Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтанислав Скоропупов
1 Шевелев А.Н., д.п.н., проф., заведующий кафедрой педагогики и андрагогики СПбАППО
2 Сложности системного внедрения 70% - слышали 30% - читали 14% - попробовали 2-3% - внедряют системно и целостно
3 Педагогическая инновация Статус (мода, всеохватность) новый или усовершенствованный продукт (услуга), процесс используется в практике Системное изменение Научное обоснование Новое качество Общественное признание Прогрессивные и актуальные образовательные тенденции Готов к распространению
4 Уровни и виды инноваций Макроуровень и микроуровень ; Модернизации и трансформации; Реновации и интеграции
5 Новшество, инновация, инновационный процесс Новшество - средство решения актуальных педагогических проблем Инновация - управляемый процесс создания, освоения и применения новшеств Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств
6 Инновационная деятельность мотивированная совокупность последовательно совершаемых социальным субъектом - индивидом, сообществом, организацией - действий, направленная на создание, освоение, использование и распространение новшеств, способствующих повышению качества образования
7 Проблемы сопровождения ИД (Ларина, 2011) Недостаточная эффективность сопровождения ИД; Равенство и чередование низовой ИД и управленческих действий; Для развития РСО нужны не все инновации (конкурсы, конкуренция, четкость образовательной политики); Нужно обучать ОУ и педагогов такой ИД
8 Уровни ИПО Практический (описание и показ отдельных приемов, результатов, системы работы. Методический (ведущая идея, условия). Научный (теоретическое обоснование, комплекс, значение опыта ). Эмоционально-стимулирующий (анализ индивидуальности автора).
9 Мастерство педагога, которое даёт высокие результаты, одно из высших проявлений пед. культуры Педагогическ ий опыт Состоявшаяся, свершившаяся практика, материзовавшаяся в разных формах Пе дагогическая практика, творчески использующая все лучшее из теории и методики Связь теории и практики Средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах, существенных повторяющихся компонентах пе дагогической деятельности Экспериментальна я, исследовательская деятельность Совокупность знаний, умений, навыков, которыми овладе л педагог Реальная педагогическая практика, в т.ч. ее результаты, отражаемые в качествах учащихся
10 Инновационный, передовой, массовый? Инновационный педагогический опыт - это обоснованная научно практика, дающая наилучший результат. Передовой педагогический опыт - не содержит нового, но является образцом Массовый педагогический опыт
11 Опыт – по-разному осознаваемый и систематизированный профессиональный «багаж» педагога во всех сферах его деятельности, позволяющий ему самоопределяться в условиях меняющегося образования. Инновации – задаваемые и официально обоснованные приоритеты развития образования как массовый стандарт профессиональной компетентности современного педагога, определяющий его соответствие требованиям развития системы образования, инструмент управления развитием. Достижения - формализованные и организованные формы демонстрации профессионального роста педагога, значимые как для него самого, так и для образовательного сообщества и возникающие на стыке опыта и инноватики как управляемого развития образования. Стимулирование, обобщение, сопровождение, тиражирование – общие этапы - различный эффект.
12 Инновационный педагогический опыт высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупности идей, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса
13 Высокие показатели результатов учебно- воспитательного процесса Оптимальность (достижение наилучших результатов при наименьших затратах Устойчивость, стабильность опыта, длительность его функционирования. Перспективность опыта для других Научно-педагогическая обоснованность опыта. ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
14 Критерии передового опыта Признаки передового педагогического опыта новизна; высокая результативность репрезентативность (проверка временем, получение тех же результатов другими); преемственность (передовой опыт согласуется с массовым, не противоречит ему); актуальность и перспективность (перспектива развития и применения в практике);
15 Основные этапы работы с ИПО 1 этап. Создание ППО 2 этап. Выявление ППО 3 этап. Изучение (интерпретация). 4 этап. Обобщение ППО (Оценка) 5 этап. Диссеминация (внедрение, распространение, тиражирование, пропаганда, презентация, информирование, освоение)
16 Диссеминация («disseminatio» - лат.) - «рассеивание», «распространение» (путем посева) - действия по распространению идей, ценностей, продуктов и результатов проектов это процесс, направленный на доведение идей, методов осуществления, продуктов и (или) результатов инновационного опыта до целевой аудитории
17 Что тиражируем? Знания – коммуникативные средства; Практические умения, навыки – совместная деятельность; Ценности – личное общение с носителем.
