Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛидия Попова
1 словообразование
2 Выпишите из текста слова, образованные: 1) суффиксальным способом, 2) приставочным способом, 3) сложением. Легкий снежок, выпавший поутру, вскоре сгребли с тротуаров, но он остался на крышах, веточках, на прошлогодней траве. Пришел кот, понюхал снег, чихнул и попятился. Прилетела стайка воробьев. Они попрыгали, склевали что-то, шумно ссорясь, и улетели всей стаей. По переходу важно проследовал породистый пес, которого вела серьезная девочка.
3 1. Путешественник по морям. 2. Запас бензина. 3. Помещение для совместного проживания людей. 4. Человек, занимающийся пчеловодством. 5. Аппарат, передвигающийся по Луне.
4 И Г Р А Заполните таблицу словами
5 У К.И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из них, но не только ради любопытства, а со словообразовательной целью: заодно укажите ошибки в образовании производных слов, запишите правильный вариант. Во всех ли случаях легко выполнить это? – Ты же пил чай. – Да не пил я. Я только пивнул капельку. – Стрелка на часах ходнула разок. – Ой, как больнуло живот! – Я только немножко откуснул от пирожка.
6 – Пойдем в этот лес заблуждаться. Да что ты от меня все ухаживаешь? – Червячное яблоко. – Пугательные сказки. – Сверкастенький камушек. – Какой песок песучий! – Зубовный врач. – Смотри, какая жукашечка ползет!
7 Мальчик услышал, как некая купальщица сказала на пляже: – Я просто с ума сошла. Купаюсь четвертый раз. И спросил у матери часа через два: – Куда она ушла, сумасошлатая? Четырехлетняя Майя: – Лес заблудительный, однойнельзяходительный. Деревенской девочке сказали, что мы собираемся в лес. Она спросила: – Всколькером?
8 Определите, каким способом образованы слова в каждом столбике: а) Гладкий – гладь, глубокий – глубь, глухой – глушь, тихий – тишь, немощный – немощь, рваный – рвань, сухой – сушь, синий – синь, зеленый – зелень, высокий – высь; б) подвозить – подвоз, перевозить – перевоз, уходить – уход, пробегать – пробег, откормить – откорм, зажимать – зажим, переносить – перенос, поливать – полив, вскрикнуть – вскрик, загореть – загар, ударить – удар;
9 Определите, каким способом образованы слова в каждом столбике: в) Вешать – перевешать; думать – вздумать; нести – вынести; прясть – допрясть; смеяться – засмеяться; собирать – насобирать; ехать – объехать; тащить – оттащить; скакать – поскакать; расти – подрасти; ходить – приходить; бить – разбить; писать – описать; жечь – сжечь; плыть – уплыть. г) Противно – препротивно; любезно – прелюбезно; глупо – преглупо.
10 д) Отдел – подотдел; группа – подгруппа; станция – подстанция; разделение – подразделение; заголовок – подзаголовок; вкус – привкус; история – предыстория; дед – прадед; бабушка – прабабушка. е) Интересный – неинтересный; грустный – прегрустный; несчастный – разнесчастный; демократический – антидемократический («анти» обозначает против).
11 В твой словарик! Давно прижились в русском языке заимствованные приставки: вице- (в значении «заместитель, второе лицо». Запомните: эта приставка всегда пишется через дефис!); контр- (в значении «против», пишется она всегда слитно – хоть и обозначает «против», но подчиняется основному закону правописания наших приставок! Исключение: контр-адмирал; экс- (т.е. «бывший»; пишется, как и вице-, через дефис – не обрусели пока эти приставки!). Догадайтесь: какая часть речи использует их для словообразования? Кто не догадался, спишите следующие примеры и сделайте вывод.
12 (Контр)атака, (экс)чемпион, (вице)президент, (экс)президент, (контр)удар, (контр)революция, (вице)премьер, (экс)премьер, (контр)разведчик, (экс)губернатор, (экс)мэр, (вице)губернатор, (вице)мэр. Спишите, раскрывая скобки:
13 Докажите, что все приведенные слова образованы суффиксальным способом: Мячик, роскошничать, родненький, обличение, облачко, облачный, находчивый, композиционный, комплектовать, громадина, пасечник, мякоть, приколка, женушка, жесткость, гриппозный, врачевать, птичий, пунктуационный, луковица.
