Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОльга Недоквасова
1 Занятие Тема занятия: История русского танца. Цвингер Виктория Александровна педагог дополнительного образования ГОУ ДОД ДДТ «Олимп» Санкт-Петербург 2010 год
2 История русского народного танца
3 Бытовое русское народное творчество своими корнями уходит в недра первобытнообщинного строя. С древнейших времен наши предки регулировали свою жизнедеятельность особыми обрядами, которые представляли собой коллективное совершение определенных действий, сопровождаемых пением, словом, драматической игрой, телодвижениями. Эти обряды трудовые и семейные. Их трудовых до нас дошли обряды земледельческие или календарные, определявшиеся сельскохозяйственными работами в течении всего года. Целью календарных обрядов было магическое воздействие на окружающий мир. Землю, силы природы, вызванное стремлением предохранить себя от стихийных бедствий, неурожая, падежа скота, и т.п.
4 Календарные обряды были 2-х циклов: Связанные с подготовкой урожая (обряды зимнего и весеннее-летнего цикла) и уборкой его (обряды осеннего цикла).
5 Хоровод – самая древняя форма русского народного танцевального творчества. Водится хоровод с песней, которая поется хором. Хоровод создает "вихрь", который притягивает требуемую силу.
6 КРУГ - СИМВОЛ СОЛНЦА Верили в магическую силу танцев древние славяне. Танцуя, они чаще всего двигались по кругу. Почему? Круг символ солнца. А солнцу, как известно, поклонялись все язычники. Их хороводы наивное богослужение, радостный обряд в честь сияющего, животворного божества.
7 Сперва были начальные виды древнего танцевального творчества, в частности, обрядовые пляски.
8 Семейные обряды связаны с событиями в жизни отдельного человека- рождением, вступлением в пору зрелости, созданием семьи, смертью. До нас дошли родильные, свадебные и похоронные обряды. Цель семейных обрядов состояла в предохранении себя от порчи, болезней, от воздействия враждебных сил, в обеспечении личного и семейного благополучия.
10 В процессе исторического развития многие обряды претерпели изменения. На них оказало большое воздействие христианская религия.
11 Она пыталась запретить некоторые обряды, повлиять на их содержание и форму. В результате первоначальный смысл многих обрядов, исчезнувших сравнительно недавно или частично еще существующих, неясен или забыт.
12 В хороводах человек выступает уже как - социальный тип - отображается в свете взаимоотношений с обществом, в то время как в обрядах человек выступает еще не отделившись от природы. Это говорит о том, что русский народный хоровод – результат более усложненной культуры. Ему предшествовали ранние, начальные виды древнего танцевального творчества, в частности, обрядовые пляски.
13 Люди считали, что не только животные, но и каждый предмет имеет свой невидимый дух, что каждый предмет живой. Это называется анимизм.
14 В связи с анимизмом люди начали верить и в магические представления – вера в силу слова, ритма, пластического действия, телодвижения, при помощи которых можно якобы влиять на силу природы и вызывать желательный для человека результат: удачу на охоте, богатый урожай, приплод скота, укрепление здоровья и т.д. В основе обряда, обрядовой пляски лежит принцип аналогии – вера в получение власти над предметом через овладение его внешним образом.
15 Охотничья магия направлена на овладением образа зверя. Ее цель – обеспечить удачную охоту. Центром охотничьей пляски была имитация промыслового зверя. Поскольку имитация воспринималась как реальность (как реальный зверь), то и действия участвующих в пляске, совершаемые вокруг имитируемого зверя (например, загон, ловля, и т.п.),
16 В центре земледельческой пляски была имитация явлений природы, животных и птиц, трудовых процессов. И здесь человек воображаемое принимал за действительное, подобным желал достичь подобное. Хороня чучело масленицы, Костромы (или сжигая их), он представлял, что хоронит зиму. Имитации полета птиц хотел вызвать перелет настоящих птиц.
17 Для получения желаемого результата старался повторить действия в том порядке и воспроизвести его в той обстановке, которые принесли ему удачу, т.е., так, как, по его представлению, было угодно добрым силам. Так закреплялись обрядовые пляски, передавались следующему поколению.
18 Христианство было своеобразно усвоено русским народом. К.Голезовский пишет, что развитие русского танца в IX-X веках отмечено «византийским влиянием, выразившимся прежде всего в форме одежды, а следовательно и в плясовой жестикуляции,, всегда находившейся в большой зависимости от покроя и формы платья и обуви. Но это скорее относится к князьям.
