Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛидия Недоглядова
1 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3 ЗАНЯТИЕ: ФУНКЦИОНАЛ И РОЛЬ ПЕДАГОГА КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ АСМОЛОВА ЕКАТЕРИНА 1
2 Организация проектной работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу : положительное отношение к ребенку ; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом ; признание права личности быть непохожей на других ; предоставление права на свободу выбора ; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков ; учет индивидуально - психологических особенностей детей ; мотивация и при необходимости разносторонняя поддержка деятельности ребенка ; отслеживание изменений в отношениях внутри рабочей группы и отношения к выполняемой работе.
3 правило трёх " Н " - нет ничего невозможного * * На невозможное просто требуется больше времени 3
4 Роль педагога Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть " предметником ", а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
5 Список ролей, которые предстоит " прожить " педагогу по ходу реализации проекта : Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких ( не во всех !) областях Консультант, помогающий организовать работу Руководитель, помогающий планировать работу по времени " Человек, задающий вопросы ", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы Координатор группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта " Будущее - в руках школьного учителя " Виктор Гюго " Будущее - в руках школьного учителя " Виктор Гюго
6 Учитель - руководитель проекта должен : владеть исследовательским поисковым методом, уметь организовывать самостоятельную деятельность учащихся ; уметь организовывать и проводить дискуссию, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом ; устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой эмоциональный настрой, направляя учащихся на путь решения поставленной проблемы ; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики проекта.
7 Классификация проектов ( по предметно - содержательной области ) 7 Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета ( учебной дисциплины ), обычно вполне укладывается в классно - урочную систему. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Надпредметный проект – проект, который выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования. Последние два призваны создать у школьника целостное представление об окружающем мире, т. е. сформировать мировоззрение
8 Классификация проектов ( по Коллингсу ) Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то : различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т. д. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной ( песня ), художественной ( картина ), музыкальной ( игра на рояле ) и т. д. Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта. 8
9 9 Классификация проектов (по доминирующей деятельности учащихся) Практико - ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Сюжетно - ролевой проект - Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. В нем участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей.
10 10 Классификация проектов (По характеру контактов) внутриклассными ; внутришкольными ; региональными ( в пределах одной страны ); международными. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.
11 Персональные или групповые проекты Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом – индивидуально или в группе, не существует. Система « Международный бакалавриат » допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е. С. Полат ( г. Москва ), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с « технологией работы в группах сотрудничества ». 11
12 Персональные или групповые проекты 12 Преимущества персональных проектовПреимущества групповых проектов план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью ; у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него ; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии ; формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков ( исследовательских, презентационных, оценочных ) оказывается вполне управляемым процессом в проектной группе формируются навыки сотрудничества ; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне ; на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер : лидер - генератор идей, лидер - исследователь, лидер - оформитель продукта, лидер - режиссер презентации ; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе ; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения ; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
13 Классификация проектов по продолжительности 13 Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
14 Практико - ориентированный проект Практико - ориентированный проект позволяет обогатить его участников знаниями, удовлетворяющими жизненные потребности учащихся и раскрывающими социальную и мировоззренческую функции образования. Такие проекты представляют большие возможности для развития у учащихся устойчивого познавательного интереса. Практико - ориентированный проект предполагает отношение к учащемуся как к собеседнику, партнеру, имеющему право на принятие собственного решения. Чаще всего применяется в таких предметных областях, как : творчество ( музыка, танцы, рисование ), природоведение, естествознание, химия, физика, науки о материалах, биология, труд, инжиниринг, информатика и программирование и др. 14
