Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕвгений Подосенов
1 1 Снижение затрат банка в условиях кризиса с учетом уже существующей стратегии развития. МОСКОВСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
2 2 Меры по успешному выходу из кризиса для российских коммерческих банков Качество Активов Структура ОбязательствЗатраты Стратегические Возможности Создание компании по управлению проблемными активами Слияния и поглощения Взыскание кредитов Реструктури- зация обязательств Стратегическое планирование Снижение затрат (в центральном офисе, филиалах, подразделениях, пересмотр технологических проектов Тактическое управление рисками Преобразование организационной структуры Защита собственности акционеровУвеличение собственности акционеров Оценка состояния банка/ План незамедлительных действий Продажа активов 10 7
3 3 Оценка состояния банка / план незамедлительных действий 1. Оценка состояния банка / план незамедлительных действий Основные мерыШаги по выполнению основных мер 1.Провести инвентаризацию активов и обязательств. *Собрать и систематизовать информацию по всем балансовым и забалансовым активам и обязательствам. 1.Произвести оценку активов и обязательств. *Произвести оценку всех балансовых и забалансовых активов и обязательств, оценить размер собственного капитала банка. *Выработать описание рисков, с которыми сталкивается банк, на основании: *анализа активов и обязательств в разрезе валют *анализа срока выхода активов и обязательств *анализа процентного риска *анализа концентрации активов и обязательств 3. Провести анализ чувствительности. *Представить финансовую позицию банка в условиях различных сценариев развития рынка и на различные моменты времени. 4. Разработать план незамедлительных действий. *Определить краткосрочные меры по стабилизации финансового состояния банка: *меры по предотвращению убытков *меры по сокращению затрат *меры по повышению ценности активов *Создать основу средне- и долгосрочного стратегического развития.
4 4 2. Тактическое управление рисками Основные мерыШаги по выполнению основных мер 1.Оценить степень воздействия кризиса на риск ликвидности, кредитный, процентный и валютный риски, которым подвержен банк. *Незамедлительно определить воздействие на финансовое положение банка невозможности хеджирования его открытых валютных позиций. *Незамедлительно оценить влияние введенных ограничений на реализацию российских государственных долговых ценных бумаг и изъятие вкладов клиентами на ликвидность банка. *Незамедлительно оценить влияние экономической ситуации на кредитные обязательства клиентов перед банком. *Незамедлительно оценить профессиональный уровень персонала банка с точки зрения его способности управления рисками, которым подвержен банк в связи с текущей экономической ситуацией. *Используя компьютерные модели, провести анализ чувствительности для определения воздействия на финансовое положение банка таких факторов, как колебания курсов обмена валют и изъятие средств клиентами. 2.Ввести процедуры и политику по тактическому управлению рисками для минимизации рисков и обеспечения максимальной защиты активов банка. *Разработать, по возможности, краткосрочную политику для минимизации ухудшения финансового положения банка (например, путем введения ограничений на закрытие депозитных счетов клиентами, пересмотра политики выдачи и пролонгации рисковых активов, использования финансового поощрения заемщиков, досрочно погашающих кредиты в рублях). *Создать Группу тактического управления рисками, в сферу деятельности которой будет входить реализация и контроль за проведением политики управления рисками. Удостовериться в том, что сотрудники, включенные в данную группу, обладают всеми необходимыми знаниями и навыками. Примечание:Положения, изложенные в данной секции, предназначены для дальнейшего обсуждения и не являются всеобъемлющими. Для каждого банка должно быть выработано индивидуальное решение, обусловленное специфическим положением данного банка и его целями. Тактическое управление рисками
