Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемruzanovat.ucoz.ru
2 Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов» Вопросы урока : В чем секрет мастерства Гончарова писателя? Какие художественные приемы использует Гончаров в романе Обломов?
3 Зимой 1859 г. в редакции журнала Отечественные записки литераторы делились впечатлениями о новом романе И. А. Гончарова Обломов. 1- й критик : - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица. 2- й критик : - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приемы изображения, секрет которых доступен не каждому.
4 Исследование. План. Прочитать и озаглавить эпизод. Найти художественный прием. Дать определение художественного приема (по словарю литературоведа). Объяснить роль художественного приема в создании образа. Сформулировать вывод (ответ на вопрос урока). Подготовить отчет (защиту своей работы).
5 Илья Ильич воспитывался и рос на лоне такой природы. Каково состояние природы в Обломовке? Какие художественные средства передают это состояние? Установите связь между мирным уголком и характером и образом жизни Обломова. Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт? Пейзаж как средство раскрытия образа героя. Часть I, глава 9. Эпизод: Не таков мирный уголок до слов …под журчанье которых сладко дремлется.
6 Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича? Какую черту характера Обломова символизируют эти детали? При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему? Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты? Художественная деталь и ее роль в романе. Часть II, глава 1. Эпизод: Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его… до слов …непременно попадал в них сразу.
7 Речевая характеристика героя. Часть II, глава 4. Эпизод: Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни… до слов …говорил с одушевлением, не останавливаясь. Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни? Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя? Почему Штольц после речи Илья Ильича называет его поэтом? Какие качества героя отражает речевая характеристика?
8 Сквозной мотив еды и его роль в романе. Мотив – маленькая часть сюжета. Мотив может повторяться в произведении, т.к. помогает выделить характерную черту какого-либо образа. (Мотив бегства, мотив одиночества, мотив еды). Часть I, глава 9. Эпизод: Не главною заботою была кухня и обед… до слов … пеклись в Обломовке. Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему? Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? Есть ли место еде в мечтах Обломова? Какую черту Обломова усиливает мотив еды?
9 п\п Художественный прием / эпизод Роль художественного приема в создании образа Вывод 1Пейзаж Описание природы Обломовки ч. I, гл.9 Роль прописать кратко (по вопросам). Сформулировать как ответ на вопрос урока. 2Художественная деталь Халат Ильи Ильича ч.I, гл.1 3Речевая характеристика героя Речь Обломова об идеале жизни ч.II, гл.4 4Мотив еды Главная забота в Обломовкеч.I, гл.9
10 Обобщение. Итог урока. Ответ на вопрос. Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся? (Связывание выводов представляет характеристику Обломова посредством художественных приемов)
11 Творческое задание. Создание и запись текстов (5 мин.). Жанр – по выбору. 1. Стихотворение о халате (Сожаление о старом халате, хвала любимому халату..) 2. Хвала еде. 3. Репортаж с места событий (из Обломовки).
12 Домашнее задание. Штольц не смог пробудить Обломова к жизни. Напишите письмо Обломову, выскажите свое отношение к образу жизни героя, поговорите с ним, постарайтесь убедить в своем мнении. Используйте в письме художественные приемы и средства убедительности речи.
13 В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У
14 Обломов предстает перед нами как мечтатель – романтик. Он творит поэтически яркие, полные художественных подробностей планы благодеяний человечеству, проекты переустройства имения, картину своей деревенской идиллии, рисуя в воображении узор своей жизни. И пусть, рисуя мечты Обломова, автор прибегает к иронии: он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит 2-3 позы с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом, - перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках. На мгновение душа Обломова раскрывается в таких своих глубинах, которые казалось бы, трудно и предполагать в нем. Приоткрывается свойственный высокому романтизму интерес к потаенным сторонам человеческой природы. Обломов был бы пошлым персонажем, предстань он нам в первоначальной одноплановой характеристике. Но 6 глава неожиданно вносит новые диссонирующие с предыдущим человеческие приметы. Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова… Он приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. В тексте есть фраза, которая показывает отличие Обломова от других.
15 КЛЮЧОМ к новой странице истории становится ФРАЗА ОН уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения. Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что означает фраза Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность. Неожиданности 6 главы неисчерпаны. Авторское резюме: сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто внешним показателям. Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего; что так о нем толковали везде, где знали. Сам писатель наталкивает на крамольную мысль. Возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, а не настоящий, о ком написан роман. Так, образ главного героя усложняется, новое содержание снимает гоголевскую маску. За поступком встает психология. Сцена: Обломов и Захар Другой?!
16 К одноплановой характеристике нет возврата. КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, лишающую всему… А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее. Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе Сон Обломова. Специфика автора прослеживается уже в первой части нашей работы – это решение сложной эстетической задачи: раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. В обыденности жизни, обычном дне, удивляющей медлительности ее течения он сумел передать внутреннюю напряженность
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.