Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЭдуард Стрюков
1 Современные технологии работы с текстом
2 Современные технологии работы с текстом (активное восприятие) Формирование типа правильной читательской деятельности (Н.Н. Светловская ) Методика А.М. Кушнира Технология развития критического мышления Методика Т.С. Троицкой (и другие авторские методики) … Существует ли различие при работе с информационным и художественным текстом?
3 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 1) до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Технология продуктивного чтения обеспечивает развитие коммуникативных умений (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Средство - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.
4 Информационно-ценностный подход в обучении чтению по технологии А.М. Кушнира Обучение чтению – вслед за взрослым. 1. Магнитофон озвучивает текст, учитель помогает детям следить за читаемым по книге. 2.Убыстрение темпа чтения при записи на магнитофон. 3.Чтение вслух вместе с диктором. 4.Самостоятельное чтение. Работа с текстом: 1. Подготовка к восприятию (слово учителя, вопросы –предположения по заголовку.) 2. Чтение - проверка предположений. 3. Проверка восприятия через серию вопросов..
5 Шимон Светлана Владимировна МОУ«Средняя школа 7» п. Талинка Тюменской области. 3 класс. Тема «Н.И. Сладков «Лесной календарь» Урок 1 Тема: «Январь» 1. Подготовка к восприятию. Мир природы очень разнообразен и удивителен. Знаете ли вы писателей, которые писали и пишут о природе? Сегодня на уроке мы начнем с вами знакомство с замечательной книгой известного детского писателя Н.И. Сладкова. Н.И. Сладков очень любил наблюдать за тем, что происходит в природе, за жизнью животных и птиц. Своими наблюдениями и открытиями писатель делился со своими читателями. 2. Словарная работа -- Прочитайте название книги. - Что такое календарь? - Почему Сладков назвал книгу «Лесной календарь»? -Я думаю, что мы с вами можем ответить на этот вопрос, прочитав книгу. Открывает «Лесной календарь», как и обычный календарь, месяц январь. - Что вы можете сказать об этом месяце? - А теперь прочтем, что же говорит об январе Н.И. Сладков. 3. Чтение текста «Январь» 4. Проверка восприятия. - Как изменилась природа с приходом зимы? - О каких диковинных невиданных существах говорит Сладков. -- Как назвал писатель январь в своем календаре?
6 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
7 Технология развития критического мышления - целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма Она является надпредметной и предполагает -работу с текстовой информацией, -взаимообучение (коллективные и групповые способы работы), -аргументированность собственной точки зрения, -развитие критического мышления и др.
8 Что значит критическо е мышлени е?
9 К ритическое мышление - это не негативная критика, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы сформировать свое мнение, суждение, оценку. Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
10 Что предполагает критическое мышление? критическое мышление есть мышление самостоятельное, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить, критическое мышление стремится к убедительной аргументации, критическое мышление есть мышление социальное.
11 Технологический алгоритм урока I стадия Вызов: Актуализация имеющихся знаний; Пробуждение интереса к получению новой информации ; Постановка собственных целей обучения. II стадия Осмысление содержания: Получение новой информации; О смысление новой информации; С оотнесение новой информации с собственными знаниями ; Корректировка учеником поставленных целей обучения. III стадия Рефлексия (Размышление) Ц елостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; В ыработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов"); А нализ всего процесса изучения материала.
12 Примеры методических приемов технологии развития критического мышления (материалы из книги Галактионовой Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал- технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, с.) _методических_приемов_технологии_развити я_критического_мышления
13 Методические приемы технологии развития критического мышления 1 Инсерт 2 Мозговая атака 3 Групповая дискуссия 4 Чтение с остановками и Вопросы Блума 5 Кластеры 6 Синквейн 7 «Продвинутая лекция» 8 Эссе 9 Ключевые термины 10 Перепутанные логические цепочки 11 Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) 12 Взаимоопрос
14 Кластеры (с пособ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему) Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
15 Инсерт I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками. IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
16 Таблица V « галочка » (то, что уже известно) - знак « минус » (то, что противоре- чит представ- лению) + знак « плюс » (то, что является интересным и неожиданным) ? « вопросительн ый знак » (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
17 Чтение с остановками 1. Краткая информация о личности автора. 2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? 3. Диалог с текстом. Остановка при чтении, вопросы, побуждающие к критическому мышления. (Обсуждение непонятных слов, анализ средств художественного выражения, но акцент на вопросах высокого уровня, наподобие: « Что заставило героя поступить именно так? », « Как дальше будут разворачиваться события? », « Какие чувства вызвал этот отрывок текста? » и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием « Дерево предсказаний ». 4. Эссе по одной из цитат (пословиц), обосновывающее ее выбор. (Учащимся предлагается на выбор две-четыре цитаты (или пословицы), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Дети должны выбрать одну из них в качестве темы).
18 Прием « Дерево предсказаний » На « стрелочках » – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
19 Критическое осмысление текста подразумевает размышления над вопросами: «С помощью каких средств выражения автор вызвал у нас те или иные чувства?», «Почему проблема, поднятая в рассказе, касалась именно девочек, а не мальчиков или кого-то другого?», «Почему рассказ был построен именно таким образом?». Опыт использования технологии РКМЧП показывает, что при определенных условиях дети уже второго класса вполне могут проявлять критическое мышление.
20 Стратегия «Таблица-синтез» Kлючевые моменты текста (сообщения) На чем остановилось внимание? Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ) Вывод: ……………………………………………………
21 Ход работы 1. Чтение текста с использованием данной таблицы. Сначала учащиеся читают текст, заполняя левую часть таблицы. 2. Обсуждение ключевых моментов текста и заполнение второй и третьей части таблицы. - Выход на обсуждение самых разных аспектов и уровней текста. 3. Написание собственного вывода (небольшого эссе) по поводу текста.
22 Эссе П розаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.
23 Признаки эссе Небольшой объем Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка Свободная композиция Непринужденность повествования Склонность к парадоксам Внутреннее смысловое единство Ориентация на разговорную речь
24 10-минутное эссе. После общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
25 Метод «Шесть шляп мышления» Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.). Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп и предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
26 Белая шляпа Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев рассказа» и др.
27 Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
28 Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
29 Красная шляпа Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
30 Зеленая шляпа Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
31 Синяя шляпа Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
32 Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
33 Литература Галактионов а Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал- технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, хнологии_развития_критического_мышления Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма Заир-Бек С.И. Критическое мышление Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие Критического мышления на уроке: пос. Для учителя. – М.: Просвещение,2004. Палат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пос. – М.: Академия, 2003.
34 Работа с художественным текстом
35 Концепция школы понимания Татьяна Сергеевна Троицкая доктор педагогических наук, профессор МПГУ им. Ленина. Подходы к анализу художественного текста – опора на эвристическую модель художественного текста. Современные приемы работы с текстом, в том числе и с использованием ИКТ. Анализ художественных произведений.
36 Смысл текста текст Эвристическая модель художественного текста Форма текста Предмет- ный ряд текста
37 Смысл произведения извлекается каждым индивидуально в процессе объединения впечатлений, идущих от предметного ряда и формы произведения. Сталкиваясь они обеспечивают рождение индивидуального смысла.
38 Версия и интерпретация. 1)Диалог читательских версий 2)Проверка версий текстом
39 Анализ художественного текста
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.