Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМихаил Недогонов
2 МБОУ « Обусинская СОШ им А. И. Шадаева » Проект Проект « Физические вопросы и задачи к текстам из бурятских сказок » Автор : Автор : Монтошкинова И. И., учитель физики г.
3 Бурятские народные сказки – онтохоны – одно из ярких и высокохудожестенных проявлений духовной культуры народа, создававшейся на протяжении многих веков его талантливыми представителями, и представляют собой ценный материал для изучения физики, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и « работают » физические закономерности.
4 Цель проекта : формирование интереса и мотивации к изучению физики через устное народное творчество своего народа. Задачи : расширение знаний о материальном мире и методах научного познания мира ; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе приобретения знаний и умений по физике в области освоения традиционной этнической культуры своего народа ; воспитание у обучающихся патриотизма, любви и уважения к устному народному творчеству.
5 В галерее популярных персонажей бурятской волшебной сказки значительное место занимают герои, происхождение которых связывается с представителями животного мира. Кровнородственная связь этих героев с дикими зверями и домашними животными обусловливает необыкновенные чудесные свойства, которыми они наделены в сказке. Отрывок из сказки «h YY л х Y б YY н » ( Козлиный хвост ) « Нэгэ хоноходоо нэхээ ар h анда багтахаа болёод хонобо. Хоёр хоноходоо хонгор бугын ар h анда багтахаа болёод, бэе бэлдэр шадалаа г Y йсэбаа ». « За одну ночь их сын вырос так, что перестал вмещаться в меховую пеленку ; за вторую ночь перерос мягкую шкуру изюбра ». - Можно ли верить рассказчику ? Оцените по его рассказу, с какой скоростью рос h YY л х Y б YY н за это время.
6 Отрывок из сказки « Хушуута эхэнэр » ( Женщина с клювом ) « Нэгэ ехэ h анаамгай Y бгэн байгаа. Тиигээд Y дэриинь ехэ олон хэрмэ алаад, балгаан соогоо h уугаад, Y бшэжэ h уугаа хэрмээ. Тиигээд h уухадан, нэгэ ехэ h айхан эхэнэр хушуугаа хамсыгаараа нюугаад орожо ерээ. - Таабай, танайда хоножо болхуу ?- гэжэ h ураа.» «- Таабай, могу ли я переночевать у вас ?- спрашивает. А старик - то сразу узнал ее. « Вот она сама и пожаловала,»- думает он про себя и делает вид, что чистит кастрюлю, а сам гвоздем дырявит ее дно. - Иди, принеси воду,- сказал он ( и подал ей кастрюлю ). Пошла она за водой. Долго не возвращалась женщина с клювом - никак не могла набрать воду в кастрюлю.» - О каких явлениях природы идет речь ? - Отчего же сужается струйка воды, удаляясь от дна кастрюли ? ( Ответ : Чем ближе к земле, тем быстрее движутся частицы воды. Поэтому, поскольку количество воды, протекающее через любое отверстие в единицу времени, одинаково, струя сужается.) - Можно ли носить воду в решете ? ( Ответ : Можно, стоит только окунуть его сетку в расплавленный парафин.)
7 Изумительное мастерство народных художников слова – онтохошинов проявляется в создании женских образов, составляющих целую галерею в волшебных сказках и занимающих в них одно из центральных мест. Отрывок из сказки « Ш YY рэлдээхэн басаган » ( Девушка Шуурэлдэхэн ) «- Энэ газари хара барлаг, хаана h аа яба h ымши, нама h аа саагуур яба, - гэжэ хараана. Хараахадан, газари хара барлаг хэлэбэ : - Y Y дээ неэгээ Y бээ хадатнай, Y рхэ дээрэ h уужа дуу барихам,- гэбэ ». « Слушала девушка пение батрака и незаметно уснула. Батрак спустился по трубе в юрту, взял кораллы девушки Шуурэлдэхэн и вернул их ей ». - Под действием каких сил осуществлялся это движение ? ( Ответ : Под действием силы тяжести и силы трения покоя ) - Почему, спускаясь по трубе, опасно быстро скользить ? ( Ответ : Вследствие большого трения скольжения можно обжечь руки и ноги.)
