Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлена Тимохова
1 Н ЕЯВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Ромащук Александр (канд. психол. наук, мнс факультета психологии МГУ)
2 Основные понятия Учебная направленность Учебная направленность (УН) направленность учащегося на решение учебных задач Учебная задача Учебная задача задача на усвоение изучаемого способа решения «leaning orientation»
3 Модельный пример: неудачная охота белого медведя (П.Я.Гальперин) 1) ползет к тюленю, прыгает, промахивается 2)с места прыжка тренируясь прыгает на лунку, оставленную тюленем
4 Противопоставление УН и творческого мышления связано с увеличением или уменьшением «новизны» ситуации?
5 Примеры методик на поиск обобщенного способа методика Л.В. Берцфаи, методика А.З. Зака ( модификация методик В.Х.Макгаева и В.П.Пушкина ), методика П.С. Жедек (язык), методика Л.К. Максимова (математика) Принцип совпадает с методикой диагностики творческого мышления Д.Б.Богоявленской Критерии учебной деятельности совпадают с критериями теоретического мышления
6 Исследование Берцфаи Практическая задача Учебная задача Группы детей: - к практической задаче отнеслись как к учебной ( искали общий способ ) - к учебной задаче отнеслись как к практической ( гоняли по воображаемому маршруту )
7 Методическое различение УН и творческого мышления: «шаблонность», установка Методика А. и Э. Лачинсов на установку «шаблонность» Задачааbс Требуется пол учить кварт установка на способ b а 2с «нешаблонный» способ: а с или а + с
8 Первое требование к методике диагностики УН: фиксация устойчивости направленности на способ Осуществление требования Осуществление требования: противопоставление изучаемого и более легкого («очевидного») способа. УН фиксируется по установке («шаблонности») к изучаемому способу решения
9 В ОЗВРАЩЕНИЕ К ВОПРОСУ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - ОСМЫСЛЕННОСТЬ Проблема Проблема : уровень УН выше у тех, кто «зубрит и тупо применяет» (вербализм, формализм знаний). Решение Решение : использовать приемы М.Вертгеймера диагностики осмысленности применения способа решения
10 А И B ТИПЫ ПО М. ВЕРТГЕЙМЕРУ В ответы В задачи А типВ тип А ответы А задачи
11 НЕВИЗУАЛЬНЫЕ А И В ТИПЫ – обессмысливание способа, а не задачи! В- эквиваленты Формула площади трапеции S=ah ___________ b(a+c) (ас)» Формула площади прямоугольника S=ab
12 Второе требование к методике диагностики УН: диагностика осмысленности способа Осуществление требования Осуществление требования: противопоставление осмысленного и бессмысленного применение изучаемого способа к «бессмысленной» форме задачи. УН фиксируется по доминированию осмысленного применения изучаемого способа решения Доминирование осмысленного применения «самостоятельного» (не изучаемого) способа решения как фиксация направленности к творческому мышлению (при отсутствии УН)
13 С ООТНЕСЕНИЕ КРИТЕРИЕВ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УН Задача Способ Шаблон, установка Творческое мышление, понимание Шаблон, установка I тип УНII тип УН
14 Предполагаемый стимульный материал Задача уравнивания весов («the balance scale task») Противопоставление способов решения -метода «жетонов» Е.В. Высоцкой и - спонтанных стратегий уравнивания (Siegler, 1976; Siegler, Chen, 2002 и др.)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.