Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПетр Скуратов
1 Составила Дошукаева Малика Ахмедовна
2 Понятие мониторинга (от лат. MONITOR) 1 мониторинг – осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения. 2 мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям
3 Определение понятия МОНИТОРИНГ (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева). Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития
4 Отличия мониторинга от диагностики МониторингДиагностика Особенности течения процесса (в данном случае – педагогического) (контроль процесса) Раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования и имеющее конкретное описание (контроль результата) Систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки (в динамике) Уровень освоения Общеобразовательная программа ООП (констатация показателей на момент обследования) образовательные области интегративные качества
5 Алгоритм проведения мониторинга Определение формата проведения мониторинга Постановка цели мониторинга Определение объекта мониторинга Определение методов и форм мониторинга Определение содержания мониторинга (определение показателей мониторинга) Подбор диагностических методик с учетом возрастной группы, вида группы и кадрового обеспечения образовательного процесса ДОУ Разработка форм для фиксации результатов мониторинга Определение периодичности и сроков проведения мониторинга Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга Проведение мониторинга педагогами ДОУ Оформление результатов мониторинга Педагогический анализ результатов мониторинга Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга (по результатам каждого проведенного мониторинга- не менее 2-х раз в год) Оформление и хранение результатов мониторинга
6 Классификация видов мониторинга по масштабу целей образования этапам обучения временной зависимости частоте процедур охвату объекта наблюдения организационным формам формам объект-субъектных отношений используемому инструментарию
7 Масштаб целей образования стратегическийтактическийоперативный
8 Этапы обучения Входной (отборочный) Учебный (промежуточный) Выходной (итоговый)
9 Временная зависимость ретроспективный предупредительный (опережающий ) текущий
10 Частота процедур разовыйпериодическийсистематический
11 Охват объекта наблюдения локальныйвыборочныйсплошной
12 Организационные формы индивидуальныйгрупповойфронтальный
13 Формы субъект-объектных отношений внешний (социальный) взаимоконтрольсамоанализ
14 Используемый инструментарий стандартизованныйнестандартизованныйматричный и т.д.
15 Педагогический мониторинг Медицинский мониторинг Социологический мониторинг Психологический мониторинг
16 Отличия видов мониторинга социологическиймедицинскийпсихологическийпедагогический определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с базовыми и нормативными показателями. обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: развития в семье и ДОУ, в городе и селе и т.д. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями, и, в случае необходимости, коррекция данных условий. устанавливает тенденции и закономерности формирования психологического здоровья и психического развития детей, определяет возрастные границы развития их способностей к разным видам деятельности. имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей ОУ и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
17 1. Образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития. 2. Соотношение контроля, педагогической диагностики и мониторинга 3. Мониторинг предполагает: - постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функций слежения; изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; - компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
18 Виды образовательного мониторинга дидактическийвоспитательныйсоциально- психологический управленческий слежение за различными сторонами образовательного процесса; слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса; слежение за системой коллективно- групповых, личностных отношений, характером психологической атмосферы коллектива, групп; слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях (в системах: руководитель педагогический коллектив; руководитель коллектив родителей; руководитель внешняя среда ОУ; педагог педагог; педагог ребенок; педагог семья).
19 включает в себя два компонента: Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка. мониторинг образовательного процесса мониторинг детского развития отслеживание результатов освоения образовательной программы оценки развития интегративных качеств ребёнка
20 По группе Сравнительный по годам (3-5 лет) По ДОУ (межгрупповой) Структура мониторинга в ДОУ
21 Основа для организации системы мониторинга в ДОУ: Приказ Минобрнауки РФ от «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
22 Федеральный (приказ), типовое Положение Региональный (приказ) Муниципальный (приказ) Локальный (ДОУ) – приказ, Положение о психолого-педагогическом мониторинге в ДОУ Рабочий – (педагог) – рабочий инструментарий, циклограммы, Карты мониторинга, и т.д.
