Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлизавета Строкова
1 ВыходНачало ДалееНазад ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2 ВыходНачало ДалееНазад План: Производство в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи. Равновесие производителя Издержки и прибыль фирмы в краткосрочном и долговременном периодах Потребительский выбор. Правило максимизации полезности. Оптимум потребителя 1 2 3
3 ВыходНачало ДалееНазад Производство в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи. Равновесие производителя 1
4 ВыходНачало ДалееНазад Основной формой организации производственной деятельности является фирма
5 ВыходНачало ДалееНазад Фирма – самостоятельный экономический агент, принимающий решение о производстве экономических благ и стремящийся максимизировать прибыль при минимизации издержек
6 ВыходНачало ДалееНазад Способ производства продукции называют технологически эффективным, если произведенный объем является максимально возможным при использовании точно определенных объемов ресурсов
7 ВыходНачало ДалееНазад Производственная функция - форма выражения технологической зависимости между факторами производства и максимально возможным при данных затратах выпуском продукции
8 ВыходНачало ДалееНазад Для упрощения предполагают, что имеется два вводимых фактора: труд (L) и капитал (K), тогда производственная функция записывается в следующем виде: Q (TP)=f (L,K)
9 ВыходНачало ДалееНазад В процессе функционирования фирмы постоянно ищут наиболее эффективные способы производства.
10 ВыходНачало ДалееНазад При этом возможности изменения технологий зависят от времени, необходимого для того, чтобы отреагировать на изменения в рыночной конъюнктуре.
11 ВыходНачало ДалееНазад Краткосрочный период -это отрезок времени, в течение которого хотя бы один фактор производства фирмы остается неизменным (при этом данный фактор называется фиксированным или постоянным)
12 ВыходНачало ДалееНазад Продемонстрируем на условном примере зависимость выпуска Q (ТР) лишь от трудовых вложений L
13 ВыходНачало ДалееНазад Пусть результаты деятельности фирмы представлены таблицей: Затраты труда (L) Объем произведенной продукции (ТР)
14 ВыходНачало ДалееНазад Изобразим эту зависимость графически:Р L TP
15 ВыходНачало ДалееНазад Кривая совокупного продукта (ТР - total product) показывает зависимость между затратами переменного фактора L и выпуском продукции Q (ТР).
16 ВыходНачало ДалееНазад Предельный продукт (МР - marginal product) переменного фактора (L) представляет собой приращение к объему выпуска, полученное за счет использования дополнительной единицы этого фактора. МР L = ТР/ L
17 ВыходНачало ДалееНазад Пусть результаты деятельности фирмы представлены таблицей: Затраты труда (L) Объем произведенной продукции (ТР) Предельный продукт (МР) продукт (МР)
18 ВыходНачало ДалееНазад Изобразим эту зависимость графически: Р L TP MP
19 ВыходНачало ДалееНазад Динамика предельного продукта проходит три важные стадии: 1) на первой стадии при низких объемах затрат труда предельный продукт положителен и возрастает
20 ВыходНачало ДалееНазад На этой стадии дополнительный работник не только дает приращение к выпуску, но и добавляет даже больше, чем предыдущий
21 ВыходНачало ДалееНазад 2) на второй стадии при высоких объемах затрат труда прирост выпуска, полученный за счет добавления еще одного работника, уменьшается
22 ВыходНачало ДалееНазад Это происходит вследствие того, что капитального оборудования уже недостаточно, чтобы эффективно занять всех работников
23 ВыходНачало ДалееНазад 3) на третьей стадии добавление девятой и десятой единиц трудозатрат приводит к получению отрицательного предельного продукта
24 ВыходНачало ДалееНазад Производство при трудозатратах более 8 единиц неэффективно технологически, и следовательно, не является частью производственной функции
25 ВыходНачало ДалееНазад Понятие «эффективность» исключает возможность отрицательного предельного продукта
26 ВыходНачало ДалееНазад Тенденция предельного продукта к снижению является общей для всех видов затрат и рассматривается в экономической теории как закон убывающей отдачи
27 ВыходНачало ДалееНазад Закон убывающей отдачи ресурсов: расширение производства за счет добавления переменных ресурсов (например, туда) к неизменным постоянным ресурсам (станкам, машинам, производственным площадям, земле) эффективно лишь до известного предела, после которого необходимый баланс между этими факторами нарушается и отдача переменного ресурса неизбежно снижается
28 ВыходНачало ДалееНазад Концепция предельного фактора является одной из ключевых в теории поведения фирмы.