15 Практико - ориентированный проект Реализация практико - ориентированного проекта предполагает использование новых технологий. Учебный материал для практико - ориентированного проекта можно структурировать в виде следующих блоков : мотивационный, синектический ( в общем случае синектический метод проектирования опирается на тот факт, что умственная деятельность более продуктивна в новой или незнакомой человеку обстановке ), внедренческий, алгоритмический - обязательная часть ; вариативные блоки : бинарный, моделирования, преемственности. Часть материала можно подать в виде образов, аналогий, сказок, ассоциаций. Таким образом, практико - ориентированного проект по учебно - информационному содержанию становится индивидуально - ориентированным. 15
16 Практико - ориентированный проект Новые технологии, практическое применение современного оборудования и подача учебного материала в практико - ориентированном проекте позволяет поднять личностный интерес учащихся к области исследования, предмету, проблеме в основе проекта, сделать обучение мотивированным. Практико - ориентированное обучение выводит учащегося на комплексное восприятие естественно - научных и технических дисциплин и формирует у него одновременно и перцептивный образ « присутствия » той или иной науки в жизни человека ( по наблюдениям, ощущениям, чувствам ) и когнитивный ( словесно - информационный ) и практический ( с функциональным применением ). 16
17 Практико - ориентированный проект Под образовательной эффективностью практико - ориентированного проекта понимается максимальновозможный развивающий учебно - воспитательный результат, обеспечивающий устойчивый познавательный интерес, повышение уровня обученности, сформированность на определенном уровне потребительской культуры. Актуальность применения практико - ориентированных проектов в обучении : позволяет учащимся овладеть системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развивает их творческих способностей, формирует у них экологическое сознание, понимание социальной ответственности, закладывает основы социальной и профессиональной мобильности на основе сбалансированных отношений личности и среды ; формирует соответствующие проблемам проекта компетенции. 17
18 18
19 Исследовательский проект это форма инновационного проекта. Под исследовательским проектом подразумевается выполнение исследований и разработок, для решения актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально - культурное, народно - хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах предлагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения. Осуществление приоритетных направлений исследований и разработок происходит в качестве масштабных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий. Эти технологии способствуют значительным изменениям в технологическом базисе экономики, научно - техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества, а также развитию фундаментальных исследований. 19
20 Исследовательский проект В отношении школьников, основной целью данного проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи школьной исследовательской деятельности : формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы ; развитие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого и самостоятельно ; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов и различного специализированного оборудования ; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 20
21 Сущность исследовательской деятельности Учебные исследования, проводимые школьниками в рамках учебных проектов, могут нести объективное новое знание прикладного характера. Одна из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность на базе школы, учреждений дополнительного образования или STEM- центров, призванных расширить фундаментальную и научно - исследовательскую составляющую в общем образовании естественнонаучного профиля, улучшить условия научно - исследовательской деятельности школьников. 21
22 STEM- центры (Science, Technology, Engineering, Mathematics) Задачи научно - исследовательской проектной деятельности, выполняемой на базе STEM- центров : формирование системы по поддержке, стимулированию и управлению научными исследованиями одарённых детей ; мотивация обучающихся старших классов к продолжению образования в научно - технической сфере, их привлечение в науку ; популяризация научно - исследовательской деятельности ; проектно - ориентированное обучение школьников под руководством молодых учёных ; консультационно - методическая поддержка школьных научных исследований. Проект направлен на организацию практических исследований, использующих инновационные методики обучения, через партнёрство вузов и других научных организаций с общеобразовательными учреждениями г. Москвы и Московской области, а также ведущими высокотехнологическими компаниями. Организаторами проекта выступают корпорация Intel в России, АФК « Система », МГУ имени М. В. Ломоносова, под эгидой Всероссийского Фестиваля науки и программы « Лифт в будущее ». Проект осуществляется при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. 22
23 VIII Интеллектуальный форум - олимпиада " Нанотехнологии - прорыв в будущее " Всероссийский интеллектуальный форум - олимпиада (VIII Всероссийская Интернет – олимпиада по нанотехнологиям ) продолжает традиции интернет - олимпиады, проводимой с 2006 года. Целью данного форума – олимпиады является развитие междисциплинарных естественно - научных подходов в образовании, науке и технике. Учебно - методическое обеспечение Олимпиады осуществляется Научно - образовательным Центром МГУ по нанотехнологиям, Факультетом наук о материалах, химическим, физическим, биологическим, механико - математическим факультетами МГУ, а также представителями ряда ведущих вузов и организаций РАН, приглашенных в состав методической комиссии и жюри Олимпиады. Наблюдательный совет Олимпиады включает крупнейших российских представителей науки Научно - образовательным Центром МГУ по нанотехнологиям Факультетом наук о материалах и бизнеса, занимающихся развитием нанотехнологий. Олимпиада проводится в тесном сотрудничестве со Школьной Лигой Школьной Лигой РОСНАНО. 23
