Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАртем Шляпников
1 Духовно-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
2 Причины, заставляющие говорить об актуальности заявленной темы Безусловно, духовно- патриотическое воспитание актуально во все времена, особенно в наши дни, когда поиск детьми нравственных ориентиров чрезвычайно затруднен. Этому способствует ряд причин, затрагивающих все сферы нашей жизни.
3 Это и повсеместная компьютеризация, особым образом влияющая на умы детей, и трагически недостаточное количество родительского внимания, и порой излишне политизированное поведение окружающих.
4 Таким образом, у современного ребёнка возникает много нравственных соблазнов, облегчающих и одновременно опустошающих внутреннюю жизнь. Несомненно, здесь должен прийти на помощь учитель, так как на уроках русского языка и литературы осветить проблемы, связанные с духовно-патриотическим воспитанием, – наиболее логично и целесообразно.
5 Духовно-патриотическое воспитание на уроках русского языка Любое лингвистическое явление можно и должно рассматривать через призму духовного достояния русского народа. Каждый урок русского языка, какой бы темы он ни касался, -- это непременно экскурс в историю родного языка, разговор об исключительном богатстве его ресурсов. Например, работая над темой «Слитное и раздельное написание не с существительными», узнаёшь, что слово негодяй первоначально связано с рекрутским набором на Руси: так называли человека, не годного к службе.
6 Кроме того, нельзя обойти вниманием упомянутый воспитательный аспект, работая над программными сочинениями.
7 Так, например, программа С.И. Львовой и В.В. Львова для 5 класса предусматривает широкий спектр тем, касающихся творческой деятельности детей. Знакомство с картинами М.А. Врубеля, И.И. Фирсова, В.Д. Поленова, И. И. Левитана, А.И. Куинджи (с помощью самостоятельно добытой информации, статей и репродукций в учебнике, презентаций учителя) не только вводит школьников (чаще всего этого не желающих) в особый художественный мир, но и помогает осваивать определенную лексику, развивать письменную речь. Куинджи А.И. Березовая роща.
8 При этом воспитывать в детях гражданскую позицию, соприкасаясь с миром искусства, – беспроигрышный вариант. Созерцая картины, связанные со славным историческим прошлым России, картины, посвящённые красоте русской природы, учащиеся понимают истинное значение таких понятий, как : любовь к Родине, патриотизм. Поленов В.Д. «Московский дворик».
9 Как это ни парадоксально, в творческий процесс оказываются вовлеченными и родители, которые переживают за успехи своих детей. Пусть даже интерес родных изначально сугубо практический (отметки), кто, как не учитель, посодействует интересу к отечественной культуре, когда всем «некогда», «не хватает сил»? Врубель М.А. Царевна-Лебедь.
10 Духовно-патриотическое воспитание на уроках литературы Формирование нравственно-эстетических представлений Формирование нравственно-эстетических представлений, гуманистических идеалов, гражданской позиции является наиболее важной целью уроков литературы в школе при анализе художественных произведений, обсуждении тем, касающихся основных нравственных категорий (любовь, добро, зло, гуманизм): «Гуманистическая направленность пушкинской сказки», «Любовь как высшая нравственная основа», «Семейные традиции и их влияние на формирование личности».
11 На уроках изучения русской литературы, реализуя цели духовно-патриотического воспитания, конечно же, недостаточно руководствоваться материалом учебника. Необходимо привлекать и дополнительную информацию, которая поможет углубить знания учеников, расширить их кругозор и увлечь за собой.
12 Приступив к изучению литературы XX века, можно более подробно осветить особенности культурного процесса конца ХIХ–начала XX веков, поговорить о музыкальности творчества -- собственно художественного, театрального, литературного, музыкального (Врубель, Чюрлёнис – Блок, Бунин – Мейерхольд). М. К. Чюрлёнис ( ): живопись по законам музыки.
13 Заключение Таким образом, на плечи современного учителя ложится львиная доля ответственности за воспитание детей – будущих патриотов, но, главное, людей думающих и чувствующих. Ведь патриот – очень ёмкое понятие. Это человек, открытый развитию, воспитанию доброте, сердечности – то есть обладающий важнейшими личностными качествами. Именно они становятся опорой в формировании гражданской позиции человека знающего, адекватного, умеющего найти свои, истинные ориентиры в жизни.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.