19 А к простому люду это не относится. Раскопки, относящиеся к VI-VII веку говорят о наличии русской оригинальной культуры. Костюм был таков: рубаха с длинными рукавами, штаны до щиколоток. На груди рубаха имеет широкую вышивку, доходящую до пояса. Вышивка имеется и на рукавах. В изделиях народного промысла мы увидим мужчин, которые стоят подбоченясь, ноги присогнуты, создается впечатление, что они исполняют элемент «присядка».
20 Встречаем красочные описания хороводов и хороводных плясок. Хотя хороводы и хороводные пляски встречаются у разных народов, но русский хоровод имеет свои особенности!
21 Самобытность русского хоровода заключается в многообразии видов, в неразрывной связи его содержания с русской действительностью, в характере исполнения, в преемстве его с первобытными обрядами.
22 С обрядами хоровод связан тематикой охота трудовая деятельность народа обрядыпраздники
23 В основе одних лежит игра сюжетной стороны песни, в основе других – игра эмоциональной стороны песни.
24 Бытовые хороводы делятся по признак характера игры песни на 4 вида НаборныеИгровые РазборныеПлясовые
25 С наборных хороводов начинались гулянья. Игру начинал один из участников гуляния, выбирая себе пару. К первой паре присоединялись другие, вновь выбираемые, участники. В каждой местности были свои варианты и местные виды наборных хороводов.
26 Разборные хороводы не меньше распространены. Ими, обычно, гуляния заканчиваются. Партнеры прощались и расходились из хоровода под соответствующие песни
27 Кроме наборных и разборных хороводов в быту появляются различные игры («Огнем», «Столбиком», «Соседи» и др.), по характеру игры напоминающие наборные хороводы. Они, в основном, посвящены любовной тематике. Объяснение можно найти, видимо в том, что женили не по любви, а по воле родителей, а это была единственная возможность проявить свои чувства. Не случайно, во многих местностях (Архангельской, Вологодской, Ярославской областях) наборные хороводы назывались «женильными». Молодцы в них как бы женились на предстоящий вечер, выбрав партнера, которому симпатизировали. Например, «Со вьюном ходить», «Я вокруг килейки хожу», «Женитьба» «Царь» и др.
28 Дальнейшее развитие и распространение получили хороводы «Плясовые», не связанные с конкретным отображением сюжета песни. В плясовых хороводах на первое место выдвигается не драматическое (игровое), а хореографическое начало.
29 Песни, сопровождающие их, в разных местах назывались по-разному: «Круговые», «ходовые», «гулевые», «уличные», «таночные» и пр. Плясовой хоровод представляет собой большую группу танцующих людей. Его главная особенность в том, что все пляшущие поют песни и в такт ее выполняют различные композиционные перестроения с одновременным исполнением традиционных движений.
30 В каждой области, и даже в каждом районе свои композиционные и стилистические особенности танцев, своя манера исполнения
31 По тесту хороводной песни можно выделить хороводы северные, центральной нечерноземной, центральной черноземной полосы, юга России, волжские, сибирские, уральские.
32 Хороводы живут по сей день и пользуются популярностью, как в профессиональном танцевальном искусстве. Так и в народе.
33 Список литературы Генслер И.Г. методическое пособие для педагогов характерного танца Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала - Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва, 2004 год. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнение у станка - Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва, 2005 год. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды - Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва, 2004 год. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца: Учебное пособие. Ч.II. - Орел,2004. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. - М.: Лань, Лопухов Ф.В. В глубь хореографии. – М.: Фолиум, Македонская И.В., Петрова Е.В. Учебно-методическое пособие по хореографии актерскому мастерству. – М.: МГАХ, Уральская В.Н. Природа танца. - М.: Искусство, 1981.
34 Электронные образовательные ресурсы: Презентация «История русского народного танца» DVD – диск Заикин Н.Н. «Областные особенности русского народного танца» DVD – диск «Концерт народного хореографического коллектива «Россияночка» DVD – диск «Государственный ансамбль танца под управлением Игоря Моисеева. Ночь на лысой горе» DVD – диск ««Государственный ансамбль танца под управлением Игоря Моисеева.Избранное» DVD – диск ««Государственный ансамбль танца под управлением Игоря Моисеева. Юбилейный концерт к 80-летию творческой деятельности» DVD – диск ««Государственный ансамбль танца под управлением Игоря Моисеева. Моисеев Балет» DVD – диск ««Государственный ансамбль танца под управлением Игоря Моисеева. России светлая душа» DVD – диск «Методика преподавания народного танца 1 год обучения» русский народный танец
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.