Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГеоргий Заозерский
1 Привлечение инвестиций в проекты по энергоэффективности Опыт ЕБРР Павел Теремецкий г. Москва, 12 Ноября 2009 г.
2 Инициатива ЕБРР по развитию устойчивой энергетики ЕБРР – один из крупнейших частных финансовых инвесторов в России. За 17 лет проинвестировано 12.2 млрд собственных средств и привлечено 9 млрд. из частных источников на общую стоимость проектов в 40 млрд. Портфель ЕБРР в секторе муниципальной инфраструктуры – 700 млн.; электроэнергетики – свыше 1 млрд. Энергоэффективность – важнейший приоритет в соответствии со Стратегией Банка по России с 2006 года в рамках Инициативы по Развитию Устойчивой Энергетики ЕБРР предоставил свыше 938 млн. на проекты по ЭЭ в России, на общую стоимость проектов свыше 4.5 млрд.
3 Инициатива ЕБРР по развитию устойчивой энергетики (II) Промышленность – кредиты и безвозмездная техническая поддержка (напр. энергоаудиты) для энергоемких промышленных предприятий Электроэнергетика – финансирование ЭЭ в генерации и передаче электроэнергии, возобновляемых источников Природные ресурсы – утилизация попутного газа, повышение ЭЭ при переработке и транспортировке газа Малые и средние предприятия – программа технической поддержки и целевых кредитных линий в 300 млн. долл. США через банки- партнеры Муниципальная инфраструктура – финансирование муниципальных предприятий и частных операторов в сфере централизованного водо- и теплоснабжения Общественные и жилые здание – программа технического содействия и разработка механизмов финансирования (вкл. ЭСКО) Углеродное финансирование – подготовка проектов и покупка углеродных кредитов в рамках Киотского протокола
4 В 2009 г. запущена программа кредитования в $300 млн. (РУСЕФФ)
5 Электроэнергетика К расноярская ТЭЦ (ТГК-13), 2009 Кредит $75 млн. на завершение строительства нового блока угольной ТЭЦ в Красноярске (185 MW, 270 гкал/ч) для замещения старых угольных и электрических котлов Снижение потребления энергоресурсов на 19%, выбросов CO2 на 237тыс.тонн в год Аудит ЕБРР выявил ряд низкозатратных мер на ТЭЦ –Модернизация турбогенератора, 8млн, окупаемость от 4 лет, рост КПД на 4% –Оптимизация парового котла, 2 млн, окупаемость 2-3 г., рост КПД на 3% –Плавный пуск на электродвигателях, 2-3млн, окупаемость 2-3 г, снижение электропотребления на 10%
6 Нефтегазовый сектор Иркутская нефтяная компания, 2008 Инвестиции $85 млн. в уставный капитал ведущей независимой нефтяной компании в Иркутском регионе Финансирование строительства установки по закачке попутного газа в пласт (позволит утилизировать 90% попутного газа, ранее сжигаемого в факелах) Сокращение выбросов CO2 на 350,000 тонн в год ЕБРР оказывает поддержку по монетизации углеродных кредитов (в рамках Киотского протокола) ЕБРР оказывает поддержку по разработке других направлений утилизации попутного газа (в т.ч. для генерации электричества или газификации региона)
7 Промышленный сектор Северсталь, 2007/ млн. Евро (2 транша сроком 7 и 10 лет) на реализацию программы энергоэффективности Кредит увеличен до 600 млн. Евро в 2008 г. 10 проектов, включая: –Внедрение системы энергоменеджмента –Строительство новой установки по сепарации газов –Модернизацию компрессорных станций, –Строительство новой ТЭЦ с газотурбинной установкой для автономного производства электричества –Реконструкцию пяти паровых котлов
8 Снижение потребления электричества > 10% и природного газа на 3.5% Увеличение объема собственного производства электроэнергии на > 2,200 ГВтч в год (до 75% электропотребления) Снижение выбросов СО2 около 1 млн. тонн в год Значительное снижение эксплуатационных затрат Окупаемость проектов (IRR) от 15% до 90%, срок окупаемости от 1 до 6 лет Промышленный сектор, II Северсталь, 2007/2008
9 Коммунальная инфраструктура МУП «Ярославльводоканал» Кредит ЕБРР миллионов рублей на модернизацию оборудования и водопроводных сетей и автоматизацию работы насосных станций и станций водоподготовки Результаты реализации проекта –Снижение потерь воды на 60% –Снижение количества аварий в системе водоснабжения на 31% –Снижение удельного энергопотребления системы водоснабжения на 15%
10 Коммунальная инфраструктура-проблемы и решения Тарифообразование на основе «затраты плюс» – Внедрение двухкомпонентного тарифа, полностью покрывающего затраты –Долгосрочные тарифы, RAB –Ликвидация перекрестного субсидирования Ограничение роста тарифов не способствует окупаемости операционной деятельности и инвестиций в модернизацию Ежегодный пересмотр тарифов, преобладание краткосрочных контрактов на поставку ресурсов не позволяет осуществлять долгосрочное планирование денежных потоков и тем самым препятствует привлечению финансирования Отсутствие приборов измерения и регулирования потребления ресурсов – перекладывание «потерь» на конечного потребилеля, невозможность адекватного планирования мощностей –Внедрение счетчиков и регуляторов потребления тепла, автоматизация контроля функционирования теплосетей и подстанций Медленный процесс вовлечения частного сектора в предоставление коммунальных услуг (несовершенство концессионного законодательства и т.п.)
