Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемyaroslav Iamroslove
1 Современная концепция менеджмента и формирование российской модели менеджмента
2 Новая парадигма Современная концепция менеджмента (новая парадигма). Роль трансакционных издержек, фундаментальной трансформации рыночных отношений во внутрифирменную иерархию. Значение бизнес-процессов для построения современных организаций. Важность институционального подхода. Роль теории организации в формулировании новой парадигмы менеджмента. Концепция менеджмента, которая в настоящее время все больше и больше находит сторонников в среде не только ученых-теоретиков, но и менеджеров-практиков, основывается на следующих базовых постулатах:
3 1) Обязательный учет трансакционных издержек и гарантий, которые дают трансакции (сделке) различные формы экономической организации: рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия и нерыночные отношения в рамках рыночных систем.
4 2) Развитие форм экономической организации принимает вид фундаментальной трансформации рыночных отношений во внутрифирменные, что непосредственным образом сказывается на организационных формах фирм. Фактически рыночные отношения (экономические по своей природе) заменяются юридическими и административными или их смешанными формами.
5 3) Происходит отказ от одного из фундаментальных положений менеджмента всех школ и направлений - принципа разделения труда и координации разделенного процесса в новое целое, обеспечивающее более высокую производительную силу труда и эффективность функционирования фирмы. Элементарной единицей организации становится не технологическая, или функциональная, единица, а бизнес-процесс, имеющий своего конечного потребителя как вовне компании, так и внутри ее.
6 4) Принципиальное значение приобретает институциональный подход к экономическим реальностям. Возрастает роль встроенных институтов и общественных организаций. Фирма все больше и больше воспринимается не как определенный иерархически построенный экономический субъект, а как некая сумма контрактов (неэкономических по форме отношений, выражающих отношения экономические) между поставщиками, специалистами, потребителями и обществом в целом.
7 Легко заметить, что эти принципиальные положения новой концепции менеджмента в значительной степени отражают изменения, происшедшие в последнее время в теории организации. Теория менеджмента все более и более сливается (объединяется) с теорией организации, образуя как раз новую менеджерскую парадигму.
8 В практическом плане это теоретическое осмысление незыблемых доселе основ, отказ от некоторых из них означает, по сути, мобилизацию новых специфических менеджерских ресурсов, использование которых способствует повышению общей эффективности функционирования фирм.
9 По мнению авторов, которое нашло развернутое изложение в данном исследовании, таким ресурсом становится управление собственно структурой организации. Представляется, что в наступающем веке именно он будет востребован менеджерами и в конечном итоге позволит придать новый импульс экономическому развитию и сможет обеспечить нашему Отечеству достойное место среди развитых стран мира.
10 Формирование российской модели менеджмента За последнее двадцатилетие менеджмент стал органичной частью систем управления каждой российской организации, его функции и методы используются в малых и средних организациях, на всех уровнях и во всех подразделениях крупных холдинговых компаний, унитарных предприятиях, структурах власти. Быстрому развитию российского менеджмента способствовали переход к рыночным отношениям, формирование системы высшего профессионального и послевузовского образования в области менеджмента, широкие возможности использования зарубежного опыта.
11 Истоки сложившейся российской модели менеджмента уходят в XVIIXVIII вв., когда государственная власть начала формировать и совершенствовать рычаги стимулирования предпринимательства. В СССР параллельно с американскими исследователями менеджмента стала развиваться научная организация труда в производстве и управлении предприятием, учреждением, организацией. С начала 1930-х и до середины 1980-х гг. российская модель менеджмента разрабатывалась на основе методологии согласованного ведения хозяйства и управления из единого центра. Наука управления организацией базировалась на принципах управления социалистическим производством, использование ресурсов в каждой организации определялось единым народнохозяйственным планом и его обязательным выполнением. Функции менеджеров сводились к планированию и организации выполнения утвержденного плана. Функция планирования определялась как главная функция управления. Организация управления осуществлялась с использованием типичных структурных схем системы управления.
