Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМария Амплеева
1 Материалы ДОУ 712 по разработке и освоению содержательной области «Труд» в соответствии с ФГТ. СЦЕНАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ г. Ушакова Н.В. Педагог-психолог Высшая квалификационная категория. Москва, 2012 Адрес: , г. Москва, ул. Севанская, д.4, корп.2. м. Царицыно Тел./факс , , Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Детский сад комбинированного вида 712
2 Материалы ДОУ 712 по разработке и освоению содержательной области «Труд» в соответствии с ФГТ г. Ушакова Н.В. Старший воспитатель Высшая квалификационная категория. Адрес: , г. Москва, ул. Севанская, д.4, корп.2. м. Царицыно Тел./факс , , Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Детский сад комбинированного вида 712
3 Памятка для родителей Познакомьте ребенка с правилами: - все, что можешь, делай сам; - не забывай убирать за собой; - уважай труд других людей; - прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое; - делай все аккуратно, не торопясь; - не отвлекайся, когда трудишься; - правильно пользуйся орудиями труда; - не оставляй работу незаконченной; - если трудишься не один, работай дружно; - если окончил дело раньше, помоги другим. Ребенок полюбит труд, если: - приобщать его к труду как можно раньше; - трудиться вместе с ним; - дать ему постоянное поручение; - прививать навыки культуры труда; - поручать работу с достаточной нагрузкой; - показывать общественную значимость труда; - его важность и необходимость для других. Нельзя: - наказывать трудом; - торопить ребенка в ходе трудовой деятельности; - давать непосильные поручения; - допускать отступления от принятых требований; - забывать благодарить за помощь. Прежде, чем ребенок начинает трудиться: - сообщите цель поручения, объясните его необходимость; - помогите приготовить орудия труда; - напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия. В процессе работы, если необходимо, помогите ребенку, но помните: все что ребенок может сделать, он должен делать сам. После выполнения поручения поблагодарите ребенка, оцените его труд; помните, что главный критерий оценки трудовая активность, усилия ребенка.
4 Задачи психолого-педагогической работы 34 года По развитию трудовой деятельности: обеспечивать освоение основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённой последовательности, замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) (Социализация, Физическая культура); обеспечивать освоение отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (в подготовке к приёму пищи расставить хлебницы; в уборке групповой комнаты расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, поставить стулья на место; в уборке участка собрать мусор, подмести дорожки) (Социализация, Физическая культура); формировать умения выполнять отдельные трудовые процессы в труде в природе при участии взрослого (по уходу за растениями поливать, протирать крупные листья, мыть поддоны; по уходу за животными в уголке природы и на участке кормить, менять воду) (Социализация, Физическая культура, Безопасность); формировать представления об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно, не задевая других, пронести его к месту (от места) выполнения трудовой деятельности) (Безопасность, Физическая культура); формировать представления о способах обращения к взрослому и сверстнику за помощью в процессе самообслуживания, умение выражать слова благодарности за оказание помощи в процессе трудовой деятельности (Коммуникация, Социализация). По формированию представлений о труде взрослых: формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах (хозяйственно-бытовой труд дома и в детском саду приготовление пищи, мытьё посуды, вытирание пыли, мытьё полов, чистка ковра, мытьё окон и др.), о специфике труда мужчин и женщин (мужские виды труда сила, ловкость, выносливость и т.д.; женские виды труда аккуратность, забота и т. д.) (Познание, Социализация, Коммуникация); помогать вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о детях и близких им людях (Чтение художественной литературы); обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся (Крошечка-Хаврошечка, Мальчик-с-пальчик и др.) (Чтение художественной литературы); развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения (безопасные способы постановки лестницы дворником, установки новогодней ёлки и т. д.), о соблюдении безопас ности в детском саду (как безопасно укреплены лестницы, перила, гимнастические стенки) (Безопасность). По воспитанию ценностного отношения к собственному труду: поддерживать положительное отношение к самообслуживанию, другим видам самостоятельного труда и труду взрослых (Социализация); стимулировать ситуативные проявления желания принять участие в труде, умение преодолевать небольшие трудности (Социализация).