29 ВыходНачало ДалееНазад Когда фирма решает вопрос об увеличении продукции в краткосрочном периоде, она должна принять решение о найме дополнительного работника
30 ВыходНачало ДалееНазад Будет разумным нанять дополнительного работника лишь тогда, когда прирост объема выпуска приносит больший доход, чем дополнительные затраты, связанные с наймом этого работника
31 ВыходНачало ДалееНазад Средний продукт (АР - average product) любого вида затрат представляет отношение объема произведенной продукции к использованному объему данного вида затрат. АР L = ТР/L
32 ВыходНачало ДалееНазад Средний продукт труда часто называют производительностью труда.
33 ВыходНачало ДалееНазад Чем выше АР, тем больше продукции получает фирма на единицу использованного труда
34 ВыходНачало ДалееНазад Пусть результаты деятельности фирмы представлены таблицей: Затраты труда (L) Объем произведенной продукции (ТР) Предельный продукт (МР) продукт (МР) Средний продукт (АР)
35 ВыходНачало ДалееНазад Изобразим эту зависимость графически:Р L TP MP max AP АР
36 ВыходНачало ДалееНазад Зависимость между средним (АР) и предельным (МР) продуктами: к ривая АР является возрастающей там, где МР АР, и убывающей там, где и убывающей там, где МР АР.
37 ВыходНачало ДалееНазад Закон убывающей отдачи справедлив и для среднего продукта. В этом случае он принимает вид закона убывающей производительности
38 ВыходНачало ДалееНазад Закон убывающей производительности: Если количества некоторых факторов зафиксированы, то средний продукт любого переменного фактора будет сначала расти, а затем, начиная с некоторого объема выпуска, будет снижаться.
39 ВыходНачало ДалееНазад Исследование взаимосвязи между затратами и выпуском продукции проведено в терминах физических единиц. В реальной жизни используются стоимостные категории
40 ВыходНачало ДалееНазад Издержки и прибыль фирмы в краткосрочном и долговременном периодах 2
41 ВыходНачало ДалееНазад В экономической теории выделяют экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек фирмы.
42 ВыходНачало ДалееНазад Бухгалтерские издержки выступают в виде суммы стоимостей потребленных экономических ресурсов в фактических ценах их приобретения
43 ВыходНачало ДалееНазад Издержки фирмы в бухгалтерской отчетности выступают в виде себестоимости продукции
44 ВыходНачало ДалееНазад Бухгалтерские издержки можно классифицировать по видам затраченных ресурсов по следующим статьям: по следующим статьям:
45 ВыходНачало ДалееНазад затраты на материалы и комплектующие (затраты на сырье, вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие детали, получаемые со стороны; затраты на материалы и комплектующие (затраты на сырье, вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие детали, получаемые со стороны; расходы на оплату труда (заработная плата наемных работников, другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами); расходы на оплату труда (заработная плата наемных работников, другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами); отчисления на социальные нужды (фонд социального страхования, пенсионный фонд и т. п.); отчисления на социальные нужды (фонд социального страхования, пенсионный фонд и т. п.);
46 ВыходНачало ДалееНазад амортизационные отчисления, отражающие материальный (физический) износ оборудования, зданий и т. п.; амортизационные отчисления, отражающие материальный (физический) износ оборудования, зданий и т. п.; прочие затраты (выплаты по кредитам, вознаграждение продавцам и торговым агентам, расходы на рекламу, транспорт, фондовым посредникам и т. п.) прочие затраты (выплаты по кредитам, вознаграждение продавцам и торговым агентам, расходы на рекламу, транспорт, фондовым посредникам и т. п.)
47 ВыходНачало ДалееНазад Бухгалтерский метод учета издержек позволяет дать объективное денежное измерение этих издержек, что является определяющим фактором того, эффективна или неэффективна фирма
48 ВыходНачало ДалееНазад Экономическое понимание издержек производства связано с редкостью ресурсов и возможностью их альтернативного использования.
