Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДенис Ряшенцев
1 Задание С3 merelenko-su.uCoz.ru
2 Развёрнутое рассуждение о содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), об особенностях художественной формы, об образно-эмоциональном воздействии поэтического текста. Объем работы: 5 – 10 предложений.
3 Точность и полнота ответаБаллы Экзаменуемый обнаруживает понимание сути вопроса, опирается на позицию автора произведения; Аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы; Опирается на художественный текст, не подменяя его анализа пересказом; Фактические ошибки в ответе отсутствуют; 3
4 Точность и полнота ответаБаллы Экзаменуемый обнаруживает понимание сути вопроса, опирается на позицию автора произведения; Но при ответе лишь частично аргументирует выдвинутые тезисы и сделанные выводы; И / или частично подменяет анализ текста его пересказом; и / или допускает 1 фактическую ошибку 2
5 Точность и полнота ответаБаллы Экзаменуемый упрощенно понимает вопрос и не учитывает позиции автора, давая искаженное толкование проблематики произведения и/или рассуждает поверхностно, не подкрепляя своих тезисов необходимыми аргументами, частично подменяя анализ текста его пересказом; и/или допускает 2 фактические ошибки; 1
6 Точность и полнота ответаБаллы Экзаменуемый неверно отвечает на вопрос; и/или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей; и/или подменяет рассуждения пересказом текста; и/или допускает 3 фактические ошибки и более. 0
7 Точность и полнота ответаБаллы При оценке ответа учитывается его речевое оформление. Если в ответе, оцененном не ниже 2-х баллов, нет речевых ошибок или допущена 1 речевая ошибка, экзаменуемый получает дополнительно 1 балл +1 Максимальный балл4
8 С3: В чем видит Г.Р. Державин истинную награду поэтического таланта? (стихотворение «Памятник») Вариант ответа: «Само название стихотворения Державина «Памятник» указывает на то, что поэт размышлял о признании и забвении, о вечном и сиюминутном, о смерти и бессмертии. Г.Р. Державин истинной наградой поэтического таланта считает народное признание, сохраняющуюся в веках память, которая будет вечно жить в сердцах людей. И это – самая ценная награда, о которой мечтает каждый писатель и поэт. Комментарий: Экзаменуемый понимает специфику задания, верно отвечает на центральный вопрос, отмечает тему и идею стихотворения. Ответ можно оценить 3 баллами.
9 С3: Что Гражданин подразумевает под выражением «всеобнимающая Любовь»? Под всеобнимающей Любовью Гражданин подразумевает стремление служить отчизне, народу. Всеобнимающая Любовь в его понимании – это любовь к каждому; это чувство, охватывающее все стороны жизни; это ответственность перед людьми. Всеобнимающая любовь должна быть искренней, только тогда она будет взаимной между поэтом и обществом.
10 С3: Что Гражданин подразумевает под выражением «всеобнимающая Любовь»? Для Некрасова поэт – в первую очередь должен быть деятельным гражданином. По мнению автора, поэт может и должен быть полезен для общества и государства. В образ «Всеобнимающей Любви» Гражданин вкладывает необходимость творить для всех (в том числе и «не имущих хлеба») и помогать. Также, по мнению Гражданина, истинный поэт должен пойти «в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь». Таким образом «Всеобъемлющая Любовь» включает в себя и любовь к народу и к Родине и готовность постоять за него.
11 С 3. Какая характерная для русской поэзии тема затронута в стихотворении М.Цветаевой «Роландов Рог»? В стихотворении затронута такая тема, как тема поэта и толпы. Для Марины Цветаевой поэт – фигура одинокая в толпе, не желающей, не способной его понять, но тем дороже «сей пожар в груди» поэта для того, кто сможет услышать глас стихотворца. Поэт вынужден творить «под свист глупца и мещанина смех», он посылает свой «зов в небесные пустоты», ощущая свою обречённость на одиночество, устав, но продолжая бороться «противу всех». В данном случае очевидна избранническая роль поэта, а его ремесло рассматривается как великий духовный подвиг, и тем сокращается пропасть между ним и глухой толпой.