23 СТРУКТУРА И ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА 1. Определение объекта. 2. Сбор информации об объекте. 3. Обработка и анализ полученной информации. 4. Интерпретация и комплексная оценка объекта. 5. Принятие решения об изменении деятельности
24 ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ (В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА) 1. Отслеживание качества результатов образовательного мониторинга в ДОУ. 2. Отслеживание качества педагогического процесса в ДОУ. 3. Отслеживание качества условий деятельности ДОУ.
25 Цель педагогического мониторинга в ДОУ - выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников Функции педагогического мониторинга: Интегративная обеспечивает комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период; Диагностическая позволяет дать объективную оценку сформированности интегративных качеств ребенка дошкольного возраста Информационная является способом систематического получения информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка; Прагматическая позволяет использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов развития каждого воспитанника.
26 О БЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, представленные в интеграции ( интегративные качества ): 1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 2. Любознательный, активный; 3. Эмоционально отзывчивый; 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
27 Периодичность и сроки проведения мониторинга Устанавливаются образовательным учреждением и должны обеспечивать возможность: - оценки динамики достижений детей, - сбалансированность методов, - не приводить к переутомлению воспитанников - не нарушать ход образовательного процесса. Периодичность проведения мониторинга – не менее 2-х раз в год (начало и конец учебного года) Рекомендуемая длительность проведения мониторинга недели.
28 Требования ФГТ к проведению мониторинга в ДОУ Промежуточные результаты освоения Программы Итоговый мониторинг раскрывают динамику формирования интегративных качеств детей в каждый возрастной период по всем направлениям их развития. описывает интегративные качества ребёнка, которые он приобрёл в результате освоения основной общеобразовательной программы ДОУ.
29 ПОДБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК Специалистами ДОУ подбираются апробированные, описанные в психолого- педагогической литературе диагностические методики. Воспитатель осуществляет диагностику путем педагогического наблюдения, беседы, анализа продуктов детской деятельности
30 По результатам мониторинга необходимо : оценить уровень полученных результатов (низкий, средний, высокий или иные его градации, если это предусмотрено методикой); определить группу показателей с наиболее низкими результатами, определить коллегиально возможные причины полученных данных; провести сравнение с аналогичными предыдущими показателями, выявить характер динамики (положительный, отрицательный); определить возможные причины изменений и факторы, которые повлияли на полученные результаты.
31 РАЗРАБОТКА ФОРМ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА Возможные варианты фиксации результатов: рабочие тетради, технологические карты, карты наблюдения, карты развития ребенка и др.; оформление результатов в цвете, в баллах, др.
32 Составление аналитической справки по результатам мониторинга Аналитическая справка о результатах мониторинга (за 2-3 года), заверенная руководителем ДОУ должна отражать: Для воспитателей, старших воспитателей, руководителей (инструкторов) по физическому воспитанию, музыкальных руководителей: Динамику достижения стабильных положительных (промежуточных и итоговых) результатов формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период: Для учителей- логопедов, учителей-дефектологов: наличие стабильных результатов коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья положительную динамику в коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Для педагогов –психологов: наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников положительная динамика в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников
33 Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками группы основной общеобразовательной программы по образовательным областям:__________________________________________________________________ В _______________ году Программа по разделу «_» усвоена детьми данной группы на _____ уровне (_%) программного материала По итогам контрольных срезов _% детей показали положительный результат освоения программного материала по данному разделу. (_ %) детей показали высокий уровень освоения программного материала, _ %- средний уровень. Однако в группе имеются _ % детей, показавших по итогам контрольных срезов недостаточный (низкий) уровень освоения программного материала (перечислить с соблюдением конфиденциальности и указать причину данного явления) __ отдельных подразделов раздела программы Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: по подразделам Наиболее высокие результаты показаны детьми по подразделам: - % по подразделам Несколько ниже результаты по подразделам: - % по подразделам Наиболее низкие результаты по подразделам: - % программного материала по данному разделу Предполагаемая причина низкого качества освоения программного материала по данному разделу: отдельных тем раздела программы по теме Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных тем раздела программы показывает, что наиболее высокие результаты показаны детьми по теме по теме: Низкий уровень освоения программы по теме: « Предполагаемая причина_ Рекомендации Справку составили: Дата: Воспитатели: __(_________________) ____________________(___________________) Ознакомлена: ст. воспитатель (заведующий) () Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками группы основной общеобразовательной программы по образовательным областям:__________________________________________________________________ В _______________ году Программа по разделу «_» усвоена детьми данной группы на _____ уровне (_%) программного материала По итогам контрольных срезов _% детей показали положительный результат освоения программного материала по данному разделу. (_ %) детей показали высокий уровень освоения программного материала, _ %- средний уровень. Однако в группе имеются _ % детей, показавших по итогам контрольных срезов недостаточный (низкий) уровень освоения программного материала (перечислить с соблюдением конфиденциальности и указать причину данного явления) __ отдельных подразделов раздела программы Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: по подразделам Наиболее высокие результаты показаны детьми по подразделам: - % по подразделам Несколько ниже результаты по подразделам: - % по подразделам Наиболее низкие результаты по подразделам: - % программного материала по данному разделу Предполагаемая причина низкого качества освоения программного материала по данному разделу: отдельных тем раздела программы по теме Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных тем раздела программы показывает, что наиболее высокие результаты показаны детьми по теме по теме: Низкий уровень освоения программы по теме: « Предполагаемая причина_ Рекомендации Справку составили: Дата: Воспитатели: __(_________________) ____________________(___________________) Ознакомлена: ст. воспитатель (заведующий) () Образец аналитической справки воспитателя (педагога) ДОУ Образец аналитической справки воспитателя (педагога) ДОУ
34 МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Взаимодействие детского сада с семьей сегодня одна из самых важных задач, связанных с развитием всей системы дошкольного образования. Поэтому не удивительно, что в органах управлением образованием и на местах специалисты, методисты научно-методи ческих центров и руководители образовательных учреждений все чаще ставят перед собой задачу разработки и апробации эффективной мо дели мониторинга в данной области. Однако, даже сумев разработать программу мониторинга и провести его, они затрудняются в его опи сании. Мы можем поделиться своим опытом в данной области.
35 Образец составления программы мониторинга Программа и результаты мониторинга взаимодействия детского сада с семьей может быть описана следующим образом. Объект мониторинга: процесс взаимодействия ДОУ с семьей. Предмет мониторинга: функции взаимодействия ДОУ с семьей. Цель: разработать и экспериментально проверить эффективность педагогического мониторинга взаимодействия ДОУ с семьей. Гипотеза, которая легла в основу мониторинга, заключалась в следующем предположении: мониторинг будет эффективным средством диагностики взаимодействия ДОУ с семьей, если: определить критерии и показатели эффективности реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ и сравнить их; разработать методику оценки функций взаимодействия детского сада с семьей, позволяющую увидеть преемственность и динамику в реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ; разработать программу педагогического мониторинга работы ДОУ с семьей и внедрить ее в процесс управления качеством дошкольного образования на уровне округа. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи мониторинга: определить содержание педагогического мониторинга взаимодействия ДОУ с семьей и эффективности реализации функций сотрудничества; внедрить в процесс управления качеством дошкольного образования на уровне округа разработанные варианты мониторинга по работе с семьей и проверить их эффективность; провести сравнительный анализ результатов мониторинга по работе ДОУ с семьей в детских садах Центрального округа.