14 Продолжите ряд глаголов, образованных приставочно-суффиксальным способом. Для этого используйте приставки на-, за-, из-/ис-, до-, про- и суффикс -ся. Гулять – на-гулять-ся, пить, смотреть... Читать – за-читать-ся, слушать, глядеть... Писать – ис-писать-ся, кричать, носить... Звонить – до-звонить-ся, звать, стучать... Голодать – проголодать-ся, спать, брать... Какое значение приобретают глаголы в каждом ряду?
15 Укажите предложение, в котором встречается приставочный способ образования слов. 1. Кот несся за петухом на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил его по спине. 2. От петуха летели лишь пыль и пух. 3. Внутри него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. 4. После этого петух долго лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. 5. Его облили холодной водой, и он отошел.
16 Вы уже знаете, что такое толковый словарь. Но, оказывается, некоторые лингвисты-озорники специально составляют словари бестолковые. Это шуточные, юмористические словари, где общеизвестным словам дается необычное, совершенно неожиданное толкование, основанное чаще всего на звуковом сходстве омонимичных морфем или их частей. Познакомьтесь с фрагментом одного из них.
17 БЕЗДАРЬ – человек, которому ничего не подарили на день рождения. БЕСПЕЧНОСТЬ (техн.) – отсутствие в квартире печки; центральное отопление. БОЛТОВНЯ – гайка. ВЕСЕЛЬЧАК – гребец. ВЫЖИМКИ – плавки. ГОНЧАЯ – чаепитие. ДЕРЮГА (руг.) – зубной врач. ЗАКЛАДКА (школьн.) – ябеда, доносчица. ЗЕМЛЯК – червяк. ИЗВЕРГ – действующий вулкан. РАДИСТ (филос.) – оптимист, человек, который всему рад. РЕЧКА (канцелярск.) – краткое выступление, ср. спичка. СТРИЖ – парикмахер.
18 Попробуйте сами истолковать следующие слова для бестолкового словаря: Свистопляска – Поп-звезда – Солист – Самогон – Пломбир – Свистопляска – Привратник – Судок – Отпугивать – Шумовка – Леденец – Корица-
19 Распределите слова на группы в соответствии с ролью буквосочетания рас – приставки или корня. Расовый, расчистка, рассыпчатый, растить, расправа, растолкать, растаять, растение, растерзать, рассчитать, расти, растянуть, растительный, расторопный, растранжирить, растрата, расходовать, расческа, расхищать, распорядиться, расправить, растяжение.
20 Тест. Найдите слова с приставкой у-. 1. Умолять. 2. Умалишенный. 3. Умеренный. 4. Уникальный. 5. Уныние. 6. Урожайность.
21 Укажите слова без суффикса -ист. 1. Лучистый. 2. Ветвистый. 3. Чистый. 4. Мглистый. 5. Искристый. 6. Завистливый.
22 Какая словообразовательная пара – ошибочная? 1. Француз – французский. 2. Нож – ножичек. 3. Новый – обновить. 4. Прямой – напрямик. 5. Стержень – стерженек. 6. Течь – истечь. Восстановите словообразовательную цепочку.
23 Укажите слова с приставкой про - 1. Просьба. 2. Профессионал. 3. Протезирование. 4. Проталина. 5. Прохладительный. 6. Просторный.
24 В каких словах выделяется суффикс -няк? 1. Особняк. 2. Бедняк. 3. Сквозняк. 4. Горняк. 5. Сорняк. 6. Синяк.
25 Лингвистическое вычитание: определите значение разности ^ Образец: жутковатый – жуткий = -оват- (чуть-чуть). заборчик – забор =... крольчиха – кролик =... мнительный – мнить =... прехорошенький – хорошенький =... бескрайний – край =... квартирант – квартира =... одобрительность – одобрительный =... заголосить – голосить =... мыльница – мыло =... ресничка – ресница =... болезненный – болезнь =...
26 Найдите второе слагаемое, определите его значение. Н апример, уравнение зуб + х = зубчатый решаем так: ^ -чат- (имеющий что-то, наделенный) = зубчатый. бокс + х = боксер; болото + х = болотище; резать + х = резчик; Владимир + х = владимирец; генерал + х = генеральша; коричневый + х = коричневатый; бледный + х = бледнеть; игра + х = игрун; тащить + х = оттащить; переключать + х = переключатель.
27 Найдите в каждой строчке четвертое лишнее. а) Подлить, подкрутить, подмерзнуть, подмести. Б) Зеленеть, гореть, светлеть, смелеть. В) Заполыхать, забурлить, затянуть (гайку), зареветь. Г) Пересаживать, перегорать, переглядываться, переселяться.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.