Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВера Силичева
1 Основные способы словообразования
2 Тест 1.Отметьте слова, в которых пишется буква а. 1.Отметьте слова, в которых пишется буква а. 1) Оз..рение, 2) прик..сновение, 3) выск..чка, 4) р..стовщичество, 5)скл..нение, 6) з..ренька, 7) пог..релец, 8) неприк..сновенность, 9) пл..вчиха, 10) тв..рение, 11) вск..кивать, 12) зар..стание, 13) р..внина, 14) откл..няться, 15) разг..реться, 16) м..кание, 17) спл..влять, 18) р..вноденствие, 19) утв..рь, 20) р..сток. 2.Отметьте слова, в которых пишется буква и. 2.Отметьте слова, в которых пишется буква и. 1) Расст..лить, 2) отт..рать, 3) бл..стеть, 4) разб..рать, 5) ц..рк, 6)ц..ган, 7) ум..реть, 8)сж..гать, 9) скворц.., 10) панц..рь, 11) ц..пленок, 12) обж..гание, 13) станц..я, 14) сестриц..н, 15) выч..тать. 3.Отметьте слова, в которых пишется буква ё. 3.Отметьте слова, в которых пишется буква ё. 1) Ч..рт, 2) маж..р, 3) стаж..р, 4) ноч..вка, 5) сгущ..нка, 6) сильный ож..г, 7) мальч..нка, 8) испеч..н, 9) плащ..м, 10) горяч... 11) ещ.., 12) камыш..вый, 13) подж..г дом, 14) княж..н, 15) копч..ный. 4.Отметьте слова, в которых пишется буква е. 4.Отметьте слова, в которых пишется буква е. 1) Пр..добрый, 2) пр..крыть, 3) пр..город, 4) пр..вилегия, 5) пр..рогатива, 6) пр..ватный, 7) пр..оритет, 8) пр..ступить (закон), 9) пр..творить в жизнь, 10) б..стящий, 11) замоч..к, 12) пальч..к, 13) платоч..к, 14) сит..чко, 15) луков..чка. 5.Отметьте слова, в которых пишется буква ъ. 5.Отметьте слова, в которых пишется буква ъ. 1) Без..ядерный, 2) вар..ировать, 3) кабал..еро, 4) в..явь, 5) ин..екция, 6) из..ян, 7) почтал..он, 8) мыш..яковый, 9) фел..етон, 10) меж..языковый, 11) раз..единенный, 12) с..емочный, 13) фельд..егерь, 14) четырех..ярусный, 15) кан..он. 6.Отметьте слова, в которых пишется буква з. 6.Отметьте слова, в которых пишется буква з. 1) Бе..болезненный, 2) бе..трепетный, 3) ра..лагать, 4) бе..граничный, 5) бе..цензурный, 6) и..ключить, 7) ра..каиваться, 8) бе..жизненный, 9) ра..познавать, 10) бе..шабашный.
3 Способы образования слов: морфологический; морфологический; неморфологический. неморфологический.
4 Морфологический способ словообразования морфемный – новые слова образуются с помощью прибавления морфем; морфемный – новые слова образуются с помощью прибавления морфем; сложение – новые слова образуются сложением слов или основ. сложение – новые слова образуются сложением слов или основ.
5 Морфемный способ словообразования приставочный (префиксный) – со-товарищ, пере- читать; приставочный (префиксный) – со-товарищ, пере- читать; суффиксальный – бан-щик, лет-н-ий; суффиксальный – бан-щик, лет-н-ий; приставочно-суффиксальный – под-окон-ник, бес- плат-н-ый; приставочно-суффиксальный – под-окон-ник, бес- плат-н-ый; постфиксальный – учить-ся, остало-сь; постфиксальный – учить-ся, остало-сь; без аффикса (бессуфиксный) – взрыв-ать, переход- ить. без аффикса (бессуфиксный) – взрыв-ать, переход- ить.
6 Способ сложения сложением слов или основ: диван-кровать, платье- костюм; языкознание, пятиэтажный; сложением слов или основ: диван-кровать, платье- костюм; языкознание, пятиэтажный; сложением из начальных слогов целого словосочетания: профком, спецкор; сложением из начальных слогов целого словосочетания: профком, спецкор; сложением из начальной части одного слова и целого другого слова: сельсовет, стенгазета; сложением из начальной части одного слова и целого другого слова: сельсовет, стенгазета; сложением из начальных букв слов, составляющих словосочетание: РФ, СНГ; сложением из начальных букв слов, составляющих словосочетание: РФ, СНГ; сложением из начальных звуков слов: вуз, ТАСС; сложением из начальных звуков слов: вуз, ТАСС; обратным словообразованием: дояр (к слову доярка). обратным словообразованием: дояр (к слову доярка).