5 5 2. Тактическое управление рисками (продолжение) Основные мерыШаги по выполнению основных мер 2.Ввести процедуры и политику по тактическому управлению рисками для минимизации рисков и обеспечения максимальной защиты активов банка (продолжение). *Пересмотреть действующие должностные полномочия и права подписи, ввести централизованное утверждение операций и платежей, изменить действующие пароли и коды авторизации. *Разработать модели управления риском ликвидности. Проводить обновление и мониторинг этих моделей на непрерывной основе (ежедневно, еженедельно). *Информировать участников рынка о введенной политике и принятых мерах так, чтобы повысить доверие к банку. *Реализовать данные меры и осуществлять непрерывный контроль за их влиянием на положение банка. 3.Сформулировать политику и процедуры непрерывного управления рисками. *Пересмотреть используемую краткосрочную политику управления рисками. *Разработать или приобрести компьютерные модели управления рисками. *Определить дополнительные навыки, требуемые для выполнения задач по управлению рисками, и нанять сотрудников, обладающих этими навыками. *Разработать обучающие программы для персонала банка. Тактическое управление рисками
6 6 3. Взыскание кредитов Основные мерыШаги по выполнению основных мер 1.Произвести оценку кредитного портфеля. *Незамедлительно выявить наиболее неблагополучные кредиты и разработать краткосрочную стратегию по минимизации кредитного риска, связанного с подобными кредитами. *Незамедлительно выработать действия по скорейшему погашению каждого конкретного кредита. Рассмотреть возможность финансового поощрения досрочного погашения кредитов в рублях. *На основе статистической выборки заемщиков: *определить совокупную кредитную задолженность каждого заемщика или каждой группы заемщиков. При этом следует учитывать как балансовые, так и забалансовые кредитные обязательства ( например: аккредитивы, гарантии); *оценить кредитоспособность каждого заемщика, обращая особое внимание на воздействие текущей экономической ситуации на его финансовое состояние и способность произвести погашение кредита, например, ограничение доступа к банковским депозитам, невозможность заемщика взыскать задолженность со своих клиентов в связи с ограничением функционирования платежной системы; *определить все обеспечение, взятое банком по кредитным договорам в качестве залога, и оценить текущую реализационную стоимость каждого залога; *убедиться в юридически правильном оформлении всех кредитных договоров и договоров, оформляющих обеспечение; и *определить альтернативные схемы погашения кредитов, что позволит обеспечить максимально возможный возврат средств, выданных в качестве кредитов. Взыскание кредитов
7 7 3. Взыскание кредитов ( продолжение) Основные мерыШаги по выполнению основных мер 2.Разработать стратегию возврата неблагополучных кредитов. *Использовать опробованные на практике компьютерные модели для оценки наиболее вероятной стоимости проблемных кредитов. *Произвести оценку наиболее вероятных источников погашения кредитов ( например, операционных потоков денежных средств, продажа активов заемщиком, реализация имущества, взятого банком в залог по кредитам, оплата по бартеру, замена (своп) долга на акции). *Реструктурировать/пересмотреть график погашения существующих проблемных кредитов для обеспечения максимального получения банком средств, выданных в качестве кредитов. *Рассмотреть возможность перевода задолженности конкретных проблемных заемщиков на баланс "компании по управлению проблемными активами". *Оценить вероятность получения дополнительного обеспечения по кредитам. *Провести переговоры с должниками. 3.Обеспечить организационную поддержку внедрения стратегии возврата/списания неблагополучных кредитов. *Cоздать подразделение по взысканию кредитов ( или преобразовать существующее подразделение). Это подразделение должно быть обеспечено следующим: *Квалифицированными кадрами путем перевода сотрудников из других подразделений и их переобучения и/или использования услуг фирм, обладающих соответствующим персоналом. Примечание:Положения, изложенные в данной секции, предназначены для дальнейшего обсуждения и не являются всеобъемлющими. Для каждого банка должно быть выработано индивидуальное решение, обусловленное специфическим положением данного банка и его целями. Взыскание кредитов