49 ВыходНачало ДалееНазад Экономические (альтернативные) издержки выражаются в стоимости других благ, которые можно было бы произвести при наиболее выгодных из всех возможных альтернативных направлениях применения тех же ресурсов
50 ВыходНачало ДалееНазад Альтернативные издержки включают в себя все платежи, причитающиеся собственникам ресурсов и достаточные для того, чтобы не допустить их альтернативного использования
51 ВыходНачало ДалееНазад Издержки в фактических ценах и альтернативные издержки совпадают в том случае, когда фирма покупает ресурсы по ценам, уравновешивающим объемы спроса и предложения на соответствующих рынках, т.е. по ценам наилучших альтернатив в том случае, когда фирма покупает ресурсы по ценам, уравновешивающим объемы спроса и предложения на соответствующих рынках, т.е. по ценам наилучших альтернатив
52 ВыходНачало ДалееНазад ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (альтернативные) издержки включают в себя явные и неявные издержки
53 ВыходНачало ДалееНазад Явные (внешние) издержки принимают форму прямых денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.
54 ВыходНачало ДалееНазад Явные издержки являются внешними по отношению к фирме, они связаны с приобретением ресурсов на стороне. Например, заработная плата наемным рабочим и менеджерам, оплата транспортных расходов и т.д.
55 ВыходНачало ДалееНазад Неявные (внутренние) издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме
56 ВыходНачало ДалееНазад Используя свою собственность и никому за нее не платя, фирма при этом отказывается от возможности получения дохода от сдачи этой собственности в аренду
57 ВыходНачало ДалееНазад Одним из элементов неявных издержек является так называемая нормальная прибыль, под которой понимается вознаграждение предпринимателя за осуществляемые им функции
58 ВыходНачало ДалееНазад Нормальная прибыль представляет собой некую минимальную плату, которая удерживает предпринимателя в данной сфере деятельности. Она является элементом неявных издержек наряду с внутренней рентой и внутренней заработной платой.
59 ВыходНачало ДалееНазад Выделение явных и неявных издержек необходимо для понимания того, что экономисты понимают под прибылью.
60 ВыходНачало ДалееНазад Бухгалтерская прибыль (рr - profit) - это разница между выручкой от реализации продукции и явными издержками, т.е платой за производственные ресурсы поставщикам
61 ВыходНачало ДалееНазад Бухгалтерская прибыль исключает из дохода только явные издержки и не учитывает неявные. Такая прибыль неполно характеризует эффект от предпринимательской деятельности.
62 ВыходНачало ДалееНазад Экономическая (чистая) прибыль ( ) - это разница между выручкой от реализации и экономическими издержками (явными и неявными, включая нормальную прибыль предпринимателя).
63 ВыходНачало ДалееНазад Экономическая прибыль может быть равна нулю. Это означает, что фирма использует свои ресурсы Это означает, что фирма использует свои ресурсы с минимальной эффективностью. Этого достаточно, чтобы удержать фирму в отрасли.
64 ВыходНачало ДалееНазад Если фирма получает положительную экономическую прибыль, это значит, что она лучше других распоряжается ресурсами.
65 ВыходНачало ДалееНазад Величина издержек производства связана с объемом выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и независимые от объема выпуска. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и независимые от объема выпуска.
66 ВыходНачало ДалееНазад Постоянные издержки (FC - fixed costs) - это такие издержки, которые в данный момент времени не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализац ии.
67 ВыходНачало ДалееНазадC FC 0 Q 0 Q
68 ВыходНачало ДалееНазад рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, жалованье высшему управленческому персоналу и т.д. К постоянным издержкам обычно относят:
69 ВыходНачало ДалееНазад Переменные издержки (VC - variable costs) - это те издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации продукции.
70 ВыходНачало ДалееНазад К переменным издержкам относят затраты на заработную плату, сырье, сырье,топливо, энергию, энергию, транспортные услуги и т.д.
71 ВыходНачало ДалееНазад Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение Постоянные издержки должны быть оплачены, даже если продукция вообще не производится. TC = FC при Q = 0
72 ВыходНачало ДалееНазад Переменными издержками предприниматель может управлять путем изменения объема производства.
73 ВыходНачало ДалееНазад Переменные издержки изображаются возрастающей кривой : С Q 0 VC
74 ВыходНачало ДалееНазад Общие (валовые) издержки (ТС - total costs) представляют сумму постоянных и переменных издержек: TC = FC + VC TC = FC + VC
75 ВыходНачало ДалееНазад Общие издержки (ТС) с каждой новой единицей продукции увеличиваются на ту же величину, что и сумма переменных издержек, поэтому графически кривая ТС получается сдвигом вверх кривой VC на величину FC.
