Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНикита Лихарев
1 Факторович А.А., д.п.н., заместитель руководителя Центра профессионального образования Профессионально-общественная аккредитация как элемент системы независимой оценки качества профессиональных образовательных программ
2 Актуальность проблемы оценки качества профессионального образования ПРИОРИТЕТНОСТЬ ВОПРОСОВ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ; ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗВИТИИ ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ; НЕОБХОДИМОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Статья 2 Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
4 Государственный надзор в образовании Контроль, надзор, оценка в системе профобразования ГИА, публичная отчетность и др. Профессионально- общественная аккредитация Общественная аккредитация Педагогическая экспертиза Лицензирование Государственная аккредитация на 6 лет !!! Установление и предотвращение негативного воздействия ТСО, учебников, проектов НПА и др. Государственный контроль качества образовании ??? рассматривается
5 СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Обеспечивает основанную на единых принципах оценку ОК и ПК обучающихся, эффективности деятельности ОО; качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг ЦЕЛЬ
6 ЦЕЛЬ ВНЕШНЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КАЧЕСТВА УПОРЯДОЧЕНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Оценка эффективности работы ОО Информирование заинтересованных сторон Конкурентоспособность Репутация Открытость
7 ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КАЧЕСТВА Определение степени эффективности работы ОО Информирование заинтересованных сторон качество подготовки выпускников; гарантии качества образования; соответствие ПС, ФГОС; конкурентоспособность образовательных программ и ОО в целом руководство ОО; общественность; потребители образовательных услуг; работодатели; органы власти и управления; общественные и профессиональные организации; СМИ
8 Объекты независимой оценки качества профессионального образования Компетенции выпускников Образовательные организации Образовательные программы Инструменты Оценка и сертификация квалификаций Общественная аккредитация Профессионально -общественная аккредитация
9 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от Государственная программа развития образования до 2020 года Поручения Президента РФ от Постановление Правительства РФ от «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» Распоряжение Правительства РФ от р об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на годы Нормативная база развития системы независимой оценки качества образования
10 ОБЩЕСТВЕНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯОБЩЕСТВЕННАЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ИМИ КРИТЕРИЯМИ И ПРОЦЕДУРАМИ ПРОФЕСИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТОДАТЕЛИ, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УСТАНОВЛЕННОЙ ИМИ ПРОЦЕДУРЕ, НА СООТВЕТСТВИЕ ПС, ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА ПРОВОДЯТ
11 ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ как будут отбираться и валидироваться организации, проводящие независимую оценку? по каким показателям и критериям будет проводиться оценка программ? если результаты независимой оценки не влияют на госаккредитацию, то на какие управленческие решения они направлены? каковы мотивы участия в процедурах профессионально- общественной аккредитации? Проблемные вопросы Возможности ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ МОГУТ ВЫСТУПАТЬ ЗАКАЗЧИКАМИ
12 Пункт 3 Поручений Президента РФ Минобрнауки России совместно с заинтересованными ФОИВ и организациями обеспечить актуализацию ФГОС и профессиональных образовательных программ с учётом принимаемых ПС, а также формирование организационных механизмов проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
13 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОРАБОТКЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ П. 3 Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально- общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность в случае, если они (работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации) включены в национальные и международные реестры аккредитующих организаций П. 8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются (учитываются в числе других количественных показателей при проведении государственной аккредитации) при проведении государственной аккредитации. Статья 96
14 Особенности профессионально- общественной аккредитации ФУНКЦИЯ: помощь ОО в выработке действенных внутренних механизмов совершенствования качества с опорой на собственные традиции и опыт лучших практик отечественного и зарубежного образования ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ; УРОВНЯ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ; ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ И СТЕПЕНИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ; ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРИЗНАНИЯ РЕУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направленность: профессиональная
15 1.Добровольность 2.Независимость 3.Открытость информации о процедурах и критериях 4.Компетентность и достоверности оценок 5.Доступность и гласность результатов аккредитации Принципы профессионально- общественной аккредитации Принципы профессионально- общественной аккредитации
16 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СУБЪЕКТЫ отраслевые и (или) региональные агентства ПРОЦЕДУРА Не только проверка документации, но и непосредственная оценка образовательной среды ОО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ПОКАЗАТЕЛИ учет тенденций развития науки и производства, потребностей общества и личности; эффективное использование государственных ресурсов; удовлетворенность образовательным процессом преподавателей и студентов; обеспечение образовательной среды, мотивирующей на высокое качество деятельности
17 Требования к программам Комитета по аккредитации и валидации Королевского Химического Общества Великобритании способность обеспечить широту понимания химических закономерностей; глубокие знания в области химии, решение проблем на высоком уровне сложности наличие широкого диапазона практических занятий связь итоговой работы со специализацией студента; реальными проблемами отрасли; время на ее подготовку, - не менее трети от всего учебного времени на последний учебный год ориентацию на проверку квалификации в процессе оценки итоговых результатов подготовленность студентов к последующей аттестации со стороны профессионального сообщества ориентацию программы на процессы, происходящие в секторе реальной экономики ПРОГРАММА ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИТЬ
18 ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА: ОПЫТ АВСТРАЛИИ ВХОДВЫХОД -кадры, МТБ, эффективность системы управления, финансовые возможности; - требования к абитуриентам; - механизмы изучения и учета требований рынка труда, запросов работодателей; -соотношение набора студентов и плановых заданий; - характеристика студенческого набора; - инвестиции поставщиками в профессиональное развитие, модернизацию средств, системы гарантии качества - результаты студенческой деятельности и студенческие оценки; - процент окончивших, уровни удовлетворенности и места назначения (трудоустройства) - использование навыков в пределах рабочего места; (подтвержденная удовлетворенность результатами работы выпускника); - идентификация потребностей уязвимых и/или других социальных групп.
