Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаргарита Малашкина
1 Дан Станиславович Медовников директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Екатеринбург – март 2014 Создание национальной инновационной системы и сценарии технологического развития России на период до 2020 г.
2 5 технико-экономических волн Источник: К.Перес «Технологические революции и финансовый капитал», М Принятое название периодаСтраны экономического ядра Большой взрыв, начавший революцию Год ПерваяПромышленная революцияВеликобритания Открытие фабрики Аркрайта в Кромфорде1771 Вторая Эпоха пара и железных дорог Великобритания (распространялась на континентальную Европу и США) Испытание парового локомотива «Ракета» для железной дороги Ливерпуль- Манчестер1829 Третья Эпоха стали, электричества и тяжелой промышленности США и Германия, перенимающие инициативу у Великобритании Открытие сталелитейного завода Э. Карнеги в Питтсбурге1875 Четвертая Эпоха нефти, автомобиля и массового производства США (поначалу с Германией, соперничающей с США за мировое господство), позднее распространилась на Европу, в том числе на СССР Первая «Модель-Т» произведена в Детройте на заводе Г. Форда1908 Пятая Эпоха информации и телекоммуникаций США (распространяется на Европу и Азию) Выпущен первый микропроцессор Intel1971 Шестая Эпоха био- и нанотеха, новой энергетики,...США, (?); 2020– 2025 (?)
3 Технологическая волна Подготовка Большой взрыв РазвитиеЗрелость Торможение и начало новой волны Крах финансового пузыря Экономический кризис лет
4 Текущая волна: ИКТ Стадия технологического развития Новые технологии и новые или обновленные отрасли Новая или обновленная инфраструктура Начало – с 1971 г. Эпоха информации и телекоммуникаций США (распространяется на Европу и Азию) Информационная революция: - дешевая микроэлектроника; - компьютеры, программное обеспечение; - телекоммуникации; - средства управления; - управляемая компьютерами биотехнология и новые материалы Всемирные цифровые коммуникации (кабель, оптоволокно, радио и спутники) Интернет/электронная почта и другие интернет-сервисы Гибкие мощные электросети Скоростной транспорт (воздушный, водный) Возникает новая волна индустриализации («Индустрия 4.0») на базе ИКТ: - интернет вещей, М2М, RFID; - 3D проектирование и 3D принтинг (быстрое прототипирование); - робототехника и гибкие производственные системы.
5 О теории Национальных инновационных систем (НИС) По C. Freeman, НИС это «сеть частных и государственных институтов и организаций, деятельность и взаимодействие которых приводят к возникновению, импорту, модификации и распространению новых технологий» Концепция НИС получила развитие в е годы ХХ века, став ключевым элементом экономической политики стран-лидеров 5 технико-экономической волны.
6 До 2000 г – 2013 Закладка основ работы в условиях рынка Реализация точечных проектов (мегапроекты). Определение основ инновационной политики Развитие инфраструктуры инновационной деятельности, институтов развития и инструментов бюджетного финансирования (ФЦП) Стимулирование спроса на инновации. Развитие корпоративных R&D. Ставка на университеты. Региональные программы (кластеры, технопарки) Этапы развития национальной инновационной политики в России ?
7 2013 г. – точка перелома в инновационной политике 1.Отставка В.Суркова 2.Снижение статуса Совета по модернизации по модернизации экономики и инновационному развитию России 3.Реформа РАН и создание ФАНО 4.«Наезд» на Роснано и Сколково 5.Создание РНФ и реорганизация системы финансирования науки «Надо провести серьёзную инвентаризацию институтов развития. Их деятельность рассыпалась на множество разрозненных проектов, порой напрямую не связанных с инновациями. Мы не для этого создавали эти институты развития. Создавались эти институты для поддержки именно инновационного развития экономики. Нужно восстановить в их работе стратегический вектор на технологический прорыв». (Из послания Президента В.В.Путина Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года) ?