5 45 лет По развитию трудовой деятельности: обеспечивать самостоятельное и качественное выполнение процессов самообслуживания (без помощи взрослого одеваться и раздеваться, складывать и вешать одежду, ставить обувь, контролировать качество полученного результата, с помощью взрослого приводить одежду и обувь в порядок почистить, просушить) (Социализация, Физическая культура); обращать внимание ребёнка на непорядок во внешнем виде и учить самостоятельно его устранять; поощрять стремление оказать помощь другому при выполнении процессов самообслуживания (Социализация, Коммуникация); обеспечивать под контролем взрослого поддерживание порядка в группе и на участке (выполнять необходимые трудовые действия по собственной инициативе или включаясь в инициативу сверстника) (Физическая культура, Социализация, Коммуникация); учить самостоятельно выполнять трудовые процессы, связанные с дежурством по столовой, контролировать качество, стремиться улучшить результат (Социализация, Физическая культура); обеспечивать самостоятельное выполнение доступных трудовых процессов по уходу за растениями (поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листья, мыть поддоны) и животными в уголке природы и на участке (насыпать корм, менять воду, чистить клетку) в соответствии с тендерной принадлежностью (мальчики выносить мусор, убирать участок; девочки протирать пыль, поливать цветы и т. д.) (Социализация, Физическая культура, Безопасность); стимулировать активное включение в более сложные, выполняемые взрослым трудовые процессы (пересадка комнатных растений, высадка рассады в грунт); учить соотносить их со своими возможностями (Социализация, Физическая культура, Безопасность); помогать ребёнку планировать самостоятельную и коллективную трудовую деятельность; учить организовывать её, контролировать процесс выполнения действий, оценивать результаты; учить соблюдать инструкцию взрослого при выполнении трутовой деятельности с опасными инструментами и материалами ножницами, клеем); формировать знания и представления о соблюдении безопасности в сложных видах трудовой деятельности, связанных с использованием острых инструментов (грабли, тяпки, лопатки) (Безопасность); учить замечать опасные ситуации в быту при выполнении различных видов труда (Безопасность); формировать представления о способах общения и взаимодействия в процессе коллективной деятельности; развивать способы общения со сверстниками на различных этапах трудового процесса, общаться по поводу распределения трудовых поручений, материалов и оборудования и т. д.) (Коммуникация, Социализация). По формированию представлений о труде взрослых: формировать представление о ряде более сложных профессий, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества (помощник воспитателя, повар, врач, водитель, продавец и др.), трудовых операциях и механизмах; формировать первичные представления о мотивах труда людей; продолжать формировать представления о специфике труда мужчин и женщин (Познание, Социализация); формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; учить сравнивать профессии из прочитанных художественных произведений по степени их значимости, видеть средства описания героического труда людей в художественных произведениях Чтение художественной литературы); учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребёнку результат (Социализация); знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями спасатель, пожарник и др.) (Безопасность). По воспитанию ценностного отношения к собственному труду: воспитывать уважительное отношение к профессиям мужчин, женщин, восхищение их мужскими и женскими качествами, продляющимися в трудовой деятельности; поощрять и закреплять желание трудиться самостоятельно, участвовать в труде взрослых адекватно тендерной роли ребёнка, проявления настойчивости в преодолении препятствий (Социализация).
6 56 лет По развитию трудовой деятельности: обеспечивать самостоятельное, быстрое и аккуратное выполнение процессов самообслуживания (одеваться и раздеваться, складывать одежду, без напоминания при необходимости сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью) (Социализация, Физическая культура); учить самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, бережно относиться к личным вещам (Социализация); поощрять проявление готовности помочь другому (Социализация, Коммуникация); обеспечивать самостоятельное поддерживание порядка в группе и на участке, выполнение обязанностей дежурного по столовой, по занятиям, по уголку природы (Социализация); помогать в осознании зависимости цели и содержания трудовых действий ребёнка от потребностей живого объекта (Социализация, Безопасность); учить контролировать и оценивать качество полученного результата, мотивировать оценку (Социализация); обучать некоторым видам ручного труда, подбирая их в соответствии с предпочтениями ребёнка (Художественное творчество); помогать замечать и осознавать влияние половых и индивидуальных особенностей детей на их трудовую деятельность (Социализация); приобщать к коллективной трудовой деятельности (выдвигать цель, обосновывать её, планировать, организовывать, контролировать основные этапы и результаты, включаться в труд в качестве исполнителя, соотнося и координируя свои действия с действиями других) (Социализация, Коммуникация). способствовать формированию умения помогать другим людям в процессе выполнения трудовой деятельности (Социализация, Коммуникация); учить требовать от других детей соблюдения техники безопасности при выполнении трудовой деятельности; формировать умения использовать различные безопасные способы выполнения собственной трудовой деятельности, объяснять другому ребёнку о соблюдении правил безопасности в процессе совместного труда (Безопасность); формировать представления о формах высказывания собственной точки зрения (предложить свой вариант, способ выполнения) другим детям в процессе выполнения различных видов труда, способы общения для привлечения к сотрудничеству других людей при выполнении трудовой деятельности (Коммуникация, Социализация). По формированию представлений о труде взрослых: расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости, о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека (Познание, Социализация); формировать первоначальные представления о труде как экономической категории (Познание, Социализация); продолжать формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы, способность видеть и замечать красоту в труде мужчин и женщин (Чтение художественной литературы). По воспитанию ценностного отношения к собственному труду: поощрять устойчивую самостоятельность, настойчивость, ответственность при выполнении трудовых процессов (Социализация) стимулировать проявления отзывчивости, взаимопомощи (Социализация, Коммуникация); разделять с ребёнком чувство удовлетворения от процесса индивидуального и коллективного труда, чувство гордости; поддерживать стремление получать от взрослого и сверстников положительную оценку результата и своих качеств, проявленных в труде (Социализация).