8 В системе художественных образов бурятской сказки ведущую роль играют герои, которые в сказковедении все чаще определяются как « иронические удачники » Отрывок из сказки « Эрьюу тархитай эрхин х Y б YY н » ( парень Эрхин с дурной головой ). « h Y ниин тэн болобо. Хаан б Y хоор унтаба хэбэртэй. Гахай багша бодолготын ехэ бодолгото боложо, айхын ехээр айжа, яахашье м Y роо мэдэхэ юумэ Y гы. Хаанай хатан газаа тээшээ гараад, хаан ехээр хурхирана ». « Мудрец подумал : « Пока ханша обратно не зашла, надо убежать », бесшумно встал и выбежал из дворца. На улице было темно. Добежал до стайки, взобрался на нее. На бегу он наступил на сено, оно провалилось вниз, на спину коровы » - Какие физические явления произошли в описанном эпизоде ? - Сколько весит человек, когда он падает вниз с ускорением ? ( Ответ : Нисколько. Во время падения тело человека невесомо ) - На каком расстоянии от Земли кончается земное притяжение ? ( Ответ : Земное притяжение нигде не оканчивается, а лишь ослабевает обратно пропорционально квадрату расстояния )
9 Сказочные герои защищают правду и справедливость, чего требуют со всей прямотой и от других. Сказка сурово наказывает предательство, обман. Носителей этих пороков называют так, что « сырое дерево становится мокрым, а замерзшее дерево вовсе застывает » Отрывок из сказки « Таабхан Y бгэн » ( Старик Таабхан ) « Хоёр шоно Эсэгэ Малаандаа гаража заагаа. Эсэгэ Малаан нэрьеэр оруулна, Таабхан Y бгэни нэрьюулхэ гэжэ. Таабхан Y бгэн тэрээниин мэдээд, Болдоргын боро дубуунда h ууна » « Вдруг ударила молния и старик Таабхан кубарем скатился вниз. Однако молния не поразила старика, а, ударившись о вершину горы, остановилась. Взобрался он на вершину горы и стал искать заряд той молнии. Копал, копал, наконец, нашел. Начал он колотить его, да так крепко, что сырое дерево стало мокрым. А потом отправил заряд молнии обратно к Эсэгэ Малаану » - Как наука объясняет природу молнии ? ( Ответ : Во время грозы сильно заряженная туча с помощью электростатической индукции может навести противоположный заряд, например, на дерево. В результате мы наблюдаем разряд – молнию ) - Как защититься от молнии ?
10 Время в бурятских сказках всегда носит не конкретный, а условный характер. Условность временного определения присутствует уже в самом начале сказки. « Эртэ урда сагта » – вот типичное определение времени, указывающее на сказочную эпоху, к которой приурочиваются приключения персонажей. Отрывок из сказки « Хаанай д Y рбэн х Y б YY д » ( Сыновья хана ) « Хоёр х Y б YY д ахайндаа амараад, саашаа мордобод. Яба яба h аар, нэгэ хаанайда х Y рэжэ, багын дээдэ х Y б YY н хаанай басага h амган болгоожо абаба ». « Младший брат говорит : - Я слышал у одного хана есть прекрасная дочь. И отправился к тому хану. Шел он девять лет, девять месяцев, девять дней и на десятый день еле - еле дошел » - Как долго и упорно герой идет к намеченной цели ?
11 Литература : 1. Бурятские волшебно - фантастические сказки. Е. В. Баранникова ; 2. Бурятские народные сказки ; 3. Учебник физики. Дрофа, Иллюстрации : Монтошкинов О. Н.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.