8 Сценарий 1. «Локальное лидерство» на растущих рынках. Сценарий 2. «Быстрая погоня». Сценарий 3. «Адаптация к глобальному торможению» Сценарии технологического развития России на период до 2020 г.
9 Подготовка Большой взрыв РазвитиеЗрелость Торможение и начало новой волны Крах финансового пузыря – экономический кризис (по К.Перес) лет Сценарий 1 Сценарий 2 Сценарий 3 Спад волны – экономический кризис (по С.Глазьеву) Технологическая волна
10 Основная гипотеза: появление новой «технологической волны» на рассматриваемом отрезке времени неизбежно. У России появляется возможность войти в группу технологических лидеров. Задача: в случае выявления «драйверов роста» необходимо формировать общегосударственный проект по развитию этих направлений, концентрировать ресурсы на их поддержке, способствовать появлению национальных «чемпионов» (компаний- лидеров). Действия: формирование мировых лидеров - в парадигме данного сценария разворачивается деятельность таких институтов как Сколково и Роснано. Главный риск: ранний старт + возможность ошибиться в сделанной ставке не на ту технологию. В таком случае придется совершать «отходный маневр» в сторону Сценария 2. Сценарий 1. «Локальное лидерство» на растущих рынках
11 Сценарий 2. «Быстрая погоня» Основная гипотеза: при возникновении новой технологической волны появляется возможность получения от развитых стран, включившихся в новую технологическую гонку, технологий предыдущего уклада. Задача: создание комфортных условий для бизнеса компаний из развитых стран. Вплоть до создания государственных институтов и инфраструктур, копирующих соответствующие институты в странах-лидерах. Действия: воспроизведение текущей политики «технологического заимствования» – фактически все последние годы Россия пытается работать в режиме именно этого сценария. Риски: задержка прихода новой технологической волны, в результате чего развитые страны уже не будут торопиться передавать производство и технологии в страны периферии. В таком случае придется реализовывать Сценарий 3.
12 Сценарий 3. «Адаптация к глобальному торможению» Основная гипотеза: глобальное торможение/стабилизация научно- технологического развития продлится в течение достаточно длительного времени (не меньше 10 лет). При такой «паузе» возможность активного и массированного заимствования технологий у развитых стран будет ограниченной. Задача: на этом промежутке у России возникает возможность приблизиться к уровню лидеров. Действия: сочетание «точечного» заимствования и импорта технологий там, где такой шанс появится, и воспроизведение передовых технологий своими силами в тех случаях, когда их не удастся приобрести. Риски: возможность не успеть подготовить базу для перехода на траекторию сценария 1 в ситуации, когда начнется новая технологическая волна.
13 ГосударствоКомпанииИнфраструктурыНаукаКадры Сценарий 1Амбициозное государство, ставящее долгосрочные задачи, реализующее большие проекты, имеющее квалифицированных и мотивированных специалистов. Мобилизация ресурсов для осуществления прорыва. Качественное прогнозирование и планирование. Просвещенный авторитаризм. Формирование группы комапний- национальных чемпионов, работающих на мировых рынках высокотехнологичной продукции. В т.ч. за счет агрессивных покупок перспективных компаний за рубежом. Активное изъятие государством ренты у сырьевых компаний и реинвестирование ее в компании, осуществляющие прорывные высокотехнологичные мега-проекты. Концентрация капитала и диверсификация бизнеса. Государственные институты развития, обеспечивающие реинвестирование финансовых ресурсов в прорывные проекты (по типу Роснано). Венчурная индустрия. Высокотехнологичные анклавы (по типу Сколково). Привлечение лучших ученых со всего мира. Создание крупных национальных исследовательских центров. Выделение и развитие ограниченного круга приоритетных направлений науки. Особое внимание формированию элитных специалистов в области государственного управления для реализации приоритетных проектов и координации промышленной политики. Подготовка группы специалистов мирового уровня для выбранных направлений прорыва, в т.