7 67 лет По развитию трудовой деятельности: обеспечивать осознанное и самостоятельное выполнение процессов самообслуживания, самостоятельный контроль качества результата; проявление умения при необходимости исправлять его, отбирать более эффективные способы действий (адекватно своим особенностям), оказывать помощь другому, в том числе обучающую (Социализация, Коммуникация); учить в хозяйственно-бытовом труде самостоятельно и качественно выполнять разные его виды; уметь самостоятельно планировать основные этапы своей и общей (коллективной) работы; уметь договариваться, распределять обязанности, контролировать себя и других детей в контексте общей цели, возникающих сложностей, половых и индивидуальных особенностей каждого (Социализация, Коммуникация, Физическая культура); привлекать к выполнению сезонных видов работ в природе (на участке детского сада, в уголке природы) адекватно половой принадлежности ребёнка; помогать в осознании их обусловленности соответствующими природными закономерностями, потребностями растений и животных (Познание, Физическая культура); поощрять желание работать в коллективе (Коммуникация, Социализация); учить справедливо организовывать коллективный труд (с учётом цели, содержания труда, тендерных и индивидуальных особенностей участников) (Коммуникация, Социализация); обеспечивать освоение некоторых видов ручного труда в соответствии с гендерными и индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка (Художественное творчество); формировать знания и представления о соблюдении правил безопасности в соответствии со спецификой разнообразных видов трудовой деятельности (Безопасность); формировать активные формы общения с другими людьми (взрослыми и детьми) в процессе трудовой деятельности (задавать вопросы, давать пояснительные, содержательные ответы и т. д.) (Коммуникация, Социализация). По формированию представлений о труде взрослых: расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностная, социальная и государственная значимость, представления о труде как экономической категории), в том числе о современных профессиях, существующих в мире (менеджер, модельер, оператор, банковский служащий и др.) (Познание, Социализация); продолжать учить бережно относиться к результатам труда, осознанно соотносить свои желания в приобретении вещей и игрушек с возможностями семьи (Социализация). По воспитанию ценностного отношения к собственному труду: поддерживать отношение ребёнка к собственному труду, его результату, труду других и его результатам как ценности, стимулировать желание трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых (Социализация); формировать положительное отношение к трудовым подвигам, поступкам, трудовой деятельности героев произведений художественной литературы (Чтение художественной литературы); учить вычленять и осознавать труд как особую деятельность, составляющую основу жизни человека (Социализация).
8 Цели дошкольного образования, связанные со всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка. Основные задачи психолого-педагогической работы: - развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и тендерным возможностям); - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых (целях, видах, содержании, результатах), его роли в обществе и жизни каждого человека. Примерные виды интеграции области «Труд» По задачам и содержанию психолого-педагогической работы «Физическая культура» (развитие физических качеств ребёнка в процессе освоения разных видов труда, формирование навыков по уходу за физкультурным инвентарём и спортивной одеждой). «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых). «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых). «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и детей) По средствам организации и оптимизации образовательного процесса «Физическая культура» (использование спортивных игр и упражнений для реализации задач образовательной области «Труд»). «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей). «Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.