В.А. Сухомлинский рассматривает закономерности коллективообразования, взаимоотношения коллектива и личности на психологическом уровне, структуру и становление системы личных и межличностных отношений. В коллективе складывается особый, специфический характер межличностных отношений. Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным Образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.
8 Коллектив характеризуется: 1. устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени; 2. отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3. относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива; 4. структурированности – определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей; 5. организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности; 6. открытостью – то есть готовностью к принятию новых членов.
9 Социально- психологический климат в коллективе Вопрос 2.
10 Социально-психологический климат в коллективе Б.Ф. Ломов ( ) Включил в понятие психологический климат: систему межличностных отношений; психологические механизмы взаимодействия между людьми; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива
11 В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их совпадения характеров, интересов и склонностей. В этом понятии он выделил: социальный климат, который определяется, насколько гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников и граждан; моральный климат, определяющийся моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе; психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
12 Социально-психологический климат – это не статичное, а весьма динамичное образование. Динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива. 2-й этап Интенсивный процесс психологической ориентации, установление связей и позитивных отношений Формирование общих взглядов, ценностных норм и символов Коллективообразование Эмоциональный фактор Когнитивные процессы 1-й этап
13 Другой стороной, характеризующей динамику социально- психологического климата коллектива, являются «климатические возмущения». К ним относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов. Они связаны с изменением окружающей среды или с изменением условий взаимодействия внутри группы. Термин «климатические возмущения» несет в себе как негативную, там и позитивную окраску, поскольку эти возмущения могут мешать, а могут и благоприятствовать жизнедеятельности коллектива.
14 Таким образом, социально-психологический климат – это психологический настрой в группе или коллективе. Его основные факторы: Взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). арактер климата зависит от степени развитости коллектива. Существует прямая положительная связь между социально- психологическим климатом коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов.
15 Межличностные конфликты: причины возникновения и динамика развития Вопрос 3.
16 Межличностные конфликты: причины возникновения и динамика развития Конфликты – неотъемлемая составляющая функционирования любой современной организации. Является причиной возникновения стрессовых ситуаций в процессе коллективной трудовой деятельности Выступает и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция В основе возникновения лежат противоречия, возникающие в процессе трудовой деятельности
17 Функции конфликта: КонструктивныеДеструктивные Проявляется в способствовании предотвращения застоя, служит источником нововведений, развития (появления новых целей, норм, ценностей) Проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно- ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы
18 Типы конфликтов: 1. Внутриличностный конфликт (ситуация, когда подчиненному даются противоречивые указания) 2. Межличностный конфликт (проявляется, как борьба руководителей различных подразделений за использование ограниченных ресурсов, оборудования, капитала и т.п.) 3. Конфликт между личностью и группой (возникает тогда, когда отдельный человек, работающий в группе, не следует нормам поведения, установленным в этой группе) 4. Межгрупповой конфликт (примером является конфликт профсоюза и администрации, или конфликт между неформальными организациями, или конфликт между линейным и штабным персоналом, или конфликт между отделами в организации)
19 У конфликтов может быть несколько причин: - распределение ограниченных ресурсов; - зависимость выполнения задач от других людей; - различия в целях, представлениях и ценностях, в манере поведения и жизненном опыте; - плохие коммуникации. Конфликтное поведение – это пик в развитии конфликта. Оно не может длиться вечно и, в конце концов, конфликтующие стороны должны будут выбрать одну из двух программ поведения: а) снизить уровень напряженности, но сохранять саму конфликтную ситуацию, переводя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; б) искать способы полного разрешения конфликта.
20 Методы разрешения конфликтов: Структурные Межличностные 1. Разъяснение требований к работе. 2. Координационные и интеграционные механизмы (основные механизмы интеграции – это использование служб, которые осуществляют связь между отделами). 3. Общеорганизационные комплексные цели. 4. Структура системы вознаграждений. 1. Уклонение от конфликта. 2. Сглаживание. 3. Принуждение. 4. Компромисс. 5. Решение проблемы.
21 Следует делать: - сохранять самоконтроль и сдержанность; - предоставлять партнеру «выпустить пар»; - не «подливать масла в огонь»: не вступать в конфликтный диалог, не увязать в критических замечаниях, не переходить «на личности»; - попросить партнера сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремиться; - четко и объективно высказать свою оппозицию по отношению к ожидания партнера; - стараться держаться на равных; - извиниться или признать свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством; - оформить принятую договоренность и оговорить взаимоотношения на будущее; - стараться поддерживать баланс деловых отношений в тех границах, которые способствуют достижению общего успеха. Правила общения и поведения в конфликтной ситуации: в конфликтной ситуации:
22 Не следует делать: - не смотреть на партнера враждебно или излишне; - не приписывать ему отрицательные черты характера и низменные намерения; - не демонстрировать свое превосходство; - не обвинять; - не игнорировать интересы участвующих в коллективной деятельности деловых партнеров; - не позволять себе видеть ситуацию только со своей стороны; - не уменьшать имеющиеся заслуги партнеров и не преувеличивать свои собственные заслуги; - не задевать «болевые точки» коллег в работающей команде, их слабые и уязвимые места; - не обрушивать на своих сотрудников слишком много претензий; - не ставить ультиматум такого типа: «Если вы не сделаете это, отношения с вами у меня будут разорваны».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.