12 РОЛАНДОВ РОГ Как бедный шут о злом своем уродстве, Я повествую о своем сиротстве: За князем род, за серафимом сонм, За каждым тысячи таких, как он, Чтоб, пошатнувшись, на живую стену Упал и знал, что тысячи на смену! Солдат полком, бес легионом горд, За вором сброд, а за шутом все горб. Так, наконец, усталая держаться Сознаньем: долг и назначеньем: драться, Под свист глупца и мещанина смех, Одна за всех из всех противу всех, Стою и шлю, закаменев от взлету, Сей громкий зов в небесные пустоты. И сей пожар в груди тому залог, Что некий Карл тебя услышит, Рог! М. И. Цветаева
13 С 3. Что для А.Блока является главным в характеристике Руси? (Стихотворение «Россия») Стихотворения А.Блока о России являются одними из лучших образцов его патриотической лирики. В них описывается уникальность и постоянство русского духа. Образ России связан в произведении с образом женщины. Это традиционная аналогия для творчества Блока. Авторское отношение к родине можно охарактеризовать как двойственное. С одной стороны, это искреннее чувство бесконечного любования красотой родной земли, которая связывается и с необъятностью русских просторов (реками, лесами, полями) и с обаянием русских женщин, и с великолепием народного творчества (грустными, мелодичными песнями и причудливыми узорами рукоделий). Природа видится поэту неповторимой и загадочной. Но чувства А.А.Блока, связанные с образом родины, противоречивы и не всегда радужные. Он обострённо ощущает сострадание к её глубокой нищете.
14 РОССИЯ Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. А. А. Блок
15 Что придает центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину? (по стихотворению А. А. Блока «Россия»)
16 С3. Н.А. Добролюбов о стихотворении «Родина» сказал, что М.Ю. Лермонтов учит любить родину «свято, чисто и разумно». Как эти слова, с вашей точки зрения, соотносятся с содержанием стихотворения? Н.А. Добролюбов имеет ввиду, что в стихотворениях М.Ю. Лермонтова отображаются все те чувства, которые должен испытывать истинный патриот страны. Именно этими чувствами руководствуется поэт при написании стихотворения «Родина». М. Ю. Лермонтов говорит о том, что родину надо любить, любить чисто и искренне за ее красоту «безбрежных лесов», «разливы рек её, подобные морям» и «её степей холодное молчанье».
17 РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. М. Ю. Лермонтов
18 Комментарий к первому варианту ответа Экзаменуемый дает поверхностный ответ на вопрос, не раскрывая существа проблемы. В основу ответа положен только один тезис о любви к красоте родной природы. Н.А. Добролюбов делает акцент на слово «разумно». Действительно, стихотворение Лермонтова не только описание чувства, но размышление о его истоках. Поэт перечисляет традиционные основы патриотического чувства (слава, уникальное прошлое отечества) и приходит к парадоксальной формуле «люблю – за что, не знаю сам»). «Святость» и «чистота» патриотического чувства связано с постижением красоты природы, а главное – с чувством родного, знакомого. Для Лермонтова любовь к отчеству соединяется с любовью к народу, к традиционному ладу русской жизни. Оценка за ответ – 1 балл.
19 Второй вариант ответа: Я считаю, что Н.А.Добролюбов имел ввиду, что М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Родина» показывает свою любовь к отчизне и тем самым учит, что не стоит любить или не любить ее за темные моменты в истории. Наоборот, следует любить отчизну духовно, т.е. за ее природу, нравы, праздники и все то, что развивает культуру и духовность русского человека. Лермонтов сам не понимает, какая любовь испытывается им, говоря, что любит странною любовью. Поэтому это чувство чисто, ведь в нем нет осознания, разума. Однако Добролюбов говорит и об учении разумной любви, значит нельзя кидаться в эти чувства любви с головой. Наверное, потому, что не все понимают эту любовь, не всем она дана, из чего следует, что неразумное выражение своего чувственного отношения к Родине не всегда ведет к удачному результату.
20 Комментарий ко второму варианту ответа: Экзаменуемый дает ответ в направлении, заданном вопросом, центральное утверждение не вызывает возражений: истоком любви к Родине является для поэта русская «природа, нравы, праздники». Однако рассуждения носят хаотичный и поверхностный характер, их речевое оформление требует серьезной правки. За многословностью ответа скрывается небогатый набор тезисов, которые зачастую лишены доказательной основы. В ряде случаев комментарий идет в ложном направлении. Так, экзаменуемый утверждает, что «М.Ю.Лермонтов… учит, что не стоит любить или не любить ее за темные моменты в истории». Во-первых, в лермонтовском стихотворении нет дидактического пафоса (учит, по мысли Добролюбова, стихотворение, а не сам Лермонтов) ему скорее присуща интонация раздумья. Во-вторых, слово «темные» неудачно вырвано из контекста стихотворения, данный эпитет относится к слову «старина», а не к «моментам истории». Лемонтов не использует этот эпитет в негативном значении, его контекстуальными синонимами могли бы быть такие эпитеты: «забытые», «давние», «древние». В работе утверждается, что «Лермонтов сам не понимает, какая любовь испытывается им». Неудачно построение фразы, необоснованно и само утверждение. Важнее было бы сместить смысловой акцент на осознание поэтом глубины чувства любви к Родине, сокровенности истоков этого чувства, невыразимого в полном объеме. Далее экзаменуемый формулирует ложный тезис, утверждая, что чистота патриотического чувства определяется отсутствием «осознания, разума», что противоречит как содержанию стихотворения, так и мысли Добролюбова. Заключительная фраза носит демагогический характер и лишена внятного смысла. Оценка за ответ – 1 балл.