7 Модуль 1. Морфемные способы словообразования Морфем- ные СС суффиксаль- ный Приста-вочно- суффик- сальный Пост-фикса льный без аффик-са приста- вочный
8 Модуль 2. Образование слов способом сложения Способ сложе-ния началь- ных слогов части и целого слова началь- ных букв началь- ных звуков обрат- ное СО слов или основ
9 Неморфологические способы Морфолого-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся: Морфолого-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся: субстантивация (переход в имена существительные): дежурный по классу (дежурный ученик); субстантивация (переход в имена существительные): дежурный по классу (дежурный ученик); адъективация (переход в имена прилагательные): блестящие способности (ср.: блестящие на солнце паутинки); адъективация (переход в имена прилагательные): блестящие способности (ср.: блестящие на солнце паутинки); прономинализация (переход в местоимения): данное событие, т. е. "это событие", "то, о котором идет речь" (ср.: данное мною обещание); прономинализация (переход в местоимения): данное событие, т. е. "это событие", "то, о котором идет речь" (ср.: данное мною обещание); адвербиализация (переход в наречия): идти наудачу (ср.: надеяться на удачу). адвербиализация (переход в наречия): идти наудачу (ср.: надеяться на удачу).
10 Лексико-семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате распад многозначного слова на омонимы: долг - (задолженность) - долг (обязанность); Лексико-семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате распад многозначного слова на омонимы: долг - (задолженность) - долг (обязанность); Лексико-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов: сейчас (из сей час), сегодня (из сего дня), сумасшедший (из с ума сшедший). Лексико-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов: сейчас (из сей час), сегодня (из сего дня), сумасшедший (из с ума сшедший).
11 Модуль 3. Неморфологические способы словообразования Неморфоло- гические СС Морфолого- синтаксический субстантивация адъективация прономи- нализация адвербиа- лизация Лексико- семантический Лексико- синтаксический
12 Определите способ словообразования: Подрисовать Подрисовать лесок лесок подводный подводный ракета-носитель ракета-носитель мороженое мороженое ТЮЗ ТЮЗ волноваться волноваться автовокзал автовокзал сердечный сердечный купля-продажа купля-продажа пешеход пешеход визг визг ДТП ДТП спеть спеть осенний осенний
13 Подрисовать (рисовать) – приставочный, лесок (лес) – суффиксальный, подводный (вода) – приставочно-суффиксальный, ракета-носитель - сложение целых слов, мороженое - морфолого-синтаксический, субстантивация, ТЮЗ (Театр юного зрителя) – сложение из начальных звуков слов, волноваться (волновать) – постфиксальный, автовокзал - сложение начальной части слова с целым словом, сердечный (сердце) – суффиксальный, купля-продажа - сложение целых слов, пешеход - сложение основ, визг (визжать) – безаффиксный, ДТП (дорожно-транспортное происшествие) – сложение начальных букв, спеть (петь) – приставочный, осенний (осень) – суффиксальный.
14 Тесты по ЕГЭ Тест Укажите способ образования слова облить: а) суффиксальный; а) суффиксальный; б) приставочно-суффиксальный; б) приставочно-суффиксальный; в) безаффиксный; в) безаффиксный; г) приставочный. г) приставочный.
15 Тест Укажите способ образования слова смотреться: а) суффиксальный; а) суффиксальный; б) постфиксальный; б) постфиксальный; в) безаффиксный; в) безаффиксный; г) приставочный. г) приставочный.
16 Тест Укажите способ образования слова чайная: а) суффиксальный; а) суффиксальный; б) субстантивация; б) субстантивация; в) постфиксальный; в) постфиксальный; г) безаффиксный. г) безаффиксный.
17 Тест В каком слове есть суффикс –К-, имеющий уменьшительно-ласкательное значение? а) рубка; а) рубка; б) подсобка; б) подсобка; в) бородка; в) бородка; г) зачетка. г) зачетка.
18 Тест В каком слове есть суффикс -ЧИК- со значением «маленький»? а) переписчик; а) переписчик; б) возчик; б) возчик; в) стульчик; в) стульчик; г) мальчик. г) мальчик.
19 Тест В каком слове есть приставка ПРИ- со значением «сопутствующий характер действия»? а) приоткрыть а) приоткрыть б) приплясывать б) приплясывать в) приписать в) приписать г) приставить ( к стене). г) приставить ( к стене).
20 Итог: -Что изучает морфемика? -Какие вы знаете морфемы? Для чего они служат? -Какие способы образования слов вы знаете? -Расскажите о морфологическом способе словообразования. -Что значит неморфологический способ словообразования?
21 Домашнее задание (по выбору) Повторить новый материал, выучить схемы-модули и основные определения; или упражнения учебника 126 (I часть) и 131; или упражнения учебника 126 (I часть) и 131; или творческое задание – составить тест по теме «Морфемика и словообразование». или творческое задание – составить тест по теме «Морфемика и словообразование».
22 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.