Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПавел Титов
1 1 Требования к современному уроку
2 План 1. Структура урока. 2. Проблемы целеполагания на уроке. 3. Этапы урока. 4. Типы уроков. 5. Методы обучения. 6. Изучение математики с помощью средств ИКТ. 7. Интернет-технологии на уроке. 2
3 XXI в. Смена предметно- знаниевой парадигмы образования на компетентностную. 3
4 Сравнительная характеристика Параметры Традиционный подход Компетентностный подход Цели образования Что нового узнает ученик в школе? Чему научится ученик в школе? Решение задач Способ закрепления знаний Смысл образовательной деятельности Результат Наличие знанийФормирование ключевых компетентностей 4
5 Базовые понятия компетентностного подхода Компетент ность Компетен ции 5
6 Компетенция это то, на что претендуют, или то, что назначается по статусу, как должное. Компетентность это то, чего достиг конкретный человек, интегративная характеристика его качеств.
7 Ключевые компетенции Позволяют человеку быть успешным, достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях.
8 На симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы» (1999) были объявлены ключевые компетенции, овладение которыми выступает основными критериями качества образования сегодняшнего дня. 8
9 Кючевые компетен ции Ценностно- смысловые Учебно- познава тельные Коммуни кативные Личностного самосовер шенство вания Социально- трудовые Информа ционные Обще культурные 9
10 Урок – форма реализации целей обучения. Урок – структурный элемент обучения. Ограничен рамками времени. Учитель организует деятельность учащихся по достижению цели обучения. 10
11 11 Структура урока Цели урока Содержание урока Методы обучения на уроке Средства обучения Формы организации УД
12 Цели школьного образования Цели школьного математического образования Цели урока математики Задачи урока 12
13 Примеры некорректной формулировки целей ЦелиПримеры через изучаемое содержание «Изучить первый признак равенства треугольников», «Изучить теорему Виета», «Изучить определение производной функции» и т.д. через деятельность учителя «Показать, как решаются дробно- рациональные уравнения», «Выработать умения складывать десятичные дроби» и т.д. 13
14 В.И. Загвязинский: « … цели должны задаваться конкретно, с тем, чтобы была полная возможность судить о степени их достижения» 14
15 Требования к формулиро ванию цели четкая формулировка достижимостьпроверяемостьконкретность 15
16 Формулировка целиПример 1 неверная «Познакомить учащихся со свойствами параллелограмма» верная «Добиться понимания учащимися свойств сторон, углов и диагоналей параллелограмма» 16
17 Формулировка целиПример 2 неверная (для первого урока) «Научить складывать десятичные дроби» верная «Учить учащихся выполнять сложение десятичных дробей» или «Формировать умение складывать десятичные дроби» 17
18 Конкретизация цели Уровень усвоения знаний Уровень овладения способами деятельности Уровень применения знаний в новой ситуации 18
19 Примеры общих формулировок целей обучения для конкретизации целей урока 1. Сформировать новое понятие на уровне....(указывается уровень усвоения) 2. Обеспечить усвоение учащимися признаков, свойств математического объекта 3. Обучить новому способу действия (указывается способ действия) 4. Устранить пробелы в знаниях (перечисляются, какие конкретно) 19
20 Примеры общих формулировок целей обучения для конкретизации целей урока 5. Сформировать умение видеть связи между понятиями… 6. Формировать у учащихся умения выполнять задания … по образцу 7. Формировать умения переносить знания … в новую ситуацию 8. Создать условия для того, чтобы учащиеся выполнили самостоятельный вывод… 9… … 20
21 Конкретизация целей урока необходимо учитывать Требования учебной программы и стандарта образования Уровень обучен ности Мотивы учения Содерж. которые должны освоить учащиеся 21
22 При формулировании целей учителю важно учитывать: знания, которые должен усвоить ученик, + действия с учебным материалом, чтобы его освоить. 22
23 Д. Толлингерова предложила таксономию учебных задач, разделенных по операциям, необходимым для их решения. 23
24 Учебные задачи КатегорииНазвание 1. Задачи, требующие воспроизведения данных 2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными 3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными 4. Задачи, требующие сообщения данных 5. Задачи, требующие творческого мышления 24
25 1. Задачи, требующие воспроизведения данных: вопросы на узнавание; задачи на воспроизведение фактов, понятий, данных; примеры на воспроизведение определений, правил; задания на воспроизведение текста; и т.д. 25
26 2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными: задачи на анализ и синтез; задачи на сравнение и различение; задачи на упорядочение (классификацию); задачи на абстракцию, конкретизацию, обобщение; решение простых заданий, предполагающих манипуляцию с неизвестными величинами и их поиск по правилу, формуле; задачи на доказательство; и т.д. 26
27 3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными: трансформацию (преобразование словесного материала в математические выражения и наоборот); интерпретацию (объяснение смысла, значения и пр.); индукцию; дедукцию; аргументацию. 27