76 ВыходНачало ДалееНазадC 0 Q VC FC TC
77 ВыходНачало ДалееНазад Для расчета цены товара предпринимателю важно знать не просто издержки его производства, а издержки по выпуску единицы продукции.
78 ВыходНачало ДалееНазад Средние издержки (АТС - average total costs) - это общие издержки, приходящиеся на каждую единицу выпускаемой продукции: АТС = ТС /Q
79 ВыходНачало ДалееНазад Соответственно рассчитываются средние постоянные: AFC =FC/Q и средние переменные издержки: AVC =VC /Q при этом АТС = AFC + AVC
80 ВыходНачало ДалееНазад Графически кривая AFC изображается следующим образом: AFC C 0 Q
81 ВыходНачало ДалееНазад Кривая средних постоянных издержек является убывающей, так как когда выпускается малый объем продукции, на каждую единицу падает вся тяжесть постоянных издержек. При увеличении объема производства средние постоянные издержки снижаются
82 ВыходНачало ДалееНазад Графически кривая AVC изображаются следующим образом: AVC AFC C 0 Q Q1Q1Q1Q1 min AVC
83 ВыходНачало ДалееНазад Средние переменные издержки сначала падают, достигают своего минимума, а затем начинают расти.
84 ВыходНачало ДалееНазад Графически кривая ATC изображаются следующим образом: АТС AVC AFC C 0 Q Q1Q1Q1Q1 Q 2 Q 2 min ATC min AVC
85 ВыходНачало ДалееНазад Кривая средних общих издержек зависит от вида кривых средних постоянных и средних переменных издержек.
86 ВыходНачало ДалееНазад Поскольку с увеличением объема выпуска средние постоянные издержки уменьшаются, то, очевидно, что кривые АTС и АVC сближаются по мере увеличения Q.
87 ВыходНачало ДалееНазад Средние общие издержки принимают свое минимальное значение при большем объеме выпуска, чем средние переменные издержки.
88 ВыходНачало ДалееНазад Рассматривая вопрос об объемах производства, необходимо учитывать не только средние, но и предельные издержки Рассматривая вопрос об объемах производства, необходимо учитывать не только средние, но и предельные издержки.
89 ВыходНачало ДалееНазад Предельные издержки (МС - marginal costs) - это дополнительные издержки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции: МС = ТС / Q
90 ВыходНачало ДалееНазад Кривые предельных и средних издержек тесно взаимосвязаны: если АС возрастает, то МС АС; если АС убывает, то МС АС; если АС убывает, то МС АС; в точке минимума MC= АС. в точке минимума MC= АС.
91 ВыходНачало ДалееНазадAVC ATC MC C 0 Q Построим график функции предельных издержек: L - min ATC N – min AVC
92 ВыходНачало ДалееНазад Точка L называется точкой технологического оптимума, точка N – точкой закрытия фирмы.
93 ВыходНачало ДалееНазад В отличие от краткосрочного периода длительный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все используемые ею ресурсы.
94 ВыходНачало ДалееНазад Поскольку все факторы производства становятся переменными, фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными.
95 ВыходНачало ДалееНазад При этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде используется только одно понятие - средние издержки.
96 ВыходНачало ДалееНазад Поэтому в долгосрочном периоде используется только одно понятие - средние издержки.
97 ВыходНачало ДалееНазад Рассмотрим отношения между кривыми средних издержек АТС на краткосрочном и длительном периодах.
98 ВыходНачало ДалееНазад C 0 Q Q1Q1 Q2Q2 Q3Q3 Q4Q4 Q5Q5 AТC1AТC1 AТC2AТC2 AТC3AТC3 AТC4AТC4 AТC5AТC5
99 ВыходНачало ДалееНазад Каждая фирма в тот или иной момент характеризуется определенным масштабом производства, которому соответствует та или иная кривая средних издержек краткосрочного периода.
100 ВыходНачало ДалееНазад Таких кривых существует столько, сколько масштабов производства исследуется. Меняя эти масштабы, фирма переходит от одной кривой средних издержек краткосрочного периода к другой.