24 VIII Интеллектуальный форум - олимпиада " Нанотехнологии - прорыв в будущее " В форуме - олимпиаде могут принять участие школьники классов, студенты, аспиранты, молодые ученые, учителя, преподаватели, энтузиасты развития нанотехнологий из Российской Федерации, стран СНГ и зарубежных государств. Для получения статуса участника необходимо предоставить необходимый минимум подлинной персональной информации при регистрации. Участникам всех предыдущих олимпиад необходимо перерегистрироваться по упрощенной схеме и дополнить ( скорректировать ) данные своей анкеты. принять участие необходимо предоставить перерегистрироваться Участие в Олимпиаде на всех стадиях бесплатное. ЗАДАЧИ в виде файлов для скачивания приведены ЗДЕСЬ. ЗДЕСЬ Расписание и туры олимпиады даны на СТРАНИЦЕ ОЛИМПИАДЫ. СТРАНИЦЕ ОЛИМПИАДЫ 24
25 VIII Интеллектуальный форум - олимпиада " Нанотехнологии - прорыв в будущее " В рамках Интеллектуального форума - олимпиады будут организованы конкурсы, которые позволят любому участнику в максимальной степени проявить свои силы, знания, опыт и творческие способности. Для школьников будет организован прием и экспертиза проектных работ. Для студентов, аспирантов и молодых ученых будет проведен конкурс научно - исследовательских работ. На очном туре форума - олимпиады пройдет школа - конференция участников с мастер - классами по работе с современным синтетическим и аналитическим оборудованием, экспертизой проектных и творческих работ, обсуждением вопросов современного естественно - научного образования. Все победители и призеры Олимпиады получат официальные дипломы, ценные призы и подарки. 25 VIII Интернет – олимпиада внесена в проект перечня РСОШ олимпиад школьников по комплексу предметов " химия ", " физика ", " математика ", " биология " ( номер 2 в перечне ), что дает абитуриентам из Российской Федерации и ряда стран СНГ возможность поступления в вузы Российской Федерации на льготных условиях. проект перечня РСОШ
26 VIII Интеллектуальный форум - олимпиада " Нанотехнологии - прорыв в будущее " Партнеры олимпиады : Intel Corporation, Лифт в будущее, НТ - МДТ, ИМЕТ РАН, Фестиваль науки, Федеральный Интернет - портал " Нанотехнологии и наноматериалы ", Нанотехнологическое общество России, Nanonewsnet, НТ - ИНФОРМ, " Планета образования " и другие общественные организации, компании и средства массовой информации. Олимпиада проводится под эгидой Российского Совета Олимпиад школьников.Intel Corporation Лифт в будущее НТ - МДТ ИМЕТ РАН Фестиваль науки Интернет - портал " Нанотехнологии и наноматериалы ", Нанотехнологическое общество РоссииNanonewsnet НТ - ИНФОРМ Планета образования Российского Совета Олимпиад школьников 26 Приглашаем всех участников на регистрацию и желаем всем новых достижений. регистрацию
27 Источники и литература 1. Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. – М., Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Методические рекомендации « Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся ». – Самара, Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования N 2.- C ( Филос.- психол. основы теории В. В. Давыдова ). 4. Гузеев В. В. « Метод проектов » как частный случай интегративной технологии обучения.// Директор школы, 6, Гузеев В. В. Образовательная технология : от приёма до философии М., Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., Иванов Г. И. Формулы творчества, или Как научится изобретать. " Просвещение ", 1994 г. 8. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. М.: МИПКРО, с. 9. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование, 7, 2000, с Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении : Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, с. ( Методическая библиотека ) 11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты : его возможности. // Учитель, 4, 2000, с Пахомова Н. Ю. Учебные проекты : методология поиска. // Учитель, 1, 2000, с Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль : Академия развития, 2008.
28 Интернет - ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности - ресурсная поддержка проектной деятельности школьников МГУ им. Ломоносова. МИНИКУРСЫ, КАТАЛОГ ТЕМ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ( и примеры проектных работ ), РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ - средства совместной разработки проектов. - МИНИКУРСЫ КАТАЛОГ ТЕМ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ примеры проектных работ РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ - сеть научных проектных лабораторий для старшеклассников Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО Портал исследовательской деятельности учащихся при участии : Дома научно - технического творчества молодежи МГДД ( Ю ) Т, Лицея 1553 « Лицея на Донской », Представительства корпорации Intel в России, « Физтех - центра » Московского физико - технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет - ресурсы. сайт Лицея 1553 « Лицей на Донской », публикуются материалы Городской экспериментальной площадки « Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно - исследовательской деятельности учащихся ». сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. сайт журнала « Исследовательская работа школьника ». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. обзор исследовательских и научно - практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. 28
29 Благодарим за внимание ! 29
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.