36 1. Нормативно-установочный Он имеет своей целью определение единых методологических подходов и педагогических концепций, требований к организации взаимодействия детского сада с семьей. Так, методологической основой для проведения нашего мониторинга являются: теория семейного воспитания детей дошкольного возраста (К.Д. Ушинский, Н.В. Щелгунов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, М.И. Демков, А.В. Петровский, Г.Н. Волков, В.М. Петров, ТА Маркова, В.М. Иванова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова и др.); концепция деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и развивающего обучения (Л.С. Выготский, А.Б. Запорожец и др.); системно-генетический подход к проведению и анализу педагогического мониторинга (А.А. Майер, В.А. Кальней, СЕ. Шишов, Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев); теория управления, в которой мониторинг рассматривается как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле, средство формирования сис темы управления качеством воспитательно-образовательного и учебно-воспитательного процесса (М.М. Поташник, П.И. Третьяков, К.Ю. Белая и др.). В результате нами были использованы следующие методики (приложения 14): Оценка эффективности и реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ. Оценка функций взаимодействия руководителя и педагогов с родителями. Оценка потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ и их удовлетворенности. Этапы мониторинга взаимодействия детского сада с семьей В соответствии с данными задачами были выделены три этапа проведения мониторинга.
37 2. Технологический В процессе данного этапа осуществляется полный цикл педагогического мониторинга, уточняются технология его проведения и состояние процесса взаимодействия и сотрудничества ДОУ с семьей на основании оценки его результатов. Наше исследование, которое будет описано далее, проводилось студентами факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ в октябре ноябре 2007 г. на базе государственных образовательных учреждений: одного Центра развития детского сада, четырех детских садов общеразвивающего вида, двух комбинированного и двух компенсирующего вида Центрального окружного управления образования Департамента образования Москвы. Руководители мониторинга со стороны ЦОУО начальник учебно- методического центра округа Л.И. Шпаковская. Руководитель мониторинга со стороны МГПИ проф. кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ НА. Виноградова и зав. кафедрой Н.В. Микляева*. 3. Обобщающий На данном этапе подводятся итоги мониторинга, сравниваются результаты его технологического этапа, определяется теоретическая и практическая значимость его проведения. Количественные результаты мониторинга представлены ниже. Сначала нами изучались потребности и удовлетворенность родителей воспитанников в основных и дополнительных образовательных услугах (табл. 7), которые предлагают дошкольные образовательные учреждения. Для примера сравним данные, полученные в детских садах общеразвивающего вида, детских садах с приоритетным осуществлением развития и воспитания детей, детских садах компенсирующего вида.
38 Вид ДОУ Потребности и социальный заказ родителей Удовлетворенность работой ДОУ и сотрудничеством с семьей Основные услуги Дополнительные услуги Основные услуги Дополнительные услуги minmaxminmaxminmaxminmax Детский сад общеразвивающего вида 3 КН 10 (по всем 2 ЭР 10 (по всем 2 КН 10 (по всем 1 КН10 СР, ПР, Таблица 7 Сравнительные данные по оценке потребностей и удовлетворенности родителей в образовательных услугах ДОУ * В проведении мониторинга участвовали студенты заочной формы обучения факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ: Н.Н. Бар-машева, И.В. Гаврилина, А.И. Зайчикова, К.В. Скуратова, Т.В. Плетнева, Т.В. Медведева, Ю.И. Убыткина, Ю.Н. Васильева и др.
39 Осталь- ным) осталь ным) Осталь- ным) ЭР, КН Детский сад с приоритет-ЭРПР,КНСР,КНЭР,ФОНКН, ным осущест-КН,ЭР,СР,ЭР, влением раз-ФОН ПР вития и вос- питания детей Детский сад компенси-СР,(поСР,(поСР(поСР,(по рующего видаПР,всемПРвсем ЭР,всем ЭР,ос- ФОНос- КН тальным) Условные обозначения: СР социальное развитие; ПР познавательное развитие; ЭР эстетическое развитие; ФОН физкультурно-оздоровительное направление; КН коррекционное направление.