21 «Как вы понимаете тему стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»?
22 Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной - В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной – Я не боюсь. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! А. А. Блок
23 Стихотворение из цикла «На поле Куликовом» посвящено одному из самых значительных событий русской истории – Куликовской битве. Для поэта она имела не столько военное или политическое, но более всего духовное значение. А.А. Блок предвидел наступление трагического времени в России, поэтому обратился к Куликовской битве. Это стихотворение не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Настоящее волнует поэта и в прошедшем он ищет ответы на свои вопросы.
24 Комментарий: Учащийся понимает специфику задания и в целом отвечает на центральный вопрос, пытается даже объяснить причины, побудившие А.А.Блока обратиться к Куликовской битве, современностью. Однако должных аргументов в работе также не приведено. Фактические ошибки отсутствуют. Оценка 1 балл
25 Стихотворение А.Блока – одно из стихотворений цикла «На поле Куликовом» - не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Используя образ несущейся вскачь степной кобылицы, поэт изобразил исторический путь Руси, на котором Куликовская битва – лишь одно из великих событий русской истории. Никаких примет исторического сражения в данном стихотворении нет (хотя в дальнейшем Блок назовёт Непрядву, Дон, Мамая), и это ещё раз подтверждает, что история – лишь повод говорить о настоящем родины, её судьбе: «И вечный бой…», «Покоя нет…». «Степная кобылица», мнущая ковыль, в стихотворении напоминает о гоголевской Руси - «птице-тройке», также несущейся неведомо куда. Поэт понимает, что Россию ожидают многочисленные испытания («Идут, идут испуганные тучи,//Закат в крови!»), но историю не остановить. Самое же главное, мне кажется, в том, что поэт, для которого Русь – «Жена моя!», будет всегда с Родиной на всём её пути: «До боли// Нам ясен долгий путь!»
26 Комментарий: В этой работе учащийся продемонстрировал понимание специфики задания, обратившись к центральным образам стихотворения, и вспомнил образы других стихотворений цикла, полно и аргументировано ответил на вопрос; фактические ошибки в ответе отсутствуют. Оценка – 3 балла
27 Какими чувствами наполнена лирическая исповедь поэта и что придает ей особую выразительность? (по стихотворению А. Блока «Река раскинулась. Течет…»)
28 Вариант ответа: Поэт любит свою родину. Эти чувства переданы разнообразными средствами: эпитетами, метафорами, восклицательными знаками. Комментарий: Из приведённого ответа понятно, что учащийся отвечает на вопрос формально: если стихотворение о Родине, значит, поэт её любит. Выразительные средства названы также формально, без объяснения их функции. Фактических ошибок нет. Оценка – 0 баллов
29 Вариант ответа Чувства поэта определяются тем, как называет он родину: «О, Русь моя!». Не Отечество, Отчизна, что звучало бы официально, а именно «Русь» и добавляет «Жена моя!». Не мать, а именно жена! Его чувство горячо и страстно. Это подчёркнуто восклицательными знаками. Комментарий: Приведённый ответ демонстрирует понимание специфики блоковской любви к родине, однако данный тезис не развивается в ответе. Из разнообразных средств художественной выразительности учащийся отметил только восклицательные знаки, чего явно недостаточно. Фактических ошибок нет. Оценка – 1 балл
30 Вариант ответа: В начале стихотворения мы видим необъятные просторы родины, это подчёркнуто звукописью. Восклицание «О, Русь моя! Жена моя!..» показывает, что поэт любит родину как очень близкого человека, поэтому не нужно объяснять – почему это чувство возникает. Это как у Лермонтова, «за что – не знаю сам». Поэт небезразличен к её судьбе. Это подчёркнуто восклицаниями. Комментарий: В данном ответе продемонстрировано понимание специфики задания, есть понимание эмоционального тона стихотворения и того, чем он обусловлен. Есть попытка объяснить роль звукописи в первом четверостишии. Однако в ответе есть и неточности: восклицаниями подчёркнуто то, что «поэт небезразличен к судьбе родины». Фактических ошибок в работе нет. Оценка – 1 балл
31 Вариант ответа С первой до последней строки стихотворения поэт пишет о слитности своей судьбы с судьбой родины, Руси. Он любит её как Жену, но, наверное, это название (Жена) у Блока имеет несколько иной смысл, чем принято считать, потому что слово написано с большой буквы. Так поэт называл Вечную Женственность – Прекрасную Даму. Получается, что в Руси как бы заключена душа Прекрасной Дамы – возвышенной и прекрасной. Эта параллель позволяет сделать вывод о том, что чувство поэта к родине – святое чувство. Стихотворение очень эмоционально. Начало его спокойное – в первом четверостишии с помощью гласных (звукопись) движение как бы замедляется. А потом по контрасту используются короткие предложения, восклицания, обращения, многоточия, что подчёркивает историческое движение Руси, её путь. Комментарий: Данный ответ демонстрирует понимание вопроса и достаточно полный ответ на него. Главный тезис развивается, автор отмечает в стихотворении основные художественные средства и их роль. Фактических ошибок нет. Оценка – 3 балла
32 В чём заключается трагизм любовного чувства в стихотворении Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…»? Ответ: Трагизм любовного чувства в стихотворении Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…» заключается в том, что герой убил её своей любовью: «И на земле ей дико стало, очарование ушло…».