19 EQAVET (Европейская рамка гарантий в области качества профессионального образования и обучения) Инвестиции в профессиональную подготовку преподавателей и инструкторов. а) Доля преподавателей и инструкторов, продолжающих дальнейшее обучение; б) Объем инвестированных средств. Доля закончивших обучение в рамках программ ПОО Доля трудоустройства после завершения обучения в рамках программы а) Карьерные пути учащихся по программе по состоянию на определенный момент времени после окончания обучения; б) Доля трудоустроенных учащихся по состоянию на определенный момент времени после окончания обучения. Практическое применение приобретенных навыков на рабочем месте а) Данные по занятости в соответствии со специальностью после завершения обучения; б) Степень удовлетворенности учащихся и работодателей в отношении приобретенных навыков/умений.
20 ОПЫТ АИОР Цели Четкость Соответствие запросам потребителей Механизм оценки достижений и коррекции Содержание Соответствие ФГОС Обеспечение подготовки с учетом перспектив развития отрасли Студенты Уровень подготовленности, качество учебы и готовность студентов к профессиональной деятельности. Профессорско- преподавательский состав Инженерный опыт, опыт работы в соответствующей отрасли промышленности Способность к коммуникации, стремление к совершенствованию программы и повышению эффективности обучения Участие в профессиональных обществах Ресурсы Соответствие МТБ, информационных и финансовых ресурсов целям программы Выпускники Наличие системы трудоустройства, изучения востребованности специалистов, сопровождения их карьеры и профессионального роста, непрерывного образования и повышения квалификации
21 -соответствие разработанной программы требованиям ФГОС; -отражение в программе актуальных тенденций развития отрасли; -соответствие программы требованиям рынка труда - наличие в программе возможности для формирования студентами ИОТ; - участие внешних экспертов в разработке программ дисциплин, модулей, практик; - актуальность и периодичность обновления тематики курсовых и дипломных работ студентов; - соответствие образовательной среды, программ аттестаций, критериев оценивания студентов принципам компетентностного подхода; - качество организации самостоятельной работы студентов; - оснащенность баз практик; -востребованность выпускников на рынке труда; -степень владения преподавателями современными образовательными технологиями и технологиями в области ПД; -возможности профессионального развития и повышения квалификации; Агентство контроля качества образования и развития карьеры (АККОРК) АККОРКENQA
22 РСПП И ОПОРА РОССИИ ПОЛОЖЕНИЕ о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность
23 Профессионально-общественная аккредитация Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) Субъекты профессионально-общественной аккредитации Общероссийское объединение работодателей «Объединение предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса» (ОПОРА России) Общероссийское объединение работодателей «Объединение предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса» (ОПОРА России) Общероссийские отраслевые объединения работодателей Уполномоченные организации (объединения работодателей, работодатели, иные организации) Уполномоченные организации (объединения работодателей, работодатели, иные организации)
24 Образовательные программы, направленные на подготовку кадров для осуществления профессиональной деятельности Образовательные программы, направленные на подготовку кадров для осуществления профессиональной деятельности Предмет профессионально-общественной аккредитации Профессиональные стандарты Иные квалификационные требования, установленные на общероссийском уровне Иные квалификационные требования, установленные на общероссийском уровне соответствие Требования рынка труда Требования рынка труда
25 РСПП ОПОРА России Координационный орган Координирующая организация Оргсхема профессионально-общественной аккредитации Общероссийские отраслевые объединения работодателей Уполномоченные организации (объединения работодателей, работодатели, иные организации) координация Профес- сионально- общественная аккредитация РЕЕСТР АККРЕДИТУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОГРАМ
26 Процедура профессионально-общественной аккредитации Первый этап Принятие решения объединением работодателей Стать АО Осуществлять уполномочивание организаций Разработка критериев и процедуры отбора УО Заявка о вхождении в систему ПОА, ее рассмотрение, принятие решения о включении в реестр Второй этап Утверждение порядка и методики ПОА, отбор и обучение экспертов и ЭО Третий этап Проведение ПОА и предоставление информации о ней
27 Требования к экспертам (программы ДПП) наличие СПО \ ВО \ ДПО в соответствии с направленностью (профилем) ОП, в отношении которых проводится экспертиза; стаж (опыт) работы по выполнению вида профессиональной деятельности, соответствующего уровню и направленности (профилю) ОП, в отношении которых проводится экспертиза; опыт взаимодействия с ОО (в части разработки ООП и/или формирования профессиональных компетенций выпускников и т.д.) ФОРМАЛЬНЫЕ
28 Готовность -добросовестно, независимо, беспристрастно проводить аккредитационную экспертизу; -осуществлять коммуникации с различными участниками процесса экспертизы; -применять различные методы предотвращения и разрешения конфликтов, - осуществлять посредническую функцию при возникновении конфликтов; НЕФОРМАЛЬНЫЕ -формировать и высказывать независимое мнение; -анализировать значительные объемы информации; - выполнять экспертную работу в установленные сроки с требуемым качеством