101 ВыходНачало ДалееНазад При этом средние издержки до определенного объема выпуска будут уменьшаться (это видно при переходе от ATC 1 к АTС 3 ), а затем начнут постепенно возрастать (переход от АTС 3 к ATC 5 ) а затем начнут постепенно возрастать (переход от АTС 3 к ATC 5 )
102 ВыходНачало ДалееНазад Соединив точки минимумов ATC 1, АTС 2,..., АTС 5, получим средние издержки в длительном периоде ATC L
103 ВыходНачало ДалееНазад C 0 Q Q1Q1 Q2Q2 Q3Q3 Q4Q4 Q5Q5 ATC 1 ATC 2 ATC 3 ATC 4 ATC 5 ATC L min ATC L
104 ВыходНачало ДалееНазад Уменьшение средних издержек в долгосрочном периоде до объема Q 3 объясняется тем, что с расширением производства темпы прироста готовой продукции начинают обгонять скорость прироста издержек на факторы производства.
105 ВыходНачало ДалееНазад Это происходит в силу действия «положительного эффекта масштаба». Суть его заключается в сокращении средних издержек с увеличением масштабов производства.
106 ВыходНачало ДалееНазад Положительный эффект масштаба обусловлен действием ряда факторов: специализацией производства и управления, возможностью использовать более производительную технику и технологию, снижением числа занятых, экономией на строительстве зданий, коммуникаций, сокращением издержек на обучение, рекламу, маркетинг и т.д.
107 ВыходНачало ДалееНазад Однако дальнейшее расширение производства приведет к тому, что вступит в действие «отрицательный эффект масштаба», то есть увеличение средних издержек с увеличением масштаба производства.
108 ВыходНачало ДалееНазад На фирмах возрастут издержки бюрократического контроля: потребуются дополнительные управляющие структуры - отделы, смены, цеха, участки; возрастут расходы на административный аппарат, снизится эффективность управления, участятся сбои в организации.
109 ВыходНачало ДалееНазад Все это, в конечном счете, вызовет увеличение издержек производства, и кривая ATC L станет возрастать.
110 ВыходНачало ДалееНазад Оптимальным масштабом считается тот, при котором достигается минимум издержек - Q 3. При этом объеме кривая АTС 3 и кривая АTС L достигают наименьших значений.
111 ВыходНачало ДалееНазад Потребительский выбор. Правило максимизации полезности. Оптимум потребителя 3
112 ВыходНачало ДалееНазад Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий ожидаемое удовлетворение или полезность в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода)
113 ВыходНачало ДалееНазад В современной теории потребительского выбора предполагается, что: денежный доход потребителя ограничен; денежный доход потребителя ограничен; цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; потребители стремятся максимизировать полезность приобретаемого набора благ потребители стремятся максимизировать полезность приобретаемого набора благ
114 ВыходНачало ДалееНазад Существуют два основных подхода к решению проблемы потребительского выбора: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).
115 ВыходНачало ДалееНазад Кардиналистский подход к анализу полезности был предложен в последней трети XIX века У. Джевонсом, К.Менгером, Л. Вальрасом одновременно и независимо друг от друга.
116 ВыходНачало ДалееНазад Кардиналистский подход основан на предположении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах - ютилях.
117 ВыходНачало ДалееНазад Измеримость полезности предполагает, что потребитель может определять как полезность всей совокупности, так и любой дополнительной единицы блага.
118 ВыходНачало ДалееНазад В связи с этим различают общую (совокупную) и предельную полезности.
119 ВыходНачало ДалееНазад Общая полезность (TU - total utility) - это удовлетворение, которое получает индивид от всего количества потребленного блага.
120 ВыходНачало ДалееНазад Предельная полезность (MU - marginal utility) - это прирост общей полезности, который индивид получает в результате потребления дополнительной (следующей) единицы блага.
121 ВыходНачало ДалееНазад Общая и предельная полезности обычно записываются таблично: TUMU Q
122 ВыходНачало ДалееНазад Q U TU MU и изображаются графически:
123 ВыходНачало ДалееНазад По мере насыщения общая полезность растет; предельная полезность убывает.
124 ВыходНачало ДалееНазад Когда предельная полезность становится равной нулю, общая полезность достигает максимального значения.
125 ВыходНачало ДалееНазад Если продолжать потребление далее, предельная полезность станет отрицательной величиной, а общая полезность начнет сокращаться.
126 ВыходНачало ДалееНазад Тенденция убывания предельной полезности вошла в экономическую теорию под названием первого закона Госсена
127 ВыходНачало ДалееНазад Первый закон Госсена : С ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном потреблении всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно
128 ВыходНачало ДалееНазад Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага.
