Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерий Селивашкин
1 Лекция
2 1. Поэма Гоголя « Мертвые души » – « история болезни, написанная рукою мастера » ( Белинский В. Г.). 2. Идейно - политический и духовный смысл поэмы Гоголя « Мертвые души ». 3. Сатирический и патетический пафос поэмы Гоголя « Мертвые души ». 4. Сюжет и композиция, основные образы
3 Мережковский Д. С. Гоголь и черт. М., 1906; Белый А. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934; Набоков В. Николай Гоголь // Новый мир. 1987, 4; Гуковский ГА. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959; Елистрагова А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М., 1972; Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1979; Золотусский И. Гоголь. М., 1984; Смирнова Е. А. Поэма Гоголя « Мертвые души ». Л., 1987; Манн Ю. В поисках живой души. М., 1987; Манн Ю. Поэтика Гоголя, М., 1988; Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Мифология. Идеология. Контекст. М., 1993.
4 Сюжет поэмы « Мертвые души » был подсказан Н. В. Гоголю Александром Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года
5 В соответствии со своим ведущим художественным принципом - разворачивать образ из имени - Гоголь дает Чичикову фамилию, образованную путем простого повтора невнятного звукосочетания ( чичи ), не несущего никакой отчетливой смысловой нагрузки. Фамилия, таким образом, отвечает общей доминанте образа Чичикова, суть которой в фиктивности ( А. Белый ), мнимости, конформизме : « не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод ».
6 Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость. Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу : все безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше.
7 Фольклорный источник образа Коробочки - баба Яга ( А. Синявский ). Отдельными чертами К. также напоминает ведьм из « Вечеров на хуторе близ Диканьки » ( М. Вайскопф ). Фамилия Коробочка метафорически выражает сущность ее натуры : бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой и суеверной. Коробочка « одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки … В один … целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки … »
8 Образ Н. представляет тип « разбитного малого », кутилы « неугомонной юркости и бойкости характера », « исторического человека »... Главная страсть Ноздрева - « нагадить ближнему »: распускал небылицы, расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по - прежнему почитал себя приятелем того, кому нагадил. Страсть его общечеловеческая, не зависит ни от чина, ни от веса в обществе.
9 Фольклорные источники образа Собакевича - былинные и сказочные богатыри. Собакевич похож « на средней величины медведя »; цвет лица « каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке »… Грубость и неуклюжесть - суть портрета Собакевича. Природа, создавая его лицо, « рубила со всего плеча : хватила топором раз - вышел нос, хватила другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет …».
10 Фамилия Плюшкина - парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание : плюшка - символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка - противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию Плюшкина. Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей : он предстает бесполым существом, скорее бабой : « Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак …»…
11 Выражается сильно русский народ ! Какой русский не любит быстрой езды ! Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан Один там только и есть порядочный человек : прокурор ; да и тот, если сказать правду, свинья. Дама, приятная во всех отношениях Давненько не брал я в руки шашек ! Прореха на человечестве Кувшинное рыло Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Эх, тройка, птица - тройка, кто тебя выдумал ?
12 Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде - не что иное, как указание пути к добру абсолютно ЛЮБОМУ человеку. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.