ч. за рубежом. Сценарий 2Компактное государство, максимально приближенное к формату развитых государств. Различные формы частно- государственного партнерства. Сокращение регулирующих и социальных функций. Развитие партийной жизни и парламентаризма. Активное привлечение зарубежных инвесторов и производителей. Открытие рынков. Новая волна приватизации. Развитие малого предпринимательства. Поиск собственных оригинальных управленческих моделей. Всемерное повышение капитализации и прозрачности компаний. Закрытие производств, неконкурентоспособных на мировом рынке. Особые экономические зоны. Развитие приграничных/приморск их территорий. Агентства поощрения иностранных инвестиций. Развитие ИКТ. Международный финансовый центр в Москве. Сворачивание фундаментальной науки. Перенос научных компетенций в университеты. Развитие офшорных R&D центров. Интеграция с зарубежными исследовательскими центрами и проектами. Стимулирование старт- ап активности. Подготовка профессиональных элитных менеджеров, юристов, экономистов (образец - МБШУ Сколково). Переподготовка госслужащих за границей. Ориентация школы и ВУЗов на подготовку квалифицированных пользователей технологий. Сценарий 3Развитие промышленной и инфраструктурной политики. Расширение внутреннего рынка, сочетание механизма таможенного союза и элементов протекционизма. Поощрение национальных корпораций, поддержка инициированных ими микро- проектов. "Новый индустриализм" и новое освоение территории страны. Поиск собственных политических моделей, усиление технократического элемента в госаппарате. Повышение производительности труда, эффективности, энерго- и ресурсосбережения на действующих производствах. Развитие корпоративной науки. Использование госкомпаний в качестве агента изменений через принуждение их к формированию долгосрочных стратегий и программ инновационного развития. Импортозамещение. Точечный трансфер технологий. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей связанность страны. Агентства поддержки экспорта/импорта. Институты проектного финансирования (типа РФТР, ВЭБ, АСИ). Индустриальные парки. Кластерная региональная политика. Восстановление отраслевой науки на базе корпоративных R&D центров и университетов. Развитие интеграционных программ между промышленностью и наукой. Формирование научных заделов по широкому спектру направлений. Подготовка качественных инженерных кадров, как массы техников, так и элитных: проектировщиков и конструкторов. Развитие массового молодежного научно-технического творчества. Восстановление подготовки квалифицированных рабочих машиностроительных специальностей.
14 Проведен контент-анализ выступлений Путина (3126 текстов) и Медведева (2924 текста) Рассматривались высказывания в ходе двух политических циклов: 1-ый – , 2-ой – Экспертным путем были определены ключевые слова, которые были сгруппированы в два блока: 1 блок – 10 мемов, относящихся к «инновационной» повестке: «инновации», «модернизация», «иностранные инвесторы», «венчурный», «внешний рынок», «конкурентоспособность», «высокие технологии», «международная кооперация/сотрудничество», «старт-ап/стартап/start-up», «менеджер/менеджмент» 2 блок – 10 мемов, относящихся к «индустриальной» повестке: «эффективность», «производительность труда», «внутренний рынок», «промышленность/индустрия», «инфраструктура», «затраты/издержки», «инженер», «конструктор», «инжиниринг», «наукоград»
15 1. Инфраструктура – рост в 3 раза (по сравнению с 1 циклом) 2. Модернизация – рост в 1,3 раза 3. Промышленность – рост в 1,9 раз 4. Эффективность – рост в 2,2 раза 5. Инновация – снижение в 0,8 раз 6. Затраты/издержки – рост в 1,5 раз 7. Высокие технологии – снижение в 0,9 раз 8. Конкурентоспособность – рост в 1,4 раза 9. Производительность труда – рост в 2,8 раз 10. Внутренний рынок – рост в 1,1 раз 10 мемов Путина текущего цикла: Динамика частоты употребления мемов: «инновационная» повестка «индустриальная» повестка