129 ВыходНачало ДалееНазад А это значит, что ценность блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.
130 ВыходНачало ДалееНазад Потребитель сопоставляет полезность различных благ и наборов благ, чтобы максимизировать ожидаемую полезность от их потребления
131 ВыходНачало ДалееНазад Максимум полезности, который может получить потребитель при данных вкусах, ценах и доходах называется оптимумом потребителя
132 ВыходНачало ДалееНазад Допустим, потребляются три блага: А, В, С. Предельная полезность, цена и взвешенная предельная полезность каждого блага (т.е. предельная полезность, приходящаяся на 1 руб. - MU/P) приведены в таблице:
133 ВыходНачало ДалееНазад БлагаMUPMU/P А В80420 С45315
134 ВыходНачало ДалееНазад Из таблицы видно, что распределение денежных средств не оптимально, поскольку каждый рубль, потраченный на благо В приносит больше полезности, чем на блага А и С.
135 ВыходНачало ДалееНазад В этом случае рациональный потребитель увеличит потребление блага В и уменьшит потребление блага А.
136 ВыходНачало ДалееНазад В результате предельная полезность блага А (MU A ) возрастет, а предельная полезность блага В (МU B ) снизится.
137 ВыходНачало ДалееНазад Чтобы достигнуть максимума благосостояния, потребитель будет перераспределять свой доход до тех пор, пока не уравняет взвешенные предельные полезности.
138 ВыходНачало ДалееНазад В результате перераспределения расходов на покупки могут быть получены следующие данные : БлагаMUPMU/P А В60415 С45315
139 ВыходНачало ДалееНазад В этом случае суммарная полезность от потребления трех благ составит 255 ( ). Любая другая комбинация дает меньшую суммарную полезность для покупателя.
140 ВыходНачало ДалееНазад Условие равновесия потребителя определяется вторым законом Госсена : функция полезности максимальна в том случае, когда денежный доход распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на покупку товара, принесет одинаковую предельную полезность
141 ВыходНачало ДалееНазад MU A /P A = MU B /P B = … = MU n /P n = где предельная полезность денег. Если потребитель уравновесит свои предельные полезности в соответствии с этим правилом, то он достигнет оптимума, или равновесия потребителя: или равновесия потребителя:
142 ВыходНачало ДалееНазад Для любого непокупаемого товара Х будет верно условие : MU X /P X
143 ВыходНачало ДалееНазад Это условие означает, что предельная полезность денег выше, чем полезность товара, поэтому данный товар не будет куплен потребителем.
144 ВыходНачало ДалееНазад Альтернативой количественной теории полезности является ОРДИНАЛИСТСКАЯ (порядковая) концепция
145 ВыходНачало ДалееНазад Представителями данной теории являются Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер, Р. Ален, Дж. Хикс
146 ВыходНачало ДалееНазад Ординалистский подход Основан на том, что потребитель не способен измерять полезность, он может лишь сравнивать, упорядочивать (ранжировать) различные наборы благ с точки зрения их предпочтительности.
147 ВыходНачало ДалееНазад Теория поведения потребителей начинается с трех основных аксиом, которые справедливы для большинства ситуаций.
148 ВыходНачало ДалееНазад 1. Аксиома полной упорядоченности: Потребитель способен сравнить любые два возможных набора благ. В результате сравнения он может прийти к одному из трех выводов: а) набор А предпочтительнее набора В ; б) набор А менее предпочтителен, чем набор В ; в) набор А равноценен набору В.
149 ВыходНачало ДалееНазад 2. Аксиома транзитивности: Если набор А предпочтительнее набора В, а набор В предпочтительнее набора С, то набор А предпочтительнее набора С.
150 ВыходНачало ДалееНазад 3. Аксиома ненасыщения: Если набор А содержит большее количество единиц каждого блага, чем набор В, то набор А предпочтительнее набора В. (Потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему).
151 ВыходНачало ДалееНазад Графически потребительские предпочтения изображаются в виде кривых безразличия.
152 ВыходНачало ДалееНазад КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ - совокупность точек, каждая из которых показывает возможные наборы товаров X и Y, причем потребителю безразлично, какой из них выбрать, поскольку данные наборы имеют для потребителя одинаковую полезность
153 ВыходНачало ДалееНазадB A C X Y I
154 ВыходНачало ДалееНазад Это означает, что при перемещении от набора А к В потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц блага Х и получив 20 единиц блага Y. Точно так же, при перемещении от набора А к С потребитель может отказаться от 10 единиц блага Y, чтобы получить 20 единиц блага Х
155 ВыходНачало ДалееНазад Кривая безразличия всегда имеет отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему
156 ВыходНачало ДалееНазад Для описания предпочтений индивида по всем возможным наборам благ Х и Y используют изображение семейства кривых безразличия. Это изображение называют картой безразличия.