11 Электроэнергетика-проблемы и решения Необходимость завершения тарифной реформы для полной либерализации цен на электроэнергию Отсутствие стимула к модернизации и сокращению потерь в сетях передач из-за тарифообразования по методу «затраты плюс» Упор на строительство новых мощностей (подчас, продиктованный энергетической стратегией регионов), а не повышение эффективности существующей генерации Отсутствие интегрированного планирования для учета муниципальных ТЭЦ и потребностей в тепловой энергии, барьеры к развитию децентрализованного электроснабжения Рынок независимых производителей (IPP) не развит в России – отсутствие практики долгосрочных контрактов на поставку газа для IPP, продажу электроэнергии (off-take contracts) Отсутствие стандартов эффективности для объектов генерации – при создании новых мощностей подчас выбирается оборудование с наименьшей стоимостью и низким КПД Не реализуется огромный потенциал по развитию возобновляемых источников
12 Бюджетный сектор – потенциал энергосбережения На финансирование энергоснабжения и коммунальных ресурсов только для объектов гос. и муниципальной бюджетной сферы в 2007 г. было израсходовано > 350 млрд. руб. (4% консолидированного бюджета РФ) Нормативы энергопотребления общественных зданий в России на 40-50% превышают нормативы ЕС (фактическое потребление еще выше). Потенциал ресурсосбережения оценивается в 40% от текущего энергопотребления На базе аудита 5 зданий, ЕБРР проанализировал потенциал энергоэффективности 295 типовых общественных зданий в г. Сургут. 4 группы мер по ресурсосбережению: освещение, отопление, вентиляция, водоотведение. Потенциал экономии на оплате коммунальных ресурсов 44.6 млн.руб. в год. Общие затраты на внедрение мер по энергосбережению 200 млн.руб. (вкл. энергоаудит, проектные и строительно-монтажные работы, и т.п.) Срок окупаемости за счет экономии энергозатрат 6-7 лет
13 Бюджетный сектор - проблемы Отсутствие стимулов для ЭЭ на уровне бюджетных объектов нет ответственности за ЭЭ и технического опыта недостаток бюджетного финансирования, нет возможности «удерживать» экономию, и т.д. Экономии энергозатрат может быть достаточно для финансирования энергосберегающих мероприятий (или платежей по банковским кредитам на осуществление ЭЭ) Потенциал ЭЭ бюджетного сектора может быть реализован за счет привлечения частного финансирования и специализированных компаний ЭСКО для обслуживания зданий В текущей рабочей версии Закона о повышении энергетической эффективности фигурирует механизм заключения энергосервисных контрактов
14 Бюджетный сектор – возможные решения Муниципальный контракт между ЭСКО и муниципалитетом по –предоставлению услуг по обеспечению комфорта (вкл. снабжение зданий энергоресурсами) –осуществлению мероприятий по ЭЭ (собственные / привлеченные средства) –текущему обслуживанию здания (и контролю за расходами энергии) Цена контракта фиксирует ежегодный объем бюджетых платежей и состоит из –«базовой» стоимости энергоресурсов, поставляемых ЭСКО в здания до реализации ЭЭ, скорректированной на изменение тарифов и погодный фактор –стоимости ежегодного обслуживания зданий, скорректированной на инфляцию Разница между ценой контракта и фактическим потреблением энергоресурсов зданиями – доход ЭСКО (стимул к экономии ресурсов и инвестированию собственных средств в ЭЭ!) Роль муниципалитета – проведение аудитов, разработка целей и программ по ЭЭ, проведение тендеров на управление зданиями
15 Бюджетный сектор – возможные решения (II) Проблема – законодательство позволяет индексировать цену контрактов с ресурсоснабжающими компаниями, но не стоимость обслуживания зданий (корректировка лишь на прогнозную инфляцию – риск) Должны быть регламентированы правила разработки целевых программ с возможностью заключения долгосрочных контрактов с ЭСКО ЭСКО должна иметь возможность заключения контрактов с ресурсоснабжающими организациями на покупку и поставку энергоресурсов Необходимы сбалансированные контрактные отношения между ресурсоснабжающими компаниями и потребителями, чтобы риск за качество услуг не перекладывался на ЭСКО Разработка обязательных «классов» эффективности зданий упростит процесс разработки и реализации целевых программ Необходимо включение критериев ЭЭ в правила закупок для бюджетных учреждений (т.е. использования «эксплуатационной стоимости» оборудования, а не минимальной цены)
16 Жилищный сектор Огромный потенциал экономии энергозатрат в жилищных зданиях, требуются значительные инвестиции для ремонта зданий ЕБРР совместно с IFC начинает разработку механизмов финансирования в жилищном секторе. В настоящее время осуществляется анализ законодательства и опрос управляющих компаний в регионах России Задача – разработка механизмов поддержки жильцов и управляющих компаний для реализации ремонта и реконструкции зданий, установки приборов учета и индивидуальных тепловых пунктов на зданиях и тп. Необходима соответствующая законодательная поддержка для развития финансирования в данном секторе
17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Павел Теремецкий Менеджер по развитию Отдел энергоэффективности и изменения климата ЕБРР г. Москва, ул. Гашека, 6 Дукат Плейс III Тел.: доб. 162 Факс:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.