28 4. Задачи, требующие сообщения данных: написание сочинений, рефератов (конспекты, тезисы, резюме); подготовка доклада, отчета; самостоятельные письменные работы, проекты и пр. 28
29 5. Задачи, требующие творческого мышления: применения знаний на практике; поиска выхода из проблемных ситуаций; целеполагания и постановки вопросов; эвристический поиск и т.д. 29
30 Выбор учителем тех или иных заданий зависит от дидактических целей урока. Цель учителяЗадания Проверить знания учащегося … задачи первой категории Проверить, как учащийся использует сложные мыслительные операции … задачи третьей категории 30
31 В сложившейся практике обучения учитель чаще сам ставит перед учащимися цель урока, оставляя их вне процесса самостоятельного целеполагания. 31
32 В рамках современного урока учитель должен обеспечить условия для того, чтобы учащиеся: приняли поставленные перед ними цели сами могли образовывать их. От целеполагания к целеобразованию. 32
33 33 Урок состоит из этапов, каждый из которых имеет подцель содержание методы формы средства обучения.
34 34 Структура этапа урока Цели этапа урока Содержание этапа урока Методы обучения на этапе урока Средства обучения этапа урока Формы организации УД на этапе
35 Содержательной основой выделения этапов урока является логика процесса усвоения знаний восприя тие осмысле ние запоми нание примене ние обобще ние рефлек сия 35
36 36 Этапы урока I.Организация начала урока II.Проверка домашнего задания III.Подготовка учащихся к основному этапу урока IV.Усвоение новых знаний и способов действий V.Первичная проверка понимания VI.Формирование знаний и способов действий VII.Обобщение и систематизация знаний VIII.Контроль и самопроверка знаний IX.Подведение итогов, рефлексия X.Информация о домашнем задании
37 п\п ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 1.Организация начала занятия Подготовить учащихся к работе на уроке. Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм. 2.Проверка домашнего задания Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявить пробелы и выполнить их коррекцию. Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. 37
38 п\п ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 3.Подготовка к основному этапу урока Актуализировать необходимые опорные знания и умения. Обеспечить мотивацию для понимания и принятия (постановки) учащимися цели урока. Заинтересованность учащихся, воспроизведение опорных знаний и способов действий, осознание их, связывание старых знаний с новыми условиями, с новыми данными и пр., проявление активности в принятии (постановке) цели. 38
39 п\п ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 4.Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Осуществление мыслительной деятельности учащихся и операций: вычленение, сличение, анализ, синтез, выявление противоречия, постановка вопросов, формулирование проблемы, выдвижение гипотез и пр. Активное участие в поиске новых знаний и способов действий учащихся. 39
40 п\п ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 5.Первичная проверка понимания. Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; выявить пробелы и неверные представления с целью их коррекции. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Правильность ответов, выполнения действий. Осознанность нового материала большинством средних и слабых учащихся. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. 40
41 п\п ЭТАПЫДидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 6.Формиро- вание знаний и способов действий. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; формирование новых знаний и способов действий на уровне их применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. 7.Обобще- ние и система- тизация знаний. Формировать целостную систему знаний по теме, предмету; обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей; обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей. 41
42 п\п ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 8.Контроль и самопровер ка знаний. Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию; формировать самоконтроль и самооценку учащихся. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. 9. Подведение итогов урока. Провести анализ и дать оценку успешности достижения цели, наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. 42
43 п\п ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи Рефлексия.Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности (мотивации, способов деятельности, общения). Осознание учащимися своего вклада в урок. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. 10.Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание и принятие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверить соответствующие записи. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. 43
44 Основной этап урока зависит от дидактической цели урока, которая определяет тип урока. 44
45 Типы урока формирования новых знаний формирования умений проверки, оценки и коррекции ЗУН обобщения и систематиза ции комплексного применения ЗУН 45
46 46 Урок формирования новых знаний Цель: создать условия для восприятия учащимися и первичного осознания нового учебного материала, осмысления связей и отношений в объектах изучения.