18 Модели диссеминации ИПО (Немова – Муштавинская, 2007) Прямого действия (в практике); Опосредованного действия (дистант); Каскадного действия (конкурс ИПО – базы данных – мероприятия тиражирования при информационной поддержке); Кластерная (донорско-реципиентная); Сетевая; Тьюторская
19 Модели диссеминации (Яркова, 2010) Новаторская (практика впереди теории); Пилотная (теория впереди практики); Модернизационная (частный управляемый эксперимент); Реформаторская (практика равна теории); Общественно-сетевая (естественная); Маркетинговая (выявлять и представлять ИПО решения актуальных проблем).
20 Коллективные формы (Минск) активная лекция; деловая игра; защита авторских проектов; «круглый стол»; мастер – класс; консилиум; мастерская; КВН; тренинг; мозговой штурм научно – практические конференции; семинары (дидактические, проблемные, психолого- педагогические, пр.); панорама педагогических достижений; педагогическая дискуссия; педагогические чтения; практикумы; проблемно-ситуационная игра; ролевая игра; творческий диалог; творческий отчет; школа передового опыта; ярмарка,фестиваль, аукцион калейдоскоп уроков; рекламная акция;
21 Индивидуальные формы консультация; Программа самообразования; наставничество; самомониторинг; методическая тема разработка авторского курса, Самостоятельное исследование; собеседование с администрацией; стажировка.
22 Формы диссеминации (Оренбург) открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка. Методические рекомендации, педагогические чтения, школа педагогического опыта, мастер- класс, авторская школа, технологические карты, мультимедийный методический продукт, видеофильм публикации.
23 Основные формы диссеминации (Тюмень) Целевая Программа диссеминации ИПО Консультирование и информирование педагогические мастерские и мастер- классы открытые уроки, творческие отчеты, курсы повышения квалификации, выступления, представление опыта на сайтах, участие в конкурсах профессионального мастерства Технологические карты ИПО
24 Пройти все этапы Погружение в теорию (Теоретический семинар, психолого-педагогический семинар, Семинар- практикум, работа над публикациями) Освоение в дискуссии (методический мост, ринг как дискуссия и соревнование, мозговой штурм). Освоение в тренинге (видеотренинг, открытый урок) Освоение в игре (организационно-деятельностные, деловые, ролевые, педагогический КВН) Поведение итогов: (конференция, чтения, декада (неделя), фестиваль).
25 Модели диссеминации Прямого действия (мероприятийная); Опосредованного действия (информационная); Каскадная (административная); Андрагогическая (учебная); Экспериментальная (исследовательская)
26 Алгоритм андрагогической модели Выявление, изучение, обобщение; Обучение носителей андрагогическим принципам; Образовательная программа РЦ Ее реализация в форме курсов или комплекса мероприятий; Подготовка слушателями самостоятельного инновационного продукта и его представление
27 Андрагогические основы деятельности ресурсного центра Проблема: подготовка педагогов к осуществлению образования взрослых (андрагогическая компетентность). Только наличие опыта становится недостаточным. Андрагогика – наука, занимающаяся теорией и практикой образования взрослых в контексте их жизнедеятельности. Ее предмет –непрерывное образование, формальное, неформальное и информальное. Два уровня мировоззренческий и профессиональный. Раздел не по линии «педагогика (дети) – андрагогика (взрослые)», а по линии гуманистического и негуманистического подходов в образовании.
