Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДарья Мушкетова
1 Общаться с родителями! Как?
2 «Хороший ребёнок – удобный ребёнок… Всё воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен… А для этого, прежде всего, нужно сломать его собственный дух и собственную волю», Януш Корчак то есть превратить его из субъекта в объект.
3 Стало быть, хороший родитель – это удобный родитель (покладистый, тихий, внимающий и исполняющий). Однако возникает проблема: педагоги часто жалуются на пассивность и безответственность родителей. Но, активность и ответственность присущи только субъекту, обладающему собственными целями, смыслами и интересами, как правило, отличающимися от наших.
4 Взаимоотношения Принцип взаимоотношений – в определенном смысле коллеги! Наша задача – обмен опытом, совместная выработка каких-то решений. Мы вместе – учителя и родители – делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей.
5 Стереотипное мнение родителей об учителях Учителя – это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы – мучайся.
6 Стереотипное мнение учителей о родителях Какие родители – такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам – разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.
7 Эффективность взаимодействия Важно правильно организовать встречу, особенно индивидуальную. Прежде всего и вы, и родители должны быть уверены, что у вас будет достаточно времени для разговора. Значит, о встрече в точно назначенное время следует договориться заранее.
8 Степень доверия к услышанному зависит от субъективного восприятия компетентности и надежности учителя, его искренности, а также от того, насколько полученная информация совпадает с собственными представлениями и исходными установками родителя. Люди склонны больше доверять информации, полученной от тех, кто похож на них (внешне, этнически, мировоззренчески и т.д.), а также от тех, кто отстаивает определённые позиции в ущерб собственным интересам. Быстрая речь оратора является более убедительной, чем медленная. На эффективность общения влияют взаиморасположение собеседников в пространстве, интенсивность и адекватность использования жестов, богатство мимических проявлений собеседников.
9 Создание конструктивной среды при встрече и на родительском собрании Всегда важно четко представлять себе как начинать встречу (собрание) и чем заканчивать; соответствие содержания встречи основной цели; последовательность перехода от решения более простых проблем к более сложным; наличие связи между отдельными обсуждаемыми проблемами, обеспечивающей единое восприятие всего «мероприятия»; необходимая смена ритма протекания собрания, чередование информационно-интеллектуальных и эмоциональных элементов общения; предоставление каждому родителю возможностей высказаться; получение родителями позитивных впечатлений от собрания; возможность каждого родителя принять участие в обсуждении всех проблем и выработке решений собрания; безоценочность действий и личности родителей и их детей, которая предусматривает избегание оценочных суждений педагога об участниках собрания и участников друг о друге.
10 «Я – высказывания» «Я – высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я – высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности и на себя за происходящее. Говорящий выражает словами проблему, чувства, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений
11 Пример! «Когда Дима на мою просьбу сдать тетрадь ответил: «Я забыл тетрадь дома…» -«Я рассердилась…» -«Ведь я накануне предупреждала о том, что буду собирать тетради…» -«Я прошу вас проконтролировать в течение недели выполнение Димой домашних заданий и прийти в субботу в школу или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия»..
12 Алгоритм построения «Я – высказывания»: Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Описание причины возникновения чувства. Выражение просьбы.
13 Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Пример: «Когда Дима на мою просьбу сдать тетрадь ответил: «Я забыл тетрадь дома…» Сравните: «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требование сдать тетрадь»
14 Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Выразите свои чувства: «Я расстроилась…», «Я рассердилась…» Старайтесь не обвинять ни родителей, ни ученика (это может вызвать «сопротивление» и нежелание решать проблему совместно).
15 Описание причины возникновения чувства. Пример: «Ведь я накануне предупреждала о том, что буду собирать тетради…»
16 Выражение просьбы. Пример: «Я прошу вас проконтролировать в течение недели выполнение Димой домашних заданий и прийти в субботу в школу или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия».
17 Позиция «адвокат» Говоря о проблемах ребенка, педагог говорит с позиций его защитника - человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат» - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. 1. Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи. 2. Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. - Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. - Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. - Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
18 Рекомендуется использовать тогда, когда родители просят совета учителя, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка; родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов; педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. В этом случае разговор можно начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
19 Позиция «прокурор» - В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе. -Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь. Вы ничего не сделали, для того, чтобы у Димы была тетрадь с домашним заданием, хотя Вы обязаны следить за своим ребенком! Я ничем не могу вам помочь.
20 Не рекомендуется использовать так, как - использование стиля «прокурор» вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников. -Более того, как только родитель почувствует в словах учителя нотки обвинения, он либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смерено соглашаясь со всем. -Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом. -После подобной «воспитательной» беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения. -К тому же обида или даже злоба на учителя, который «наябедничал», тоже едва ли поможет разрешить проблему, напротив, все это может только усугубить положение.
21 «Принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй; Во второй части педагог говорит только о поступке, а не личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза». Завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы. - Дима активно отвечал на уроке, - но он не сдал тетрадь с домашней работой, так как забыл ее дома. -Мы с ним договорились о том, он вечером ответственно подойдет к сбору портфеля и завтра обязательно ее принесет.
22 Для успешного взаимодействия с родителями необходимо: исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей; фиксировать внимание при беседе с родителями не на подробностях проблемы, а на способах ее решения; убедиться, что для планируемого разговора будет достаточно времени; объективно оценивая ребенка, начать разговор с позитивных моментов; создать доверительную атмосферу разговора; вести беседу в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т. е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать; быть готовым привлечь к ситуации смежных специалистов.
23 Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Успехов и терпения вам, коллеги!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.