Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.szouo.ru
1 ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Логопед Бузулукова И.А.
2 Виды речи Речь Устная речь Письменная речь Внутренняя речь ДиалогическаяМонологическая ПисьмоЧтение
3 Составляющие устной речи Устная речь Звуковая сторона речи Лексический запас Грамматический строй Звукопроизношение Фонематические процессы Слоговая структура
4 Нарушение звукопроизношения Дефектное произношение оппозиционных звуков, нескольких групп звуков. Преобладают искажения, замены и смешения звуков. Искажение звуков: Например: С – межзубное, Ш – нижнее, Р – велярное Смешение звуков: Например: с ш; з с; р л; ч с; Замена звуков: Например: с=ш; р=л; б=п; ч=т и т.д. Смешение и замена искаженных звуков: Например: с = ш(нижнее)
5 Фонематические процессы Недостаточная сформированность дифференциации фонем, имеющих сходные акустико - артикуляторные характеристики ( глухие – звонкие ; свистящие – шипящие ; твердые – мягкие ; аффрикаты и их производные ). -. Примеры: «чечет лечка» - течет речка, «Старуска шусыла пушистую субу» - Старушка сушила пушистую шубу; «У Сони цемицветик» - У Сони цветик-семицветик. «Страшный братишка рассказывал шкашку штрашную» - Старший братишка рассказывал страшную сказку. «Рариса уронира форфоное блюдце» - Лариса уронила фарфоровое блюдце. «Чайка отлищается от чапли» - Чайка отличается от цапли.
6 Слоговая структура В стадии формирования: Элизии - усечение количества слогов в слове. Персеверации – инертное «застревание» на произнесении какого-либо слога (звука) в слове. Антиципации – уподобление одного слога другому. Итерации – добавление лишней слогообразующей гласной. Перестановки слогов в слове. Контаминации – соединение двух слов. Примеры: «матофон»-магнитофон; «кодил»- крокодил; «просоник»-поросёнок. «магазим»-магазин; «у деда Модоза»- у деда Мороза; «мермишель»- вермишель. «питетан»-капитан; «бабака»-собака; «солесо»-колесо; «увивермаг». «кулубника»-клубника; «терава»- трава; «тигор»-тигр. «тулощиве»; «раконива». «мабирает» -Маша собирает.
7 Лексический запас Ограничен и качественно неполноценен: ограничен рамками обиходно – бытовой тематики; нарушение актуализации и незнание многих слов; вербальные парафазии; антонимы учащиеся подбирают с ошибками; синонимы не подбирают или подбирают с трудом. Примеры: Вербальные парафазии: «чашка»-стакан; «перчатки»- варежки; «цветы»-клумба; «борода»-подбородок; «табуретка»-стул; «печет»- варит; «вышивает, вяжет»-шьет. Подбор антонимов: широкий–«маленький»; короткий- «большой»; смеяться–«не смеяться»; больной–«веселый», «дома оставаться»; высоко– «быстро»; Подбор синонимов (осуществляется с трудом ): дети–«детики», «молодые»; плачет– «кислый»; веселится–«добрый», «играет»; врач–«лечит», «врачи»; плачет–«грустная»; дом–«дома», «домик».
8 Грамматический строй Недостаточно сформирован: структурный и морфемный аграмматизм в предложениях простых синтаксических конструкций; отсутствие сложных синтаксических конструкций; недостаточное усвоение словообразовательных моделей; неправильное употребление предлогов. Примеры: - Нарушение порядка слов в предложении: «Заяц скакает на снеге белый.» «Мальчики приходят снеговик и строит.» - Неправильное использование падежных форм: «гнездов», «ребёнки», «у братов», «из дерев» – с деревьев, «5 деревей», «5 медвежонков»; «нет глазов, глазей», «нет окныв, окын», «5карандашов». - Ошибки в употреблении множественного числа имен существительных: «поезды», «деревы», «ухи», «стулы». - Недостаточная сформированность навыка словообразования: «сливный, сливочный»-сливовый, «глинный, глиновый, глинистый», «лисячий, лисучий», «волчачий,волкний, волчучий», «зайчачий, зайчиный»
9 Связная речь При составлении рассказа отмечается нарушение логической последовательности; «застревание» на второстепенных деталях; бедность и однообразие синтаксических конструкций; встречаются аграмматизмы; нередки случаи неточного словоупотребления, неадекватное использование лексических средств; иногда ребенок просто перечисляет предметы, изображенные на серии сюжетных картинок. Примеры: «Сначала они пошли в поход. Потом нашли ёжоника. И потом сначала несут его, потом давают молока. Все.» «Девочка и мальчик пошли собирать грибы с кастрюлями.Собирают. Потом они забулдились. Они встретили одного дяденьку. Он медведев застреляет. Он говорит, как идете домой. Нашли они дом.» «Девочка сидит и шьет носоки. Кот захотел поиграть. Стал все крутить. А девочка ушла. И колобок со стола свалил. А девочка другая пришла. Она руки вверх! Теперь ремнем кота.»
