Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТимофей Шкиперов
1 Начала этики I-IV классы (7-10лет). 1. В начальной школе закладывается основа самостоятельных действий и поступков, направляющих личность на выполнение необходимых «надо» и «хочу» и реализацию своих «могу». 2. Ведущая, доминирующая потребность в младшем школьном возрасте- познавательная деятельность, учение. В процессе учения формируется произвольное запоминание, усваиваются знания о предметах и явлениях окружающего мира и человеческих отношений, развивается координация эмоций волевым усилием. 3. Характерная особенность психики младшего школьника- прямая и быстрая связь эмоций и поведения. В «Я- концепции личности доминирует «Я- эмоциональное», где можно выделить следующую структуру:
2 Я- концепция личности - есть устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение. Я- концепция личности = Ясозн.+ Яэмоц.+ Яповед. -Я не нравлюсь природное +Я нравлюсь отриц. не способен положит. способен не значу стремление значу Стремление к положительной Я- концепции выражается в потребности положительных оценок со стороны окружающих.
3 Содержание раздела: 1.Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие 2.Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. 3.Любовь к близким: матери, отцу, бабушке и т.д.; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем кто в нас нуждается. Любовь к природе(живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. 4.Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приучили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой. 5.Трудолюбие. Посильный труд для тебя и близких. Твое отношение к труду. 6.Отражение нравственности в поведении человека – в поступках делах, деятельности. Примеры для подражания.
5 1. Меняется социально- педагогическая ситуация развития ребенка: он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами,занимая среди них новое место, выполняя новые функции. 2. Учение становится главным видом деятельности подростка, а основной, ведущей становится деятельность общения, включение в групповую деятельность (трудовую, спортивную). 3. Потребности в общении со сверстниками и в самоутверждении становятся доминирующими. Они проявляются: в стремлении к такому положению среди сверстников, которое соответствует представлению подростка о себе; в повышенной (часто эгоцентрической) потребности в признании, внимании, уважении со стороны родителей и других членов семьи; в боязни изоляции в пределах своих малых групп (класс, кружок, компания); в увеличении требовательности к другим, чувствительности к несправедливости других.
6 Позитив : хорошо учусь и работаю; умный, общительный; удачливый, везучий; богатый, счастливый. Я успешен, способен признан, уважаем имею влияние, власть ( самоутверждение). Деятельность Негатив: не подчиняюсь дисциплине; могу драться, хулиганить; упрямый, дерзкий; насмешник, выскочка, мучитель. Обратный сигнал: я умею, могу удовлетворение успех признание уважение
7 Одна из главных задач программы «Познай себя» - формировать адекватную самооценку. В течение года учащиеся оценивают себя по 15 аспектам: физическое; социальные роли; многогранное; воспринимающее; личность; внимание; воображающее; эмоциональное; темперамент; друг; память; думающий; хочу (потребности); могу(способности).
9 1. Самовоспитание – это процесс намеренного изменения, возведение человеком самого себя на более высокую ступень физического, духовно- нравственного, социального и творческого развития. 2. Повышается интерес к своей внешности, своему Я – физическому. У подростков начинается гормональная перестройка, появляется чувство взрослости. Они отстаивают свою позицию взрослого, позицию независимости от вмешательства других, грубого контроля с их стороны. 3. В неформальных группах подросток часто попадает в условия негативной субкультуры(сквернословие, алкоголь, наркотики,…. ). 4. Необходимо проявлять бережное и осторожное отношение к «Я- эмоциональному» подростка, стараться не травмировать его. Неврологические расстройства (раздражительность, тревога, неуверенность и т. д.) и патологические влечения(клептомания, склонность к ПАВ, уход из дома, попытки суицида и д.р.), возникают на основе конфликта между желаниями, претензиями личности и реальными результатами деятельности и оценками окружающих.
10 Учащиеся оценивают себя 13 раз: внутреннее; имидж; обаятельный; забота о здоровье; поведение; волевое; вырабатываю характер; друг; в труде; член коллектива; деловой; экологическое сознание; без вредных привычек. Особо следует обратить внимание на воспитание воли.