40 Было выявлено, что в ГОУ детских садах общеразвивающего вида потребности и удовлетворенность родителей в основных услугах, касающихся коррекционного направления работы, находятся на одинаково невысоком уровне (2 балла из 10), однако удовлетворенность дополнительными образовательными услугами в этой же области значительно выше. Это свидетельствует о том, что заинтересованные в коррекционно-развивающем направлении работы с детьми родители реализуют свои потребности через систему дополнительных оздоровительных и развивающих услуг. Потребности же остальных родителей в усилении работы по социальному, познавательному и эстетическому развитию детей встречают отклик педагогов детского сада как на уровне основных, так и дополнительных услуг, которые оцениваются максимально с точки зрения удовлетворенности их качеством со стороны ГОУ. Аналогичным образом оценивается соотношение потребностей и их удовлетворенности в детских садах другого вида: комбинированных, компенсирующих и т.д. На следующем этапе работы изучалось состояние функций взаимодействия детского сада и семьи (табл. 8) Таблица 8 Сравнительные данные по оценке функций взаимодействия ДОУ и семьи (от 1 до 10 баллов, среднее арифметическое) Вид Доу Охрана и укрепление здоровья детей Развивающая Диагностическая и коррекционная Коммуникативная Конструкторско- организаторская Координирующая Функция профессионального самосовершенствования Детский сад7,37,45,17,27,36,67,3 общеразви- вающего вида Детский сад с9,898,49,69,28,29 приоритет- ным осущест- влением раз- вития и вос- питания детей Детский сад98,38,18,48,38,58,3 компенси- рующего вида
41 Результаты сравнительного анализа показывают, что функции взаимодействия с семьей в области охраны и укрепления здоровья, развития детей, диагностики и коррекции нарушений в развитии, общения с педагогами и профессионального самосовершенствования, а также повышения педагогической культуры родителей, с ними связанной, лучше, чем у остальных видов детских садов, сформированы в ГОУ детских садах с приоритетным осуществлением развития и воспитания детей. Особенно это касается приоритета физкультурно- оздоровительной работы с детьми. В свою очередь, функции координации, диагностики и коррекции познавательного развития в детских садах компенсирующего вида. Эти же функции несколько «западают» в детских садах общераз-вивающего вида, что для них закономерно и объяснимо. Опираясь на эти данные, было интересно проанализировать осо бенности реализации образовательных стратегий по основным на правлениям работы детского сада и сотрудничества с семьей (табл. 9).
42 Вид ДОУ Реализация стратегий ФЗСРи ЭР ид ПРР Из.Ди ОД Детский сад общеразвивающего вида Семья8,48,7898,4 ДОУ8,38,88,99,79,5 Детский сад с приоритетным осуществлением развития и воспитания детей Семья8,38,57,88,17,8 ДОУ8,28,38,28,48,3 Детский сад компенсирующего вида Семья6,57,6 6,85,7 ДОУ8,38,298,68,8 Таблица 9 Оценка эффективности реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ (от 1 до 10 баллов и среднее арифметическое) Условные обозначения: ФЗ формирование здоровья; СР социальное развитие; ЭР эмоциональное развитие; ИД игровая деятельность; ПРР познавательно-речевое развитие; Из.Д изобразительная деятельность; ПД продуктивная деятельность.
