Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАндрей Недосейкин
1 Тема выступления «Внедрение в учебный процесс технологии формирования логико- понятийной культуры учащихся».
2 1)под педагогической технологией целесообразно понимать научно обоснованную совокупность операционных воздействий педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью ускорения формирующейся личности в социально-культурном пространстве (Н.Ю. Русова). 2)логико – понятийная культура – это комплексное личностное качество (ЛПК), формирующееся в процессе обучения и характеризующееся высоким уровнем культуры логического мышления и понятийно терминологического воспроизведения его результатов. Средство формирования мыслительных умений и навыков – работа с терминами, понятиями, опорными схемами, инструктивным материалом и т.п. (Л.Н. Казакова.) 3) КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА - способность услышать, понять другого человека, умение выразить свои мысли и чувства и в общении выстраивать конструктивный диалог, регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с людьми. (И.И. Рыданова.)
3 Т Е М А. «Внедрение в учебный процесс технологии формирования логико-понятийной культуры учащихся». П Р О Б Л Е М А. Какие эффективные методические приёмы позволяют развивать коммуникативную компетентность у учащихся и их познавательную активность на уроках? М Е Т О Д О Л О Г И Ч Е С К И Е П О Д Х О Д Ы. – ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ; - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ; – РАЗВИВАЮЩИЙ. Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я П Р О Ц Е Д У Р А (Технология ЛПК Л.Н. Казаковой). I блок II блок III блок IV блок ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ЛИЧНОСТНО – ТВОРЧЕСКИЙ
4 Базовыми принципами методики формирования ЛПК являются: - активизация накопленных учащимися понятийных знаний; - формирование новых связей между понятиями; - обогащение понятийной системы учащихся и развитие их логического мышления; - обеспечение множественности использования на уроках художественных, публицистических текстов и логического структурирования текстов научных и научно-популярных; - постоянный контроль учащихся над собственными интеллектуальными операциями.
5 Карта речевой активности учащихся по методике О.Г. Дзюбенко. (Диагностика: знакомство учителя с ученической аудиторией 5 класса.) Ф. И. учащегося и его участие в уроке Тема: «Пословицы». (Урок - литературная игра). КРС 1. Алёна А Андрей Д. ++ З. Игорь К Катя К Наташа Р. + и т. д. КР С К – коммуникаторы Р – репликаторы С – слушатели
6 ЦЕЛЬ ВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ: ЦЕЛЬ ВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ: формирование монологической, «общительной» и «дискуссионной» речи учащихся. Условное деление детской аудитории на 3 группы по функциям (К - Р - С) - результат предварительных наблюдений учителя на уроках и ведения карты речевой активности детей.Функции: 1) коммуникаторы (К) (общительные дети, которые могут выступать с развёрнутыми высказываниями); 2) репликаторы (Р) (менее общительные дети, которые ограничиваются вопросами, ответами, замечаниями по отдельным аспектам; однако реплики этих детей позволяют судить об их точке зрения на предмет дискуссии); 3) слушатели (С) (дети, которые предпочитают молчать и слушать других, не решаются отвечать и выражать своё мнение; эти учащиеся нуждаются в помощи при выполнении заданий).
7 ПерсонажФункции Инициатор ( Ведущий ) Поддерживает общую дискуссию, задавая «каверзные» вопросы, предлагая неожиданные примеры и факты. Докладчик Излагает в тезисной форме собственную точку зрения в ответе на вопрос, защищает свою позицию, основанную на фактах и в аргументах. Содокладч ик Подкрепляет аргументами и фактами позицию докладчика. Оппонент Демонстрирует контрпримеры и контраргументы, излагает иную точку зрения в ответе на вопрос. Эксперт Проводит сравнительный анализ аргументов и контраргументов, делает вывод, оценивает выступления. Ассистент Основные функции: техническое обеспечение и поддержка работы других.