8 8 3. Взыскание кредитов ( продолжение) Основные мерыШаги по выполнению основных мер 3.Обеспечить организационную поддержку внедрения стратегии возврата/списания неблагополучных кредитов (продолжение). *Достаточными полномочиями для принятия и реализации решений по взысканию кредитов в пределах, установленных высшим руководством банка. *Необходимыми ресурсами для исполнения своих обязанностей, что включает, например, административную поддержку, получение срочных юридических консультаций, личную безопасность во время выполнения операций по взысканию кредита. *Получением незамедлительного доступа к высшему руководству банка по мере необходимости. 4.Проанализировать и пересмотреть кредитную политику и процедуры в целях максимизации погашения и минимизации существующего кредитного риска. *Произвести незамедлительно общий обзорный анализ кредитной политики и процедур для выявления их слабых сторон и выработки корректирующих мер для исправления существующих процедур с учетом текущей экономической ситуации (например, пересмотреть критерии и полномочия по принятию решений о выдаче кредита, пересмотреть процедуры пролонгации, изменить коэффициенты используемые для оценки залога). *Оценить степень надежности информации о заемщиках, имеющейся у банка. *Оценить процедуры контроля за статусом, состоянием и физической сохранностью залога. *Определить приоритетность недостатков, выявленных в существующей политике и процедурах. Взыскание кредитов
9 9 3. Взыскание кредитов ( продолжение) Основные мерыШаги по выполнению основных мер 5.Внедрение пересмотренной кредитной политики и процедур. *Проанализировать и пересмотреть кредитную политику и процедуры для постоянного использования банком. *Провести обучение персонала, который потребуется для внедрения пересмотренной кредитной политики и процедур. *Определить дополнительные навыки, требуемые для внедрения пересмотренной кредитной политики и процедур, и произвести подбор персонала, обладающего данными навыками. *Внедрить пересмотренную кредитную политику и процедуры. Взыскание кредитов
10 10 4. Реструктуризация обязательств Основные мерыШаги по выполнению основных мер 1.Определить природу, величину и срочность существующих обязательств. *Выявить все известные и возможные обязательства. *Определить размер этих обязательств. Особое внимание следует уделить оценке потерь от производных финансовых инструментов (деривативов) и соглашений об обратном выкупе ("Репо"). *Определить, насколько обязательства банка обеспечиваются его активами, а также какие меры требуется предпринять в том случае, если банк пожелает избежать реализации кредиторами залога по обязательствам банка. *Подготовить график погашения обязательств, что потребует прогнозирования в отношении всех обязательств до востребования. 2.Провести анализ потоков денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения банком своих обязательств. *Выявить потенциальные источники поступления денежных средств, оценить их вероятную величину и срок получения (например, получение дополнительных фондов от акционеров, продажа ликвидных активов, погашение кредитов, ожидаемая чистая величина вкладов клиентов). *Использовать опробованные компьютерные модели, для моделирования на приемлемом уровне детализации средне- и краткосрочных входящих и исходящих потоков денежных средств банка. *Провести анализ чувствительности основных прогнозируемых потоков денежных средств для определения вероятного разброса чистых входящих и исходящих потоков. Примечание:Положения, изложенные в данной секции, предназначены для дальнейшего обсуждения и не являются всеобъемлющими. Для каждого банка должно быть выработано индивидуальное решение, обусловленное специфическим положением данного банка и его целями. Реструктуризация обязательств
11 11 4. Реструктуризация обязательств ( продолжение) Основные мерыШаги по выполнению основных мер 3.Сформулировать и провести анализ альтернативных схем погашения и реструктуризации долга. *На основании результатов проведенного анализа потоков денежных средств определить обязательства, нуждающиеся в реструктуризации. *Рассмотреть возможность введения альтернативных схем погашения/реструктуризации долга, включая предоставление дополнительных гарантий, выгодных процентов и прочих инструментов финансового стимулирования, обмен долговых обязательств на акции или выпуск иных долговых ценных бумаг, таких как долговые ценные бумаги, обратимые в акции, с целью замены существующих обязательств. *Рассмотреть возможность обращения к другим банкам для создания коллективных обязательств перед крупными кредиторами и разработки схем объединенного погашения долга. 4.Проведение переговоров с кредиторами. *Подготовить и предоставить на рассмотрение кредиторам предлагаемую схему погашения/реструктуризации долга. *Договориться с кредиторами о сроках погашения согласно новой схеме. *Подготовить юридическое оформление (документацию) предлагаемой схемы погашения/реструктуризации долга. Реструктуризация обязательств