43 Образовательная стратегия, направленная на формирование здоровья, лучше всего реализуется, по мнению родителей и педагогов, в семьям и детских садах общеразвивающего вида и с приоритетом физкультурно- оздоровительной работы. Детские сада компенсирующего вида по данной стратегии имеют столь же высокие оценки, а реализация ее в семьях воспитанников почти на 20% (на 2 балла) ниже по эффективности. Близкая к ней стратегия, связанная с охраной и формированием психологического здоровья стратегия эмоционального и социального развития детей выше всего оценивается в детских садах общеразвивающего вида и семьях их воспитанников. Игровые стратегии очень высоко (до 90% эффективности, в частности, в детских садах компенсирующего вида) оцениваются здесь же, однако семьи начинают «отставать» от эффективности их реализации в домашних условиях. Это касается работы всех видов детских садов видимо, конструкторско-организационная и координационная функция взаимодействия педагогов с родителями в данной области налажена не столь успешно. По уровню реализации технологий познавательно-речевого развития лидирует детский сад общеразвивающего вида и семьи его воспитанников. Это соотносится с высокой оценкой родителями степени удовлетворенности услугами образовательного учреждения в данной области, но в то же время свидетельствует о недооценке роли развивающей функции взаимодействия педагогов с родителями дошкольников. Так же обстоит ситуация с оценкой эффективности реализации образовательных технологий, направленных на развитие изобразительной и других видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
44 С другой стороны, результаты мониторинга позволяют выявить потенциалы для налаживания взаимодействия с семьей внутри каждой категории образовательных учреждений. Так, детские сады общеразвивающего вида имеют максимальные оценки по степени реализации стратегий познавательно-речевого развития и развития изобразительного творчества дошкольников, но эффективность взаимодействия с семьей по второму направлению ниже родители не осуществляют перенос образовательных стратегий детского сада в домашние условия, кроме того, имеются проблемы в реализации стратегии, направленной на формирование здоровья воспитанников как в семье, так и в детском саду. Детские сады с приоритетным направлением развития и воспитания детей достаточно равномерно распределяют свои силы на реализацию всех существующих образовательных стратегий, но при этом родители воспитанников не используют данных потенциалов в процессе развития игровой и продуктивных видах деятельности дошкольников. Детские сады компенсирующего вида, напротив, могут использовать данные стратегии (кроме того, стратегии, ориентированные на познавательно-речевое развитие) в качестве приоритетных, в том числе, в работе с родителями, а их проблемы переноса в систему домашнего воспитания касаются формирования здоровья и развития изобразительной деятельности воспитанников.
45 Теоретическая значимость мониторинга заключается в том, что в ходе его проведения уточнены образовательные стратегии как результат работы ДОУ с семьей и критерии оценки их выраженности применительно к потребностям родителей в образовательных услугах ДОУ и их удовлетворенности. Практическая значимость мониторинга определяется возмож ностью его использования руководителями отделов дошкольного образования научно-методических центров, администрацией и педагогами ДОУ разных видов. Достоинством данного мониторинга является то, что использование предлагаемых методик диагностики работы ДОУ с семьей проводится с использованием одинако вых критериев и параметров оценки администрации, педагогов, родителей воспитанников. Это позволяет выявить многомерность картины взаимодействия детского сада с семьей и сделать выводы о преемственности работы по реализации образовательных стратегий в семье и детском саду.
46 ФИО педагога Название функцииОценка по шкале «110» Охрана и укрепление здоровья детей (материнская функция) Развивающая (воспитывающая и обучающая) Диагностическая и коррекционная Коммуникативная (определяющая стиль взаимоотношения) Конструкторско-организаторская Координирующая Функция профессионального самосовершенствования ПРИЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Приложение 1 Самооценка успешности взаимодействия педагога с родителями* Уважаемые сотрудники! Проводится самооценка успешности реализации функций взаимодействия с родителями (ставится знак «+»). Экспертная таблица составлена на основе методических рекомендаций В.П. Дубровой, Е.П. Милашевич
47 Самооценка управления качеством взаимодействия сотрудников учреждения с родителями Уважаемые руководители! Проводится самооценка успешности реализации функций управления качеством взаимодействия сотрудников учреждения с родителями (ставится знак «+»). ФИО педагога Название функцийОценка по шкале «110» Целеполагание. Планирование прогнозирование управления качеством взаимодействия ДОУ и семьи Организация сотрудничества в соответствии с прогнозируемым результатом Консультативно-методическая деятельность Коррекционно-регулятивная деятельность Контрольно-оценочная деятельность. Проме жуточный анализ Итоговый анализ эффективности управления качеством взаимодействия ДОУ и семьи
48 Приложение 3 Оценка потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ и их удовлетворенности(от 1 до 10 баллов) ГОУ детский сад _ Возрастная группа детей Потребности иУдовлетворенность социальный заказработой ДОУ и родителейсотрудничеством Приоритетное направление с семьей Основ-Дополни-Основ-Дополни- ныетельныеныетельные услуги (платные) услуги услуги (платные) услуги Социальное развитие (речь и речевое общение, нравствешю-патриотическое воспитание, ОБЖ, этикет и т.д.) Познавательное развитие (ознакомление с окружающим, экология математическое развитие изучение иностранного языка Развивающие конст руктивные игры и т.д.)