8 выделить другого из множества лиц - узнать его; принимать другого таким, каков он есть; помочь другому познать себя, людей, мир; воспитать другого можно, только воспитывая себя; общение учителя и ученика - основа педагогического процесса; обучить общению можно только в общении; слушать - тоже общение; учитель - организатор учебного сотрудничества учащихся; ученик научится сам, когда научит другого; трудность общения есть одновременно трудность познания. Правила практической диалогики:
9 «5» - за урок. Пять «П» (5 баллов). «5» - за устный ответ: 10 баллов = 5 «П» - за содержание + 5 «Р» - за речевое оформление ответа П-1. Подготовка (д/з). П-2. Помощь учителю и друг другу (активность, взаимопомощь). П-3. Правило (теория). П-4. Практика. П-5. Понимание. П-1. Правильно. П-2. Понятно. П-3. Последовательно. П-4. Полно. П-5. Пример. Р-1. Эстетика манер (уважение к аудитории). Р-2. Дикция (чёткая). Р-3. Интонация (разнообразная, не монотонная). Р-4. Сила голоса (нормальная). Р-5. Темп речи (не быстрый и не медленный).
10 Структура технологии формирования ЛПК. I блок: ИНФОРМАЦИОННЫЙ. Цель: формирование навыков эффективного накопления, классификации, структурирования, группировки и систематизации информации. II блок: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ. Цель: формирование навыков самостоятельного проектирования и оценки собственной познавательной деятельности (от знаний – к самостоятельной работе). III блок: КОММУНИКАТИВНЫЙ. Цель: формирование мыслительно - речевых умений и навыков учащихся (результат – адекватное логически и лексически структурированное самовыражение в устной и письменной речи). IV БЛОК: ЛИЧНОСТНО – ТВОРЧЕСКИЙ. Цель: систематизация качеств личности, позволяющая грамотно активизировать собственный интеллектуальный и творческий потенциал. ).
11 Суть предлагаемой системы состоит в том, что при анализе текста необходимо выполнить дифференцированные задания разных типов: 1)задания, вводящие в структуру текста как поэтического целого; 2)задания, помогающие осмыслить отдельный элемент структуры текста как часть целого; 3) задания, способствующие запоминанию текста; 4) задания, помогающие развитию стилистического и поэтического вкуса; 5) задания, формирующие мыслительно-речевые умения и навыки самостоятельной интерпретации художественного произведения; 6) задания, направленные на овладение той суммой лингвистических, историко - и теоретико -литературных знаний, без которых невозможно восприятие художественного произведения как факта искусства; 7) задания с формулировкой разноуровневых вопросов для учащихся: вопросов, которые связаны с проверкой умения художественно (выразительно) читать; вопросов, связанных с анализом какого-либо печатного источника под определённым углом зрения; вопросов, которые ставят отвечающего перед необходимостью создавать собственный словесный текст и др.
12 В процессе выполнения таких заданий учащиеся совершают самые разнообразные умственные (логические) действия: анализируют, синтезируют, сравнивают, абстрагируют, обобщают, классифицируют, доказывают, опровергают и т.п., т.е. развивают логическое мышление. Кроме развития творческих способностей в области русского языка и литературы, учащиеся получают навыки делового общения, они учатся совместному планированию, проектированию, распределению функций, подведению итогов работы, партнёрскому диалогическому взаимодействию. Такая работа с детьми позволяет заложить основу для различного рода их деятельности в будущем, а самое главное, развить коммуникативную компетентность учащихся, воспитать вежливых, внимательных собеседников, уважающих чужое мнение, умеющих внимательно слушать и вести конструктивный диалог. Наблюдая за учебной активностью учащихся, можно заметить следующие компоненты: - готовность выполнять учебные задания; - стремление к самостоятельной деятельности; - сознательность выполнения заданий; - систематичность обучения; - стремление повысить свой личный уровень и др.
13 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.