47 47 Варианты структуры урока I IIIII IV V VI IX X I III IVV VI IXX
48 48 Урок-лекция в зависимости от дид. задач и логики уч. материала: - вводная - установочная - текущая -обзорная в зависимости от деятельности учащихся: - информационная - объяснительная - проблемная - лекция-беседа - …
49 49 Структура урока-лекции создание проблемной ситуации при формулировании темы, цели и задач лекции; ее разрешение при реализации намеченного плана лекции; выделение опорных знаний и умений;
50 50 Структура урока-лекции воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, опорным конспектам и т.д.; применение полученных знаний; обобщение и систематизация изученного; формулирование домашнего задания: вопросы для самоконтроля, перечень заданий из учебника, сообщение списка рекомендуемой литературы.
51 51 Урок формирования умений Цель: создание условий для вторичного осмысления уже известных знаний, формирования умений и навыков по их применению.
52 52 Варианты структуры урока I II III VI IXX I IIIII VI IXX
53 53 В ФГОС-2 общего образования, в котором отражен компетентностный подход подчеркивается особая роль практикумов по решению различных задач в процессе изучения математики.
54 54 Урок-практикум Различают: установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие, обобщающие. Основной способ организации УД учащихся - групповая работа.
55 55 Структура урока-практикума сообщение темы, цели и задач практикума актуализация опорных знаний и умений учащихся мотивация УД учащихся ознакомление учеников с инструкцией выполнение работы учащимися составление отчета обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
56 56 Урок комплексного применения знаний, умений и навыков Цель: создание условий для овладения учащимися умениями самостоятельно и в комплексе применять знания, умения и навыки в стандартных условиях, осуществлять их перенос в новые условия.
57 57 Варианты структуры урока I II III VIVIII IX X I IIIIX VIVIII X
58 58 Урок-семинар самостоятельное изучение учебного материала обсуждение результатов познавательной деятельности «+»
59 59 В практике обучения получили распространение: семинары развернутые беседы, семинары доклады, семинары рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар - решение задач, семинар диспут и т.д.
60 60 Учитель заранее определяет тему, цель и задачи семинара формулирует основные и дополнительные вопросы по теме распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей рекомендует литературу проводит групповые и индивидуальные консультации проверяет конспекты.
61 61 Структура семинара вступительное слово учителя обсуждение вопросов семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщения и т.д дополнение учителем сообщений учеников, ответы на возникшие вопросы, оценка выступлений подведение итогов.
62 62 Урок обобщения и систематизации знаний Цель: создание условий для усвоения знаний в их системе, формирования соответствующих умений.
63 63 Варианты структуры урока I III VIVII IXX I IIIII VIIVIII IX X
64 64 Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся Цели: - Определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков комплексного их применения - Закрепление и систематизация знаний - Коррекция знаний, умений и навыков.
65 65 Урок-зачет Практикуются различные виды зачетов: текущий тематический зачет-практикум дифференцированный зачет зачет-экстерн и т.д. Различают зачеты: открытые и закрытые.