12 Возраст 12 – 13 лет называют затянувшимся кризисом. Одна из главных особенностей семиклассников- личностная нестабильность: подростки эгоистичны, считают себя центром Вселенной, убеждены, что только они достойны чьего-то интереса, но при этом они преданны и способны к самопожертвованию. Подросток стремиться включиться во взрослую жизнь, он претендует на равные права с взрослыми. Большое значение для ребенка имеют социально значимые виды деятельности- трудовая, организаторская, досуговая, творческая и т.д. Интеллектуальная деятельность приостанавливается (усвоение материала с пониманием, способность к самостоятельной работе и т. д.). Сверх задачей курса – побудить подростка к самообразованию, к избирательному использованию времени. Самообразование - целенаправленная, свободная и самостоятельная познавательная деятельность, направленная на удовлетворение интересов, потребностей человека в познании окружающего мира. Курс направлен к тому, чтобы подросток осознал свое знание или незнание, к развитию умений добывать знания, планировать, самоорганизовываться, умений учебно – познавательной деятельности и самоконтроля.
13 В процессе обучения подростку показывается (он сам оценивает себя) его способности путем составления своих образов «Я» в различных видах деятельности: индивидуальность в учении; учащий себя; в работе с информацией; читающий; говорящий способы умственных действий; культурное самообразование. Некоторые школьники испытывают трудности более глубокого характера: у них может проявляться отставание развития ряда психических функций. Большинство же «трудных» начинает свой путь с отставания в учебе, которое не следствие недостатков умственных способностей, а следствие неумения эффективно организовать свою деятельность, неумение « учить себя ». Для отстающих в учебе даются рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях, особенно для подростков, которые практически не умеют читать и осмысливать художественную литературу, плохо считают, не умеют грамотно говорить и т.д. 6
15 Возраст 13 – 14 лет характеризуется «взрывом» изменений во всех физиологических системах, что объясняется половым развитием. Возникает гормональная «сексуальная буря». Определяющим фактором развития полоролевого поведения подростка должны стать психосоциальные и социокультурные воздействия (нормы, культура общества, полоролевое воспитание и т.д.). Самоутверждение – это процесс управляемого самой личностью осознания и завоевания места в группе (обществе), соответствующего представлениям личности о самой себе. Общение – основной способ самоутверждения: в нем сравниваются качества друг друга, результаты деятельности, выражаются притязания на место и роль среди сверстников, выясняются «отношения». Через общение реализуется потребность самоутвердиться в коллективе, занять достойное место в нем. Могут появиться негативные образования – грубость, агрессивность, интерес к алкоголю, курению, наркотикам, беспорядочным половым связям.
16 Учащиеся оценивают себя в процессе составления характеристик своего «Я» в отдельных сферах самоутверждения: самоутверждение; в личностном общении; в социальном общении; в коллективе; в сфере взаимоотношений полов; в труде и творчестве; в нравственной сфере. Самоутверждение часто достигается искаженными, негативными способами общения: словесными оскорблениями, задевающими честь и достоинство другого человека; насильственными физическими и психическими воздействиями на людей, особенно на тех, кто слабее и не может дать отпор хамству и т.д.
18 Это переходный период между подростковым и младшим юношеским возрастом. Начинается стадия завершения полового развития и стадия интенсивной социализации. В процессе социализации важнейший процесс – самоопределение. Самоопределение есть сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных жизненных сферах. Социальные условия подводят подростка к решению вопроса о дальнейшей жизни: что делать ? - продолжать учиться в школе, пойти в училище, техникум или работать? Важное звено структуры Я – концепции девятиклассника - формирование психологического времени личности (прошлое, настоящее, будущее). Подросток проектирует себя в будущее, это стимулирует личность к развитию. В этот период идет интенсивное формирование социально – ответственного поведения, усвоение политической и общественной ответственности гражданина.
19 В течение года подростки оценивают 9 раз различные аспекты своей Я – концепции в области самоопределения: в мире профессий; хочу быть; могу быть; надо; взрослый в настоящем; сын, дочь; индивидуалист – коллективист; патриот; в духовной сфере. Одна из задач курса – создать систему целевых ориентаций подростка, чем богаче внутренний мир и культура, тем меньше зависимость от внешнего окружения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.