16 1. Инфраструктура – рост в 3,3 раза (по сравнению с 1 циклом) 2. Инновация – рост в 1,9 раз 3. Модернизация – рост в 1,3 раза 4. Эффективность – рост в 2,9 раз 5. Промышленность – рост в 2,3 раза 6. Затраты/издержки – рост в 2,9 раз 7. Высокие технологии – рост в 2,5 раз 8. Конкурентоспособность – рост в 2,5 раз 9. Производительность труда – рост в 3,6 раз 10. Внутренний рынок – рост в 2,9 раз 10 мемов Медведева текущего цикла: Динамика частоты употребления мемов: «инновационная» повестка «индустриальная» повестка
17 Если в течение политического сезона гг. термины, относящиеся к «инновационной» повестке упоминались российскими политическими лидерами чаще, чем термины «индустриальной» повестки, то в течение сезона гг. ситуация изменилась – хотя терминология, связанная с инновациями не исчезла из их лексикона и продолжала активно использоваться, термины «индустриальной» повестки упоминались гораздо чаще «инновационной». В гг. произошли принципиальные изменения в терминологии первых лиц страны
18 1. Целенаправленная политика поддержки быстрорастущего технологического среднего бизнеса 2. Восстановление полноценного контура отраслевой и прикладной науки 3. Развитие элитного инженерного ( STEM – Science, Technology, Engineering, and Mathematics) образования 4. Развитие конкурентоспособного отечественного инжиниринга 5. Внятная промышленная и технологическая политика государства Перспективные направления развития инновационной политики
19 Основные проблемы среднего технологического бизнеса Проблема 1: узость внутреннего рынка высокотехнологичной продукции Решения: 1. Расширение внутреннего рынка: - «принуждение» крупного бизнеса к инновациям и развитию кооперации с МСБ; - разворачивание масштабных государственных инвестиций в инфраструктуру; - умеренный протекционизм (прежде всего, в сфере госзакупок), борьба с «серым импортом»; - развитие Таможенного союза. 2. Выход на мировые рынки: - снижение таможенных барьеров для экспорта; - развитие кредитования, страхования, гарантирования экспортных операций и покупки зарубежных технологий и активов; - поддержка зарубежного патентования; - информационная и дипломатическая поддержка (по линии торгпредств).
20 Основные проблемы среднего технологического бизнеса Проблема 2: дефицит инвестиционных ресурсов Решения: 1. Расширение практики субсидирования процентных ставок и гарантирования кредитов для технологических компаний 2. Упрощение процедуры получения кредитов для финансирования инвестиционных проектов (длительность и отсутствие залогов) 3. Развитие системы целевых облигационных займов под реализацию конкретных технологических проектов 4. Масштабирование практики Российского фонда технологического развития по выдаче долгосрочных беспроцентных займов на реализацию технологических проектов Проблема 3: недостаток государственной поддержки Решения (в т.ч. см. выше): 1. Стратегия выращивания «национальных чемпионов» на базе средних технологических компаний 2. Индивидуальная работа по господдержке развития наиболее перспективных средних компаний
21 Выводы 1. В гг. в России произошло изменение тренда в проводимой экономической политике в целом и в инновационной политике, в частности. 2. Новый политический цикл будет в значительно большей степени, чем раньше, связан с 3 темами: - развитие обрабатывающей промышленности (в т.ч. низко- и среднетехнологичной; - развитие инфраструктур, обеспечивающих внутреннюю связанность страны; - повышение производительности труда и эффективности. 3. Критически важным элементом национальной инновационной системы становится средний технологический бизнес. Обслуживание его потребностей должно стать одной из центральных задач инновационной политики.