12 12 5. Снижение затрат Основные мерыШаги по выполнению основных мер 1.Провести реструктуризацию вспомогательных подразделений центрального офиса. *Пересмотреть бюджет и оценить в количественном выражении все затраты, относящиеся к вспомогательным подразделениям. *Определить потребность ключевых бизнес подразделений банка в услугах вспомогательных подразделений. *Установить цели по нормам сокращения затрат (часто нормы сокращения затрат составляют от 20% до 35% при улучшении качества оказываемых услуг, при необходимости можно достичь и более существенного сокращения). *Провести преобразования в определенных вспомогательных подразделениях (например: в отделе кадров, отделе закупок, юридическом и финансовом подразделениях) для достижения установленных целей по качеству услуг и уровню затрат. 1.Провести оптимизацию филиальной сети. *Подтвердить состоятельность стратегии распространения банковских продуктов в текущей обстановке. *Провести анализ деятельности филиалов с использованием "матрицы эффективности", разбить филиалы по категориям, например: "осуществить дополнительное инвестирование", "оставить в текущем состоянии", "провести преобразования", "закрыть". *Там, где это целесообразно, закрыть/продать филиалы. *Проанализировать и сопоставить значимость для банка региональных филиалов (там, где это уместно) и затрат на их содержание; разработать меры по реструктуризации или закрытию. Снижение затрат
13 13 5. Снижение затрат ( продолжение) Основные мерыШаги по выполнению основных мер 4. Реинжиниринг биз- нес подразделений. *Провести оценку совокупных затрат основных бизнес подразделений (например, подразделений обслуживания частных клиентов, корпоративных клиентов, казначейства, пластиковых карт, инвестиционного подразделения). *Выбрать бизнес подразделения с наивысшей потенциальной отдачей от проведения программы сокращения затрат. *Провести обзорный анализ организационной структуры и схематично изобразить бизнес процессы с целью выявления потенциальных областей, нуждающиеся в преобразованиях. *Установить цели по нормам сокращения затрат и улучшения отдачи бизнес процессов. *Незамедлительно провести "первую волну" сокращения штатов и преобразованию процессов. *Полностью провести ре-инжиниринг бизнес подразделений. 5. Пересмотр техноло- гических проектов в связи с текущей обстановкой. *Провести анализ существующего на сегодняшний день портфеля технологических проектов - по срокам, затратам, преимуществам. *Проанализировать стратегические задачи бизнес подразделений. *Провести "анализ ценности для бизнеса", с целью определения общей ценности технологических проектов для банка. *Принять решение по поводу ликвидации отдельных проектов, реструктуризации других и, в некоторых случаях, дополнительных вложений, с целью сокращения затрат. Снижение затрат
14 14 6. Компания по управлению проблемными активами* Основные мерыШаги по выполнению основных мер 1. Провести анализ необходимости и преимуществ создания Компании по управлению проблемными активами (далее "Компания"). *Подготовить выборку проблемных кредитов. *Определить возможность и целесообразность Компании в условиях действующего законодательства, налогового режима и требований регулирующих органов. *Определить сильные и слабые стороны Компании. 2. Разработать и создать Компанию. *Определить цели и соответствующую стратегию сворачивания деятельности Компании, после достижения ею своих целей. *Спланировать и осуществить процесс рыночной оценки и разработать план перевода активов из банка в Компанию. *Разработать соглашения об обслуживании задолженности и систему оплаты данных услуг. *Разработать информацию для клиентов. *Разработать организационную структуру, штат персонала и должностные обязанности. *Нанять и назначить персонал обеспечения функционирования новой организационной структуры Компании. *Разработать стратегии и процессы для работы с различными типами кредитов. *Организовать обучение, консультаций и помощь в работе персоналу Компании. *Перевести проблемные активы и начать работу с ними. Управление проблемными активами