49 Эстетическое развитие ( изобразительное искусство, художественно-речевое творчество, театрализованная деятельность, ритмика, игровое,пение, творческое декоративное конструирование, оригами, детский дизайн, музыкальный абонемент «В гостях у сказки» и т.д.) Физкультурно-оздоровительное направление (аэробика, музыкотерапия, массаж, ЛФК, фиточай, кисло родный коктейль, арома-физиотерапия и др.) Коррекционное направление (специализированные коррекционные занятия с логопедом, психологом и ДР-)
50 Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ Реализация задач в семье Реализация задач в ДОУ 123 Формирование здоровья Обеспечить условия комфортной адаптация ребенка в детском саду Разработать индивидуальную программу формирования здоровья Создать условия для физического и психологического комфорта ребенка в ДОУ Воспитывать привычку к чистоте. Формировать гигиенические навыки Оценка эффективности реализации образовательных стратегий в семье и ДОУ* Родители оценивают эффективность реализации образовательных стратегий в семье и в ДОУ (от 1 до 10 баллов): 1) ФИО ребенка 2) Кто отвечает на вопросы анкеты (мама, папа, бабушка, дедушка)? Теперь заполните, пожалуйста, следующую таблицу.
51 123 Осуществлять профилактику нарушения зрения, нарушения осанки, плоскостопия Поддерживать потребность в спонтанной двигательной деятельной активности, создавать условия для переживания «мышечной радости» Социальное развитие Воспитывать заинтересованное и уважительное отношение к взрослому Воспитывать умение общаться со взрослыми вне семьи Формировать представления о жизни взрослых Закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам
52 Эмоциональное развитие Обеспечить радостный эмоциональный фон жизни ребенка Способствовать обогащению его эмоциональной палитры Учить контролировать проявление эмоций Игровая деятельность Обеспечить ребенка играми и игрушками, являющимися наиболее ценными Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек Вырабатывать навыки общения с равным партнером Воспитывать бережное отношение к миру природы Содействовать формированию индивидуальности и основ личности: активность и самостоятельность; образ себя; моральные устои; основы гражданственности :
53 Оказывать Постоянное внимание и проявлять уважение к детским играм Участвовать в играх с ребенком, тактично предлагать ему помощь Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре с ребенком Познавательно-речевое развитие Рассказывать детям об увиденном, профессиях, видах деятельности Рассматривать и наблюдать с ребенком различные явления и объекты природы в разные времена года Объяснять ребенку требования, связанные с безопасностью, поведением Организовывать различные развивающие развлечения, игры (для развития восприятия, внимания, мышления) Способствовать накоплению пассивного и обогащению активного словаря
54 Изобразительная деятельность Формировать у детей интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительною искусства Знакомить детей с иллюстрациями к детским книгам, репродукциями, открытками, произведениями книжной графики Содействовать проникновению детей в мир отношений, переживаний и чувств героев сказок, произведений изобразительного и музыкального искусства Знакомить детей с удивительными свойствами цвета на примере живописи и графики
55 Продуктивная деятельность Формировать у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними Учить изображать доступными средствами то, что вызывает интерес ребенка Познакомить детей с цветовой палитрой Способствовать обогащению содержания рисунков, формы, композиции, цветового решения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.