22 (495) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
23 Приложение
24 1. Идет интенсивный процесс создания производственными компаниями собственных научно-исследовательских центров. Компании создают специальные управленческие структуры для координации инновационной деятельности. 2. Серьезно выросли значение и статус менеджера, отвечающего в компании за исследования и разработки. Во многих компаниях появились R&D директора и топ-менеджеры, отвечающие за инновации. 3. Интерес крупного бизнеса к инновациям будет продолжать возрастать «естественным» путем в силу завершения массовой модернизации производств и роста конкуренции 4. Фокус внимания корпоративных R&D центров смещается с концентрации уникальных технологий на умение эффективно организовать НИОКР, в том числе c использованием механизмов «открытых инноваций» 5. Наблюдаемый рост интереса бизнеса к отечественной отраслевой науке требует определения позиции государства по стратегии ее развития Основные выводы опросов крупного бизнеса ( )
25 Рейтинг партнерских российских организаций, выстроенный по частоте упоминаний их компаниями (опрошено 22 компании) ВУЗы – 10 компаний; Профильные отраслевые институты – 9; Промышленные компании – 9; Инжиниринговые компании – 4; Институты РАН – 4; Прикладные институты из смежных отраслей – 4; Малые инновационные компании – 2.
26 Факторы, способствующие взаимодействию компаний с ВУЗами: - возможность одновременно с выполнением R&D готовить кадры; - наличие уникального научного оборудования, качественной приборной базы, средств проектирования; - возможность получения субсидий по 218 постановлению Правительства; - отсутствие альтернативы вследствие деградации отраслевой науки.
27 Факторы, препятствующие взаимодействию компаний с ВУЗами: - неготовность разработчиков подстроиться под требования компании-заказчика; - физическая нехватка разработчиков требуемой квалификации (не только отдельных специалистов, но и целых подразделений); - дефицит инжиниринговых компетенций; - сложности в коммуникации и невысокая информационная прозрачность; - ошибки государства при определении тематики НИОКР и «перекормленность» ВУЗов государственными деньгами.
28 Летом 2013 года проведен опрос менеджеров крупных российских компаний, отвечающих за развитие инновационной деятельности Размер выборки – 55 человек из 45 компаний Метод – анкетный опрос Некоторые компании, опрошенные в ходе анкетирования: Государственные: РЖД Росатом Ростехнологии Алроса Зарубежнефть Интер РАО Русгидро Уралвагонзавод Аэрофлот АвтоВАЗ КАМАЗ Крупные частные: ОМЗ Северсталь НЛМК КЭС-Холдинг Группа Е4 РУСЭЛПРОМ Ангстрем Средние частные: IBS АйТи Новомет-Пермь Связьинжиниринг Полипластик
29 Вывод 1: Процесс создания отдельных подразделений, занимающихся управлением инновациями, приобрел в секторе крупных российских корпораций массовый характер. В отдельное подразделение управление инновациями выделено в 2/3 компаний. При этом в частных компаниях такие подразделения имеются в 76% случаев, а в государственных в 61%.
30 Инновационная деятельность в крупных компаниях постепенно переходит от реализации отдельных проектов в режим обычной корпоративной процедуры, встроенной в плановый и бюджетный процессы. Вывод 2: Управление инновациями в компаниях – это процесс в большинстве случаев жестко описанный инструкциями, положениями, регламентами. У 60% респондентов описано свыше 50% функций. Из них у 20% уровень регламентированности составляет свыше 90%.
31 В основном респондентами выполняется рутинная менеджерская работа: - планирование – отметили 62%, - участие в различных совещаниях – от 46%; - работа с письмами – 38% и т.п. Тем не менее, для почти четверти (23%) существенной частью работы является участие в проектировании и инженерных расчетах
32 Вывод 3: Происходит отделение деятельности по управлению инновациями, с одной стороны, от стратегического управления, а с другой – от управления исследованиями и разработками.
33 Ключевой задачей менеджмента инноваций становится овладение инструментарием управления инновационными проектами Вывод 4:
34 Менеджеров инноваций необходимо «точечно» отбирать и специально обучать. Отсутствие умений и навыков для разработки и внедрения инноваций – главное препятствие для активизации инновационной деятельности в российских компаниях. Вывод 5: Значительное большинство респондентов (81%) считает, что специалистов для работы с инновациями надо специально обучать.
35 Только 9% респондентов считает, что внедрению инноваций в российских компаниях ничего не мешает. 53% считает, что главным препятствием является отсутствие умений и навыков для разработки и внедрения инноваций.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.