Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладимир Мишечкин
2 Переход учащихся из начальной школы на 2 ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует общему развитию школьников.
3 Однако этот уровень развития учащихся лет далеко не одинаков : у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Первая трудность - психологическая.
4 Принято считать, что младший школьник, становясь учеником среднего звена, испытывает сильнейший психологический стресс, едва ли не равный по своей силе стрессу первоклассника, пришедшего в школу первого сентября. Мы все знаем, что надо делать, чтобы снять психологическое напряжение и привить первокласснику любовь к учёбе. Но с пятиклассниками такая работа, как правило не ведётся.
5 Для учителей начальной школы на первый план всегда выходит проблема психологической совместимости со своим учеником, ведь это в значительной степени обеспечивает успешность обучения. В средней школе этот процесс более долгий и не всегда удачный, ведь сюда переходят уже сформировавшиеся личности со своими мыслями и мнениями. Нескоординированность требований программы выпускников 4 классов и 5, отсутствие преемственности в самом важном - в программах и, как следствие, в учебниках - вот корень проблемы снижения успеваемости учащихся.
6 Каждому учителю - предметнику необходимо учитывать психологическую аксиому о неравномерном развитии человека. Подхватите совет Л. С. Выготского : при изучении результативности обучения учитывать не только абсолютную успешность ( соответствие достижений ученика программным требованиям ), но, главным образом, успешность относительную ( продвижение ученика по отношению к самому себе ). Не у всех школьников относительная успешность будет совпадать с абсолютной.
7 Нужно : По договорённости практиковать взаимопосещение уроков классов. Что это даст ? Будущие учителя - предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4 класса познакомится с методикой проведения уроков специалистом. При этом каждый выскажет своё мнение об уроке коллеги ( разумеется, в дружеской форме ). Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели пару уроков своего предмета, т. е. провести кратковременную стажировку в классе, где им предстоит работать. Нет лучшего способа познакомиться с детьми ! Совсем не лишена правильности мысль, что класс каждого конкретного учителя начальных классов будет « наследовать » конкретный учитель средней школы. Полугодовые и годовые контрольные работы в 4 классе желательно составлять и практиковать вместе с учителем 5 класса. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной « группы риска », т. е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого - педагогической поддержке. Ниже приводится комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень Уфимцевой Л. П., доктора психологических наук г. Красноярска. Он отражает степень сформированности основных психологических новообразований данного возраста, необходимых для успешного обучения : - произвольности ; - саморегуляции ; - теоретического ( понятийного ) мышления ; - учебно - познавательной мотивации.
8 Учителя пятых классов должны быть наиболее квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам. Они должны дать возможность младшему школьнику безболезненно пройти тяжелый путь от младшей к средней ступени обучения. Казалось бы, это лишь штрих, но очень существенный. Ведь обучение - это не просто передача знаний, а, прежде всего, жизнь ребенка в школе.
9 Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приёмов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Необходимо с первых же дней знакомства с новым классом поддерживать этот интерес в тех детях, у кого он хоть мало - мальски теплится. Для творческого человека ясно, что работа без интереса - каторга. Вопросы интереса, мотивации обучения очень сложны. Именно интерес заставляет ребенка часами смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, в общем, заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. Младший подросток больше тянется к общению со сверстниками, постоянной смене впечатлений, что характерно для нашего времени. Ведь еще 10 лет назад дозированность и ритм информации были намного медленнее. Ускорение информационного потока, с одной стороны, расширяет кругозор ребенка, а с другой - порождает опасность поверхностного, созерцательного отношения к информации. Именно поэтому зачастую возникает чувство знакомости, хотя само знание чисто визуально, на уровне обрывочных впечатлений.
10 На данном этапе родители должны познакомиться со всеми учителями, которые будут преподавать в классе. А учитель начальной школы должен встретиться новым классным руководителем детей и подробно рассказать о детях, составить каждому ребенку психолого - педагогическую характеристику. К сожалению, часто случается, что старательный ребенок, всегда привыкший учить и выполнять все, что задано, не в силах самостоятельно справиться с увеличивающимся объемом заданий. К тому же, частотность уроков в младшей школе была почти ежедневной. И сейчас ему требуется не только старательность и усидчивость, а умение сортировать и логически обобщать материал. Именно поэтому часты случаи, когда у умных, способных все схватывать на лету детей, успеваемость от класса к классу снижается.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.