29 должна быть официально признанной государственными органами управления образованием регулярно осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы и оценки качества образования как основной вид деятельности нести автономную ответственность за свои действия и окончательные результаты проведения аккредитационной экспертизы, осуществлять обучение экспертов, проводить периодический контроль деятельности экспертов. заключить трудовые и (или) гражданско-правовые договоры не менее чем с 3-мя лицами, которые отвечают требованиям, предъявляемым к экспертам для проведения экспертизы соответствующих образовательных программ. располагать ресурсами, достаточными для проведения экспертизы осуществлять внутренний мониторинг собственной деятельности и обеспечить информационную его результатов ЭКСПЕРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
30 Использование результатов профессионально-общественной аккредитации Открытый и общедоступный реестр образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию, в сети «Интернет» Указание сведений о профессионально-общественной аккредитации в документах об образовании Размещение сведений о профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте организации, на информационных стендах, на учебных изданиях Рассмотрение сведений о профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации Наличие профессионально-общественной аккредитации учитывается при распределении контрольных цифр приема Использование результатов профессионально-общественной аккредитации при формировании рейтингов
31 ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ (РСПП, ОПОРА РОССИИ) ПОКАЗАТЕЛИ Основные Соответствие компетенций выпускников требованиям ПС и иным квалификационным требованиям Востребованность выпускников на рынке труда Дополнительные Качество МТ, ИТ, учебно-методических, кадровых и иных условий Интеграция научной и образовательной деятельности Международное сотрудничество
32 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММ ДПО ПРОГРАММЫ ПК ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, приобретение и (или) качественное изменение которых осуществляется в результате образования характеристика дополнительной квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности (квалификационных уровней) и (или) трудовых функций; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы, перечень нормативных документов, определяющих квалификационные характеристики (требования) к выпускнику программы.
33 цель реализации программы планируемые результаты обучения требования к квалификации слушателя форма обучения трудоемкость учебный и (или) учебно- тематический план, программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) условия реализации программы описание системы оценки качества освоения программы ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
34 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДПП ДПП ЛОГИКА И ПРАВИЛА ОБНОВЛЕНИЯ: ИТЕРАЦИОННОСТЬ, КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ, ОПТИМАЛЬНАЯ ДОСТАТОЧНОСТЬ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ Программы социально-экономического развития региона Программы социально-экономического развития региона Изменения в законодательстве Изменения в законодательстве Изучение потребностей работодателей: интервью, собеседование, анкетирование Изучение потребностей работодателей: интервью, собеседование, анкетирование ФГОС и ПС Информация служб занятости, кадровых агентств Информация служб занятости, кадровых агентств Анализ изменений в бизнес-процессе, новых технологий Анализ изменений в бизнес-процессе, новых технологий Нормативная база Рынок ВМК Анализ результатов освоения программ, возникших затруднений и их причин Анализ результатов освоения программ, возникших затруднений и их причин
35 результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ; способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА СООТВЕТСТВИЕ
36 Типы программ и виды оценки Программы переподготовки Общественная аккредитация Общественная аккредитация Профессионально -общественная аккредитация Профессионально -общественная аккредитация Сертифика- ция Программы повышения квалификации
37 Показатели профессионально-общественной аккредитации программ ДПО (АККОРК) 1. Инвариантные: цели программы (актуальность, значимость и востребованность рынком труда, отраслью). формализованные результаты обучения (соответствие ПС), система оценки качества образования, учебный и (или) учебно-тематический план, виды и формы обучения 2. Вариативные: требования к поступающему для обучения на программу, учебно-методические материалы, технологии и методики образовательной деятельности, профессорско-преподавательский состав, образовательные и материально-технические ресурсы программы, участие работодателей в реализации программы. НЕОБХОДИМЫ КРИТЕРИИ ПО КАЖДОМУ ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
38 Отсутствие процедуры государственной аккредитации ДПП Необходимость формирования независимой системы оценки качества ДПО Ориентация на квалификационные требования к должностям и профессиональные стандарты Усложнение требований к ресурсам программ Усиление роли работодателей и заказчиков в формировании ДПП Мотивация? ВЫЗОВ, НА КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ СПЕЦИФИКА ПРОГРАММ ДПО: ЗОНЫ АМБИВАЛЕНТНОСТИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.