157 ВыходНачало ДалееНазад I4I4 I3I3 I2I2 I1I1 X 0 Y
158 ВыходНачало ДалееНазад На графике изображены четыре кривых безразличия, которые представляют часть карты безразличия. Кривая I 4 соответствует наивысшему уровню удовлетворения, следуя за кривыми I 3, I 2, I 1.
159 ВыходНачало ДалееНазад кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя; кривые безразличия не могут пересечься, так как каждая из них показывает только один уровень полезности, отличный от других; кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения. Свойства кривых безразличия:
160 ВыходНачало ДалееНазад 0 х a х b х c х d Х Y YaYa Y b YcYc Y d A B C D Y 1 { Y 2 { X 1 X 2 Рассмотрим одну из кривых безразличия:
161 ВыходНачало ДалееНазад Пусть отрезок х a х b равен отрезку х c х d, тогда при переходе из точки А в точку В потребитель сохранил общую полезность набора благ при увеличении потребления блага Х на Х 1 и уменьшении потребления блага Y на Y 1.
162 ВыходНачало ДалееНазад При переходе из С в D потребитель сохранил общую полезность при увеличении потребления блага Х на X 2 = X 1 и уменьшении потребления блага Y на Y 2, при этом Y 1 Y 2.
163 ВыходНачало ДалееНазад Предельной нормой замещения (МRS - marginal rate of substitution) блага Y благом Х называется максимальное количество блага Y, которое потребитель согласен уступить в обмен на увеличение количества блага Х на одну единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения оказался неизменным:
164 ВыходНачало ДалееНазад 0 Х Y A B MRS = tg Предельная норма замещения в любой точке равна абсолютному значению тангенса угла наклона кривой безразличия в этой точке:
165 ВыходНачало ДалееНазад Утверждение о выпуклости кривой безразличия к началу координат тождественно тому, что предельная норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия.
166 ВыходНачало ДалееНазад Это можно объяснить логически: с увеличением количества блага Х и, соответственно, уменьшением количества блага Y потребитель все больше ценит ставшее относительно дефицитным благо Y и готов отдавать все меньшее его количество в обмен на каждую следующую единицу блага Х.
167 ВыходНачало ДалееНазад Потребитель желает выбрать такую комбинацию Х и Y, которая обеспечит максимальную общую полезность и при этом позволит не выйти за пределы бюджета М (Money).
168 ВыходНачало ДалееНазад В случае, когда потребительский выбор ограничен двумя товарами X и Y, бюджетное ограничение имеет вид: P x x + P y y M
169 ВыходНачало ДалееНазад Границей множества доступных товарных наборов будет линия, аналитически выраженная уравнением: P x x + P y y = M. Эта граница называется бюджетной линией
170 ВыходНачало ДалееНазад Представим уравнение бюджетной линии в виде:
171 ВыходНачало ДалееНазад Графически бюджетная линия изображается прямой BL: Y MPyMPy 0 MPxMPx BLBLBLBL X А В
172 ВыходНачало ДалееНазад Координаты точек А(0;M/P y ) и В(М/Р х ;0) характеризуют максимальные количества товаров Х и Y, которые может приобрести потребитель, потратив весь свой доход только на товар Х или только на товар Y.
173 ВыходНачало ДалееНазад Любой другой точке С, находящейся на бюджетной линии, соответствует набор товаров с = (х с ;y с ), который имеет стоимость М: Р х х с + Р у у с = М. У 0 Х х с усус С А В
174 ВыходНачало ДалееНазад Бюджетная линия - это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход М при данных ценах товаров Р х и Р у.
175 ВыходНачало ДалееНазад Из уравнения следует:
176 ВыходНачало ДалееНазад бюджетная линия имеет отрицательный наклон, так как Р х > 0, Р у > 0; наклон бюджетной линии постоянен, так как Р х и Р у постоянны.