12 В начале 1990-х гг. Россия выбрала путь к рыночным отношениям, методология централизованного планирования оказалась не совместимой с частной собственностью, централизованная система управления разрушилась и стала выстраиваться новая модель российского менеджмента. В основе менеджмента стояли российский опыт управления предприятием, объединением, отраслью и обобщение достижений зарубежных моделей (прежде всего американского менеджмента). Постепенно руководство производством и сбытом перешло в руки профессиональных менеджеров.
13 На первых этапах формирования новой российской модели менеджмента он ассоциировался с интегрированной функцией работников администрации, связанной с общим руководством организацией или ее подразделениями; разработкой (или участием в разработке) целей и задач организации (или выполнением принятых задач); планированием и организацией работы по выполнению задач отдельных подразделений, программно-целевых групп или отдельных работников.
14 Впоследствии менеджмент стал охватывать все более широкий круг проблем управления организацией. Решение этого круга проблем определяет сущность и содержание современного российского менеджмента. Сегодня российский менеджмент это и область человеческого знания, помогающая осуществить руководство людьми, и вид деятельности по руководству людьми в различных организациях, и тип управления. Модель российского бизнеса развивается в соответствии с глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни: с пополнением и развитием знания, самосовершенствования, использования традиционных и индивидуальных технологий и личного мастерства.
15 Большую роль в совершенствовании модели российского менеджмента играет система образования. Единая концепция Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Менеджмент» включает область, объекты, основные виды профессиональной деятельности и направления повышения профессиональной квалификации. Содержание образовательных программ и методы обучения направлены на формирование компетенций в вопросах: управления собственной организацией, организаций конкурентов; администрирования (умения владеть и управлять ситуацией), предпринимательства и перераспределения ресурсов организации в наиболее выгодных сферах применения; управления людьми с использованием опыта национального и международного менеджмента. Это создает новые возможности для совершенствования сложившейся модели российского менеджмента.
16 Следует отметить, что современная модель российского менеджмента формировалась в условиях трансформации экономики, постепенного осознания и слабой правовой поддержки прав собственности, переоценки прежних фактов и факторов управления, усвоения достижений науки и практики зарубежного (прежде всего американского) менеджмента, в условиях дефицита профессиональных знаний и опыта управления организацией в условиях рынка.
17 В такой среде сформировалось большое разнообразие организаций, в которых сосуществовали разные системы менеджмента, в которых могли существовать и использоваться несколько парадигм (по крайней мере принципов и правил) управления. Советский опыт разделения управленческой деятельности по функциям, профессионализации и дифференциации полномочий обусловил широкое использование функционального подхода. В качестве самостоятельных направлений стали развиваться административное управление, экономическое управление, стратегический менеджмент, информационный менеджмент, управление проектом, антикризисное управление и другие. Для управления крупными объединениями (созданными в первую очередь в топливной промышленности и энергетике) постепенно формировалось законодательство по корпоративному управлению.
18 В основе современной модели российского менеджмента используются фрагменты нескольких парадигм управления. Это во многом связано с переносом знаний и опыта управления социалистическим производством в среду рынка, желанием использовать современную зарубежную практику менеджмента, в основе которой лежит эволюционная преемственность парадигм управления.
19 Современные парадигмы менеджмента направлены на поддержание повышающихся жизненных стандартов общества и лидирующих позиций в мировой экономике. Они позволяют ориентировать менеджмент организаций на производство продуктов для рынков с разной культурой и образом жизни, управлять международными коллективами, разрабатывать и реализовывать глобальные стратегические планы, контролировать экономическое развитие на мировом и локальном уровне.
20 Важными условиями реализации таких парадигм в российской модели менеджмента являются: повышение гибкости систем управления, изменение управленческих ролей руководства, переориентация целей и учет социальных ориентиров и установок, взаимодействие с исследовательскими центрами для обеспечения непрерывности изменений при сохранении единства и целостности организации. Профессиональное образование в области менеджмента, направленное на формирование компетенций и профилей способностей, является ключевым источником грядущих перемен в российских организациях.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.