33 В чём заключается трагизм любовного чувства в стихотворении Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…»? Трагизм любовного чувства в стихотворении Ф.И.Тютчева «О, как убийственно мы любим…»заключается в том, что любовь лирического героя к женщине обернулась для неё самой «судьбы ужасным приговором».А ведь, если любовь настоящая, искренняя, то она лишь делает людей лучше. Но в то время нравы в обществе были другими, сами люди уничтожили это прекрасное чувство: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе её цвело». Любовь - не трофей, а лирический герой ею гордился, как победой. Поэтому, не прошло и года, а любовь погибла.
34 Как финал пушкинского стихотворения связан с его основной темой? (По стихотворению А.С. Пушкина «…Вновь я посетил…»)
35 Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор - и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я - но здесь опять Минувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор еще бродил Я в этих рощах. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет - уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора. Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим - и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны... Меж нив златых и пажитей зеленых Оно синея стелется широко; Через его неведомые воды Плывет рыбак и тянет за собой Убогой невод. По брегам отлогим Рассеяны деревни - там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре... На границе Владений дедовских, на месте том, Где в гору подымается дорога, Изрытая дождями, три сосны Стоят - одна поодаль, две другие Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо Я проезжал верхом при свете лунном, Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал. По той дороге Теперь поехал я, и пред собою Увидел их опять. Они всё те же, Всё тот же их, знакомый уху шорох - Но около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их как дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему всё пусто. Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет. А. С. Пушкин
36 В чём противоречивость отношения поэта к Руси советской? (Экзаменуемому был предложен отрывок из стихотворения С.А. Есенина «Русь Советская»)
37 В каких образах стихотворения «Письмо матери» (С.А. Есенин) воплощено представление лирического героя о родине?
38 ПИСЬМО МАТЕРИ Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто xодишь на дорогу В старомодном ветxом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не xоди так часто на дорогу В старомодном ветxом шушуне. С. А. Есенин
39 В чем, по вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения? (стихотворение «Клен ты мой опавший…»)
40 Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий, Не дойду до дома с дружеской попойки. Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метель о лете. Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку. С. А. Есенин
41 Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение А. А. Блока к философской лирике? (по стихотворению «Опять над полем Куликовым»)
42 Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла. За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой. Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей. Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. Молись! А. А. Блок
43 Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
44 Монолог Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? 5 Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем... Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует... Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, 15 И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит. М. Ю. Лермонтов
45 Что имеет в виду лирический герой стихотворения, призывая поэта «не дорожить любовию народной»? (по стихотворению А. С. Пушкина «Поэту»)
46 ПОЭТУ Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. А. С. Пушкин
47 Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой «…Мне голос был. Он звал утешно…»?
48 Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. А. А. Ахматова
49 Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы? (стихотворение «И. И. Пущину»)
50 И. И. ПУЩИНУ Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! А. С. Пушкин
51 В чем лирический герой стихотворения видит вину своего поколения? (по стихотворению А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты…)
52 Есть имена и есть такие даты,- Они нетленной сущности полны. Мы в буднях перед ними виноваты,- Не замолить по праздникам вины. И славословья музыкою громкой Не заглушить их памяти святой. И в наших будут жить они потомках, Что, может, нас оставят за чертой. (А.Т. Твардовский)
53 К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведенное стихотворение А. А. Фета и почему? (стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…»)
54 Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет. А. А. Фет
55 Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения? (М. Цветаева «Родина»)
56 РОДИНА О, неподатливый язык! Чего бы попросту мужик, Пойми, певал и до меня: «Россия, родина моя!» Но и с калужского холма Мне открывалася она Даль, тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всю Даль всю ее с собой несу! Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех до горних звезд Меня снимающая мест! Недаром, голубей воды, Я далью обдавала лбы. Ты! Сей руки своей лишусь, Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля Гордыня, родина моя! М. И. Цветаева
57 Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения? (Б.Л. Пастернак «Быть знаменитым некрасиво…»)
58 Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца. (Б. Л. Пастернак)
59 В чем символический смысл центрального образа стихотворения А.С. Пушкина «Туча»?»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.