Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНина Сыромятникова
1 Пишем сочинение Вариант 6 Отрывок из повести А. И. Солженицына.
2 1.Чтобы не ошибиться в понимании текста, нужно - внимательно прочитать и понять текст, - составить его условный план, - - определить главную мысль каждого абзаца, - - выявить стиль и тип текста.
3 Этап 1 : ( чтение и составление плана) План. 1.Описание впечатления от места, где находится главный герой ( пр.1-19):печальное зрелище разрухи. 2.Воспоминание о былом, когда всё выглядело иначе (20-34):живописная картина старой Москвы. 3.Диалог героев о судьбе старых построек (35-44): «Москва – уходит». 4.Итог воспоминаниям и впечатлениям (45-48): «Совершенно даже не верилось …»
4 Этап 2. Определите проблематику текста. Какими двумя способами это можно сформулировать проблему? 1.В виде риторического вопроса: Как в наше время меняется исторический облик Москвы? 2.В виде повествовательного предложения: А. И. Солженицын затрагивает проблему разрушения древнего архитектурного облика столицы.
5 Этап 3.Определение стиля речи и типа текста. 1.Какие стили речи мы знаем, как различаем? ПублицистическийХудожественный Сообщение информации + воздействие Создание образов + воздействие От лица автораОт 3-го лица, от лица героя- рассказчика. Здесь нет знака равенства между автором и героем.
6 Вывод: Стиль художественный, а значит, позиция автора выявлена нечётко, а через подтекст, художественные образы, портрет, пейзаж, поступки и диалоги героев. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ АВТОРОМ ТИПЫ ТЕКСТА: Задание: Определите типы текста, представленные в отрывке.
7 ПовествованиеОписаниеРассуждение предложений 1,2,3,17,19-31, ,12,23-24, Приёмы, используемые автором, художественные средства выразительности «взбирался» «забрёл» «стоял с девушкой» «шли переулками» «посмотрел на колоколенку» «пустырь» (эмоциональная окраска) «покосившийся сарайчик» «оставшийся забор…неначатое строительство» «вокруг церквушки узенькая дорожка» «просторная открытая даль» «пять червонно-золотых куполов» «золотое сияние» «совершенно даже не верилось» «солнечный вечер и декабрьский рассвет» (контекстуальный антоним)
8 Вывод: в отрывке-воспоминании преимущественно используется описание, создавая антитезу «ранее- сегодня» преимущественно используется описание. Авторская позиция выявляется через оценочную лексику : Ранее: «осенний вечер», «маленькая церковь», «узкая дорожка», «осеняли купол», «поток заката», «просторная открытая даль» и др. Сейчас: «пустырь», «покосившийся сарайчик», «заваленное щебнем», «разрушили колоколенку», «разворотили лестницу» и др.
9 Позиция автора: В наше время неразумно и варварски уничтожаются памятники архитектуры древней Москвы, утрачивается своеобразие неповторимых уголков старого города.
10 Этап 4. Записываем 1-3 части сочинения, уточняя содержание комментария: 1.К какому типу проблем относится выявленная нами? -острая нравственная, философская. 2.На каком материале раскрывается? -на примере отрывка из произведения А. Солженицына, в котором главный герой возвращается в уголок Москвы, где не был более 20-ти лет, и не узнаёт его. Тот пейзаж, который так радовал когда-то душу, с которым были связаны нежные воспоминания, безвозвратно исчез. Вместо изящной церквушки, хранившей память о поколениях, проходивших мимо её ограды людей, был пустырь, заваленный хламом, а рядом заброшенная стройка. Автор показывает чувство растерянности от увиденного и сожаления об утраченном, передавая внутренний монолог героя: «Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер ( когда автор впервые побывал здесь) и этот декабрьский рассвет ( нынешние впечатления героя) происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли.»
11 Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания части С) 1.Проблема сформулирована : К1 2.Её прокомментировали : К2 3.Позицию автора выявили: К3
12 Этап 5.Выразить своё согласие или несогласие с позицией автора.
13 . ЭТАП 6: а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например: Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что … Автор учит нас тому, что… б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например: Так зачем же люди…? Хотя …, но именно. в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении, некую смысловую точку), например: Прочитав этот текст, понимаешь, что … Недаром говорят: … г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека,), например: Справедливо высказывание… «…», писал известный русский поэт и писатель …
14 ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ : Нельзя не согласиться с тем, что зачастую памятники архитектуры – свидетели жизни наших предков – бездумно уничтожаются. Об этом же размышляет Д. С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном», приводя примеры подобного отношения к культурно-историческому наследию в Санкт-Петербурге. Больно сознавать, что можно никогда не увидеть здания и памятники, которые в своих произведениях описывали классики русской литературы. Примером тому может служить описание А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» Петровского замка, который видит из окна кареты Татьяна Ларина, для неё он символ древней столицы. Отрадно сознавать, что и сейчас он радует своей строгой красотой жителей Москвы, как многие другие чудом сохранившиеся свидетели исторического прошлого нашей Родины. Небольшой отрывок из повести А. Солженицына звучит как предостережение нам и заставляет задуматься над тем, а что увидим мы через двадцать лет: свидетельства культурной жизни предков или каменные однообразные джунгли с грудой мусора вокруг. И верится в хорошее, потому что с надеждой звучат последние слова автора, несмотря на печальный пейзаж вокруг, герой всё-таки видит «..далёкий обзор с холма,..извивы реки, повторённые последними фонарями».
15 Заключительный этап: Сколько абзацев получилось в сочинении? Какие состоят из одного предложения? Достаточно ли этого? Каким элементом можно его дополнить? (вступлением)
16 Домашнее задание: Написать сочинение, используя материал урока
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.