15 15 7. Стратегическое планирование Основные мерыШаги по выполнению основных мер 1.Выработать видение банка в пост-кризисной обстановке. *Провести быструю оценку текущего положения - сильных и слабых сторон, возможностей и угроз деятельности банка. *Разработать альтернативные варианты, например: занятие лидирующих позиций на рынке, рыночной ниши, возврат к до-кризисному положению. *Провести анализ и принять решение. 2. Разработать кратко- срочную стратегию. *Определить основные направления деятельности банка. *Разработать основные стратегические направления деятельности для достижения целей в соответствии с перспективным видением, например: поглощение других банков, уменьшение банка, распад на несколько банков, продажа, слияние, создание банковских альянсов, внутреннее развитие. *Установить цели. *Подготовить план мероприятий и бюджет для достижения поставленных целей. 3. Реализация кратко- срочной стратегии. *Организовать и подготовить рабочие группы по реализации стратегии. *Проинформировать соответствующие группы, например: клиентов, сотрудников, участников рынка. *Выполнить работу по плану мероприятий. *Установить процессы подготовки и предоставления отчетности и управленческой информации; вести непрерывный контроль за соответствием получаемых результатов поставленным целям, в случае необходимости предпринимать корректирующие меры. *Осуществлять непрерывный контроль за состоянием экономики, целевых рынков, конкурентов, по мере необходимости корректировать стратегию и планы. Стратегическое планирование
16 16 7. Стратегическое планирование ( продолжение) Основные мерыШаги по выполнению основных мер 4. Разработать и реализовать долгосрочную стратегию. *Усовершенствовать общебанковскую стратегию деятельности. *Поставить долгосрочные цели. *Утвердить стратегический план для каждого бизнес и вспомогательного подразделения. *Разработать финансовый план. *Установить цели для каждого подразделения - годовые и долгосрочные. *Подготовить планы мероприятий по подразделениям. *Довести планы до сведения соответствующих лиц. *Выполнить работу по планам мероприятий. Стратегическое планирование
17 17 8. Слияния и поглощения Основные мерыШаги по выполнению основных мер 1.Спланировать слияние/ поглощение. *Определить потенциальные объекты слияния/поглощения. *Заключить соглашения о конфиденциальности. *Провести оценку потенциальных объектов, провести проверку их финансово-хозяйственной деятельности. *Разработать условия и предложения по проведению слияния/поглощения. *Разработать стратегию связи с общественностью и прочими участниками рынка. 1.Проведение переговоров о слиянии. *Договориться об условиях слияния. *Договориться о функциях и оплате труда руководства. *Договориться и спланировать слияние и интеграцию. *Заручиться согласием правительства, акционеров, кредиторов и т.д. *Проинформировать участников рынка. 3. Провести слияние.*Детализировать план реализации слияния с целью сведения к минимуму рисков и нарушений деятельности и максимизации выигрыша от слияния, быстро завершить слияние. *Установить целевые показатели - бюджет, размер прибыли, временные рамки, сохранение прежних клиентов. *Информированность о происходящем клиентов, участников рынка, персонал. *Организовать руководство, рабочие группы и ресурсы для проведения слияния. *Объединить организационные структуры, персонал, процессы, продукты, технологии, финансы, инфраструктуру - реализовать выигрыш в виде повышения эффективности. *Провести рационализацию филиальных сетей и филиалов. Слияния и поглощения
18 18 8. Слияния и поглощения ( продолжение) Основные мерыШаги по выполнению основных мер 4. Содействовать обеспечению успеха после слияния. *Разработать и утвердить новые стратегические задачи, планы, цели и бюджеты. *Заново определить ключевые составляющие процесса управления эффективностью деятельности - например, показатели эффективности и определение вознаграждения. *Довести до сведения персонала информацию о новом видении, целях, стандартах деятельности. *Определить и внедрить новую систему ценностей и норм поведения в банке - развить у персонала чувство приверженности данным нормам и ценностям. *Определить требования к основным профессиональным навыкам, добиться соответствия требованиям. Слияния и поглощения