10 Характеристика речевых нарушений учащихся по уровню сформированности языковых средств и выраженности дефекта Вид речевого дефекта Звуковая сторона речиСмысловая сторона речи Звукопро- изношение Фонематические процессы Лексически й запас Граммати-ческий строй Изолированный фонетический дефект нарушено норма Фонетико- фонемати- ческое недоразвитие речи нарушено недостаточно сформированы или в стадии формирования норма Общее недоразвитие речи нарушено недостаточно сформированы или в стадии формирования словарь ограничен и качествен но неполно- ценен Наличие аграмматизмов в простых синтаксических конструкциях
11 Письменная речь Недостаточная сформированность предпосылок к продуктивному овладению программой обучения родному языку и математике – как следствие нарушений устной речи: недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; наличие специфических (дисграфических) ошибок на фоне большого количества разнообразных других; недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными понятиями, терминами; трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.
12 Диктанты учащихся 2-х классов, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
13 Диктанты учащихся 2-х классов, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
14 Психологическая база речи Неустойчивое внимание; недостаточность мнестических процессов; слабое развитие словесно-логического мышления; недостаточное развитие способности к переключению; низкая способность к запоминанию; недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; недостаточный уровень развития навыков самоконтроля.
15 Своевременная и адекватная структуре речевой неполноценности организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушения чтения и письма.
16 Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением звукопроизношения. Постановка дефектно произносимых звуков. Автоматизация поставленных звуков на разном лексическом материале. Дифференциация смешиваемых звуков.
17 Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: коррекция звукопроизношения; формирование полноценного представления о звуковом составе слова.
18 Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи Восполнение пробелов в звуковой стороне речи, в развитии лексического запаса и грамматического строя речи, в формировании связной речи.
19 Основные этапы логопедической работы с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи I этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. III этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи.
20 I этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов звукопроизношения.
21 II этап. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
22 III этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания. Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
23 Специфика работы учителя-логопеда. Работа учителя-логопеда имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи. Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых не дублирование классных, а активизация речевой и умственной деятельности ребенка в области языковых явлений. Специфика организации и проведение логопедических занятий обусловлена тем, что формирование полноценной речевой деятельности тесно увязывается с развитием у учащихся ряда психологических особенностей: внимания к языковым явлениям, слуховой и зрительной памяти, контрольных действий, способности к переключению, произвольности в общении.
24 Диктант ( 12 сентября ) Диктант (24 мая )
25 Диктант ( 12 сентября ) Диктант (24 мая )
26 Характер специфических ошибок Кол-во ошибок до начала коррек-ционной работы Кол-во ошибок по окон- чании коррекционной работы Ошибки фонематического характера 110 пропуски букв и/или слогов недописывание букв и/или слогов 60 наращивания букв и/или слогов 31 перестановки букв и/или слогов 10 замены букв 246 искажения букв 21 пропуск буквы ь 123 Ошибки грамматического характера (структурный аграмматизм) 5 1 разрыв, пропуск, слитное написание слов пропуск слов в предложении 00 неправильное определение границ предложений 62 нарушение порядка слов 10 Ошибки грамматического характера (морфемный аграмматизм) 118 согласование мн.число существительных 00 неправильное употребление падежных форм 65 предлоги – замены 10 слитное написание предлогов со словами 41 Орфографические ошибки70 41
27 Результаты логопедической работы У всех учащихся, зачисленных на логопедические занятия с нарушением произносительной стороны речи, все дефектно воспроизводимые звуки поставлены, автоматизированы и введены в речь. Результативность обучения : 100% В течение I этапа коррекционной работы с учащимися, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи, значительно уменьшилось количество ошибок фонематического характера (поданным стартового и итогового диктантов: было 57 ошибок, осталось – 11) Результативность обучения: 81% На положительную динамику проводимой коррекционной работы указывает также снижение ошибок грамматического характера, обусловленных структурным аграмматизмом (12 до начала обучения, 3 в конце I этапа). Результативность обучения: 75% Незначительная положительная динамика в работе над коррекцией морфемного аграмматизма объясняется выбранной методикой работы, когда восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи ведется на II и III этапах коррекционного обучения. Результативность обучения: 67% Морфемный аграмматизм 67% Структурный аграмматизм 75% Фонематическое восприятие 81% Фонетический дефект 100%
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.