66 66 Открытый тематический зачет Учитель заблаговременно сообщает о предстоящем зачете, его содержании, особенностях организации и сроках сдачи; выбирает консультантов; готовит консультантов для зачета, проводит собеседование с ними (проверяет, оценивает их знания, еще раз объясняет методику проверки вопросов и заданий к зачету).
67 67 На уроке-зачете: консультанты выполняют проверку вопросов и заданий в своих группах учитель выборочно из разных групп проверяет работы учащихся учитель на основе оценок консультантов выставляет отметки учащимся и подводит общие итоги зачета.
68 68 Структура урока Цели урока Содержание урока Методы обучения на уроке Средства обучения Формы организации УД
69 69 Метод обучения – это взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся по достижению конкретных запланированных целей обучения. В дидактике существует несколько классификаций методов обучения.
70 70 Методы обучения (А.М. Пышкало) По форме организации обучения Рассказ учителя Беседа Самосто- ятельная работа Дидакти- ческая игра По источнику приобретения знаний СловесныеНаглядные Практические
71 71 Классификация методов обучения (М.Е. Бершадский)
72 72 Ученик знает от учителя: из какого знания надо исходить; через какие промежуточные задачи надо пройти в изучении темы; каким образом их решить. Функции ученика в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести.
73 73 Метод – объяснительно-иллюстративный Соответствует традиционному взгляду на образование как передачу молодому поколению знаний и опыта старшего поколения. Наиболее распространен в практике обучения.
74 74 Ученик знает: из чего исходить; что делать (получив результаты по первой части программы действий, надо перейти к выполнению второй части программы, и так далее до получения планируемых результатов). Ученик не знает: промежуточных задач. Этот метод – программированный.
75 75 Ученику открыты промежуточные задачи, но способ их решения не сообщается. Тогда приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик (приемов), и так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результата. Этот метод - эвристический.
76 76 Ученик не знает: промежуточные задачи; пути их решения. Ученик имеет противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Этот метод – проблемный.
77 77 Ученик отбирает сам исходные условия в зависимости от понимания задачи. Из этих условий получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При получении расхождений с целью вносит изменения в свои начальные условия и вновь проходит весь путь. И так до тех пор, пока ученик не получит один из возможных исходов: требуемая точность достигнута или доказано, что это невозможно. Этот метод – модельный (напоминает исследовательский процесс моделирования).
78 78 Главные достоинства этой классификации – простота и технологичность Чтобы выяснить, каким методом учитель проводил урок, достаточно задать не более трех вопросов: Проводилась ли в начале урока актуализация начальных условий (имело ли место вводное повторение)? Формулировал ли учитель промежуточные задачи в ходе работы над материалом урока? Предлагал ли учитель готовые способы решения промежуточных задач?
79 79 Методы обучения Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный
80 80 Меняется позиция ученика: от объекта научения, получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий.
81 81 Меняется позиция учителя: из транслятора содержания обучения превращается в менеджера, организатора коммуникаций и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений на предмет соответствия планировавшим результатам. Возрастают возможности в реализации личностно- ориентированной парадигмы образования, когда учитель уходит от менторства и становится для учеников не начальником, а старшим товарищем.
82 82 Структура урока Цели урока Содержание урока Методы обучения на уроке Средства обучения Формы организации УД
83 83 Формы организации учебной деятельности учащихся В обучении различают следующие формы организации УД учащихся: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.
84 84 Ученик Учитель Ученик Формы организации учебной деятельности учащихся Учитель
85 85 Структура урока Цели урока Содержание урока Методы обучения на уроке Средства обучения Формы организации УД
86 86 Средство обучения – это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности (П.И. Пидкасистый)
87 87 К материальным средствам относятся: учебники и пособия таблицы модели макеты учебно-технические средства (компьютер, его аппаратные средства) и др.
88 88 Идеальными средствами обучения выступают: общепринятые системы знаков: язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.); учебные компьютерные программы; ЦОР и др.
89 89 Средства обучения ТрадиционныеЦифровые
90 Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками: Главной целью урока является развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. Организация урока динамична и вариативна. На уроке используются современные педагогические технологии, в том числе информационные. 90
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.