19 19 9. Преобразование организационной структуры Основные мерыШаги по выполнению основных мер 1. Оптимизировать блоки бизнеса и подразделения, обеспечивающие их деятельность. *Интегрировать организационные структуры сливающихся банков (включая меры, необходимые для интеграции /реализации Финансово-Промышленных Групп). *Перестроить блоки бизнеса в соответствии с новой стратегией бизнеса. *Провести реорганизацию с целью сокращения затрат по определенным направлениям. *Провести реорганизацию с целью обеспечения достижения новых приоритетов (например: контроль за и диверсификация кредитного портфеля). *Возродить определенные стратегией базовые направления бизнеса, концентрируясь на оказании реальных банковских услуг корпоративным или частным клиентам. 2. Перераспределить персонал. *Сократить затраты на персонал таким образом, чтобы оптимизировать обеспечение достижения текущих и будущих целей. *Перевести персонал на другую работу для обеспечения функционирования новой организационной структуры. *Перевести персонал на другую работу для обеспечения выполнения новых приоритетов (например: контроль затрат, обеспечение качественного обслуживания ключевых клиентов). *Изменить квалификационный состав персонала с тем, чтобы обеспечить выполнение новых требований (например: нанять специалистов по управлению рисками, специалистов по работе с частными клиентами). Примечание:Положения, изложенные в данной секции, предназначены для дальнейшего обсуждения и не являются всеобъемлющими. Для каждого банка должно быть выработано индивидуальное решение, обусловленное специфическим положением данного банка и его целями. Преобразование организационной структуры
20 20 9. Преобразование организационной структуры ( продолжение) Основные мерыШаги по выполнению основных мер 3. Преобразовать руководящее звено. *Пересмотреть требования к руководящим сотрудникам: ответственность, цели, задачи, навыки, отношение к работе (например: концентрация на оказании банковских услуг коммерческим/частным клиентам). *Оценить имеющиеся сложности. *Перевести руководящих сотрудников на новую работу, уволить лишних руководителей, нанять новых, лучших руководителей. 4. Улучшить ключевые процессы. *Осуществить преобразования, необходимые на настоящий момент (например: в системе внутреннего контроля, в распределении полномочий, в системе кредитования, в системе информационного обеспечения, в системе связей с общественностью для достижения лучшей концентрации на ключевых услугах коммерческим и частным клиентам). *Улучшить критически важные процессы (например: работу с кредитами, управление обязательствами, управление рисками). *Осуществить долгосрочные преобразования, например: в управлении финансами, поощрении персонала и руководящего состава, в работе с кадрами, развитии новых банковских продуктов (в частности, документарного бизнеса). Преобразование организационной структуры
21 Продажа активов Основные мерыШаги по выполнению основных мер 1. Провести обзор инвестиций. *Провести анализ финансовых и прочих компаний, принадлежащих банку. *Составить рекомендаций по краткосрочным мерам по увеличению стоимости компаний. *Провести анализ возможных путей выхода из капитала дочерних компаний и предложить соответствующие меры. 2. Найти инвесторов.*Провести анализ рынка. *Найти инвестора. 3. Провести оценку.*Провести оценку активов. *Провести оценку бизнеса (на основании различных сценариев развития событий) с привлечением, по необходимости, экспертов в соответствующей области. *Разработать стратегию продажи инвестиций. 4. Разработать структуру сделки и провести переговоры. *Определить желаемую цену продажи и подготовить список приемлемых условий сделки. *Подготовить "Предложение о продаже". *Получить предложения на покупку от потенциальных инвесторов. *Провести оценку полученных предложений. *Провести переговоры с инвесторами. Продажа активов
22 22 Вопросы и ответы Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.