28 Специфика образования взрослых личностная зрелость, осознанный выбор содержания и форм, осознание ими недостаточности ранее полученного образования; лучшая обучаемость, мотивированность; социальная зрелость, гражданская позиция, профессиональная компетентность и опыт; ориентация на быстрое применение получаемых знаний; потребность в индивидуальной оценке и подтверждении (корректировке) сложившейся самооценки; широта образовательного запроса; понимание карьерных перспектив; потребность не только в новых профессиональных знаниях, но и в неформальном общении внутри привычного, понимающего проблематику профессионального сообщества.
29 Специфика андрагогической организации учебного процесса: меньшая академичность, использование наряду с формальным образованием неформальных и информальных вариантов; большее использование партнерства заинтересованных организаций
30 Андрагогические принципы самостоятельности, инициативы, равноправия и максимального соучастия слушателей в образовательном процессе; кооперативности, работы в группе, команде; опоры на профессиональный опыт слушателей; индивидуализации, подстройки образовательного процесса под запросы конкретного слушателя; контекстности, гармонизацию индивидуальных потребностей слушателя и задач его профессиональной деятельности; актуальности, проблемности, практической ориентированности осваиваемого содержания; элективности и вариативности; рефлексивности, обратной связи с преподавателями.
31 Принципы преподавателя- андрагога равноправие со слушателями; тьюторство или индивидуальное сопровождение слушателя; фасилитаторство или консультирование слушателей; модерирование или работа по согласованию позиции в группе; настройка слушателей на саморазвитие; организация достижения слушателями адекватной профессиональной самооценки; доступное изложение, его экспрессивность и адекватность данной группе; организация обратной связи; способность к работе с долгосрочными и краткосрочными программами; способность прогнозировать проблемные ситуации в учебном процессе.
32 Оценка результативности: входная и выходная диагностика; оценка слушателями предоставленных образовательных услуг; обязательная самооценка слушателя; качественный, а не количественный характер оценки; постоянная презентация процесса и результата реализации разработок слушателей.
33 Формы образования взрослых: активные (групповые лучше индивидуальных и потоковых, но группу надо подбирать) и интерактивные (игры, дискуссии, тренинги, ситуативный анализ); преобладание интенсивных форм над экстенсивными; дистанционные индивидуализированные; открытые (свободный доступ слушателей) и закрытые в зависимости от цели обучения; информационная насыщенность; сочетание этапов (первичное информирование – проблемное обсуждение – пути практического применения); обязательность блока мотивации; возможность линейного и концентрического (углубляющего) построения содержания.
34 Три ведущих принципа: обязательность диагностики; вариативность содержания и форм; оптимальность сочетания образования и самообразования, теоретического и практического. Возможные проблемы: формальное отношение к соблюдению того или иного андрагогического принципа; потеря видения широкого контекста, смыслов, мотивации; унифицированный подход ко всем слушателям; пассивная роль слушателей в учебном процессе; абсолютизация слушателями собственного опыта; оценка слушателями занятий по формальным признакам («услышал новое, был интересный преподаватель» вместо «зачем мне это содержание нужно и смог ли я его освоить»).
35 Функции ресурсного центра Тиражирование и освоение полученного опыта в педагогическом сообществе; консультационно-оперативная; организационная (объединение и координация деятельности педагогов для решения сходных педагогических проблем); учебная; имиджевая.
36 Содержание деятельности ресурсного центра повышение квалификации педагогов района; тиражирование инновационного опыта школы; разработка диагностических материалов мониторинга
37 Алгорим экспериментальной модели Наличие инновационной идеи в теории и созвучных наработок ОУ; Их научное обоснование в контексте инновационного движения; Традиционные научные способы презентации результатов (мероприятие, публикация, сайт) ; Полученный в процессе ОЭР опыт презентуется на всех его этапах
38 Алгоритм каскадной модели Субъект обобщения ИПО, получившего высокую оценку; Маркетинговое исследование потребностей в ИПО Разделение функций субъектов диссеминационного процесса (договоры); Осуществление диссеминации
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.