177 ВыходНачало ДалееНазад Множество всех наборов товаров, удовлетворяющих бюджетному ограничению, представляет собой треугольник АВ0, ограниченный бюджетной линией и осями координат: Множество всех наборов товаров, удовлетворяющих бюджетному ограничению, представляет собой треугольник АВ0, ограниченный бюджетной линией и осями координат: А В 0 Х Y
178 ВыходНачало ДалееНазад Рассмотрим, как изменится положение бюджетной линия, если увеличится доход с М 1 до М 2. При первоначальном доходе М 1 бюджетную линию можно было записать уравнением:
179 ВыходНачало ДалееНазад При увеличившемся доходе М 2 бюджетную линию можно записать уравнением:
180 ВыходНачало ДалееНазад Сравним эти уравнения: Наклон линий (Р х /Р у ) не изменился; Точки пересечения с осями координат сдвинулись: А 1 (0;М 1 /Р у ) А 2 (0;М 2 /Р у ), В 1 (М 1 /Р x ;0) В 2 (М 2 /Р x ;0). Поскольку М 2 > М 1, линия А 1 В 1 сдвигается вправо в положение А 2 В 2.
181 ВыходНачало ДалееНазад Y X 0 M2PyM2Py M 1 Py M1PxM1Px M2PxM2Px А1А1 В1В1 А2А2 В2В2
182 ВыходНачало ДалееНазад Вывод: увеличение дохода при неизменных ценах приводит к сдвигу бюджетной линии вправо, а снижение дохода - влево.
183 ВыходНачало ДалееНазад Рассмотрим влияние изменения цены одного товара на положение бюджетной линии: пусть цена товара х уменьшилась с Р х до Р х 1, а Р у не изменилась. Новая бюджетная линия может быть записана уравнением:
184 ВыходНачало ДалееНазад Сравним положение бюджетной линии до и после уменьшения цены : Положение точки пересечения с осью ОY не изменилось: А(0;М1/Ру). Точка пересечения с осью ОХ сместилась вправо: В 1 В 2, так как Р х 1 М 1 /Р х:
185 ВыходНачало ДалееНазад Y X 0 M 1 Py M1PxM1Px M 1 P x А1А1 В1В1 В2В2
186 ВыходНачало ДалееНазад Вывод: уменьшение цены товара Х приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с осью OY, а увеличение цены товара Х - к аналогичному повороту по часовой стрелке.
187 ВыходНачало ДалееНазад Попытаемся определить, какими свойствами обладает набор товаров, который выбирает потребитель из множества доступных ему товарных наборов при заданных ценах и доходе.
188 ВыходНачало ДалееНазад Совместим на одном графике бюджетную линию и карту безразличия данного потребителя:
189 ВыходНачало ДалееНазад I1I1 I2I2 I3I3 I4I4 E BL C D F G X Y 0 N
190 ВыходНачало ДалееНазад Очевидно, что если точка потребительского выбора (например, N) лежит ниже бюджетной линии АВ, то часть дохода останется неизрасходованной, а значит полезность ее будет ниже, чем у точек, лежащих на АВ.
191 ВыходНачало ДалееНазад То есть точка потребительского выбора должна лежать на бюджетной линии.
192 ВыходНачало ДалееНазад Возьмем точки F и G – пересечения АВ и кривой безразличия I 1. Очевидно, что они не будут максимизировать полезность, так как при перемещении по бюджетной линии от F вниз, а от G вверх потребитель находит более высоко расположенные кривые безразличия, то есть поднимается на более высокий уровень полезности.
193 ВыходНачало ДалееНазад Точки С и D хотя и лежат на более высокой кривой безразличия I 2, не являются точками потребительского выбора по тем же причинам, что и точки F и G.
194 ВыходНачало ДалееНазад Вывод: Если некоторая кривая безразличия пересекает бюджетную линию в двух точках, то все точки, лежащие между ними, будут более предпочтительны.
195 ВыходНачало ДалееНазад Точка потребительского оптимума – это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.
196 ВыходНачало ДалееНазад Наклоны двух линий в точке касания равны, то есть в точке Е наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия.
197 ВыходНачало ДалееНазад Наклон I 3 в точке Е равен предельной норме замещения (MRS), наклон АВ равен отношению цен товаров (Р х /Р у ). Следовательно, в точке потребительского оптимума
198 ВыходНачало ДалееНазад Вывод: потребитель получает максимальное удовлетворение, устанавливая потребление товаров Х и Y таким образом, чтобы MRS равнялась соотношению цен.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.