Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктория Бестужева
2 ( 8 класс)
3 Ребята, у нас с вами сегодня не просто урок, а научно-исследовательская лаборатория, а вы не ученики, а лаборанты-исследователи, которые должны самостоятельно с помощью эксперимента дать ответ на один единственный вопрос: «Что такое оксиды и каковы их свойства»
4 1. Сформировать представления об оксидах, их составе и классификации. 2. Выяснить различия и сходства между кислотными и основными оксидами. 3. Выяснить основные свойства оксидов. 4. Закрепить умения определять валентность элементов в соединении, составлять формулы бинарных соединений, давать названия веществам. 5. Приобрести и закрепить новые умения по изучению веществ, составлению уравнений химических реакций.
5 Прежде чем приступить к исследовательской работе, вы должны пройти небольшой тест: 1. Сколько химических элементов известно в настоящее время: а) 101; б) 104; в) 114; г) 63? 2. Каково из элементов по массе больше всего на Земле? а)водорода; б) кислорода; в) углерода? 3. Как вы думаете, какого кислорода больше: а) свободного (в виде простого вещества); б) связанного? 4. В состав каких веществ входит кислород: а)вода; б)соль; в)углекислый газ; г)сахар; д)мел; е)соляная кислота; ж)сода; з) жир.
6 В нашу лабораторию пришел заказ: «Изучить и дать конкретные выводы о веществах, которые называются «оксиды» По накладной мы получили восемь склянок и этикетки с названиями, вложенные в эти пробирки. Выньте таблички, прочитайте название, перепишите формулы в тетрадь. Сравните, что общего и чем отличаются формулы этих веществ друг от друга. Попробуйте распределить их на две группы. Какой признак вы взяли за основной? Опишите агрегатное состояние при обычных условиях каждого оксида. CuOP2O5P2O5 Fe 2 O 3 СаОSiO 2 Н2ОН2ОAL 2 O 3 CO 2
7 1. Оксиды- это простые или сложные вещества? 2. Сколько элементов входит в состав оксидов? 3. На какие две основные группы можно раз- делить оксиды? 4. Какова валентность кислорода в соединении? Сделайте выводы : Как вы думаете, почему оксиды неметаллов называются кислотными, а оксиды металлов – основными? Если вам, друзья-лаборанты, трудно ответить на этот вопрос, вам поможет разобраться в этом найденное письмо.
8 Один невнимательный лаборант составлял перечень оксидов, имеющихся в лаборатории и пропустил некоторые графы в табеле. Заполните их: Название оксида Молекулярная формула Оксид серы(VI) N2O5N2O5 Оксид углерода(IV) AL 2 O 3 Оксид натрия Mn 2 O 7
9 Для изучения свойств оксидов нам необходимо уметь четко отличать их друг от друга и правильно давать названия. Поэтому сыграем с вами в игру «третий лишний»: В какой из строк перечислены только: основные оксиды? кислотные оксиды? а) CaO, BaO, N 2 O 5 ; в) P 2 O 5, СO 2, SiO 2 ; б) Na 2 O, MgO, FeO; г) SO 3, CO 2, Li 2 O. Составьте формулы оксидов по их названиям: Оксид серы (IV) Оксид алюминия Оксид цинка Оксид фосфора (V) Оксид натрия Оксид серы (VI) Оксид кремния Оксид углерода(II)
10 Оксиды Кислотные Основные Кислоты Основание Соль + вода Н2ОН2О Молодцы, ребята! Действительно кислотные оксиды с водой образуют кислоты, а основные – основания, поэтому они так и называются. Кто догадается, видя стрелки в схеме, какими ещё свойствами обладают оксиды?
11 К нам в лабораторию пришло видеописьмо, в котором говорится о химических свойствах оксидов. Перед вами поставлены задачи: 1. Дополнить и дать полный комментарий к тому, что вы увидите и услышите. 2. Написать уравнения продемонстрированных химических превращений. I.Свойства основных оксидов. 1. Взаимодействие с водой. CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 2. Взаимодействие с кислотами. СuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O II. Свойства кислотных оксидов. 1. Взаимодействие с водой. P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4 2. Взаимодействие с основанием. СО 2 + Са(ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О III. Взаимодействие оксидов друг с другом. Na 2 O + SO 3 = Na 2 SO 4
12 Внимание, внимание! Пришло задание! Друзья - научные сотрудники, опытным путем докажите,что оксид магния– основной оксид, а оксид фосфора(V)–кислотный. Внимание, внимание! Пришло задание! Друзья - научные сотрудники, опытным путем докажите,что оксид магния– основной оксид, а оксид фосфора(V)–кислотный. Не забудьте соблюдать правила техники безопасности! Ход работы: 1. Возьмите две пробирки. В одну из них насыпьте немного оксида магния, а в другую – оксида фосфора. 2. В пробирку с оксидом магния осторожно налейте раствор серной кислоты ( около 1 мл). Для ускорения взаимодействия осторожно нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? При нагревании держите пробиркодержатель так, чтобы отверстие проборки было направлено в сторону от вас и соседа! 3. В пробирку с оксидом фосфора осторожно налейте раствор гидроксида натрия ( около 1 мл). Что наблюдаете? 4. После окончания реакций поставьте пробирки в штатив и с помощью стеклянной палочки перенесите каплю полученного раствора (из каждой пробирки) на стеклянную пластинку. Выпарите их. Что осталось на пластинке?
13 Наша лаборатория получила заказ на получение оксидов из следующих веществ: а) серы; б) фосфора; в)магния; г) железа. Запишите уравнения реакций получения этих оксидов. Дайте названия полученным веществам. а) S+O 2 = SO 2 б) 4P+5O 2 = 2P 2 O 5 в) 2Mg+O 2 = 2MgO г) 3Fe+2O 2 = Fe 3 O 4 Как называется тип протекающих химических реакций? Дайте определение реакции горения.
14 Был найден листок, но записи на нем частично исчезли, необходимо восстановить их. C + ? = CO Na + ? =Na 2 O ? + O 2 =BaO SO 2 + ? = SO 3 Al + O 2 = ? ? + O 2 = CaO Дайте названия полученным веществам.
15 В нашу лабораторию пришло ещё одно письмо: Здравствуйте, здравствуйте! Не могли бы вы мне ответить на такой вопрос: почему алюминиевая посуда служит долго и не ржавеет? Правда ли, что при соприкосновении с кислородом воздуха на её поверхности образуется оксидная плёнка, которая защищает металл от дальнейшего разрушения? Сам я плохо знаю химию и не могу написать уравнение реакции. Помогите разобраться! С уважением Иванов. Здравствуйте, здравствуйте! Не могли бы вы мне ответить на такой вопрос: почему алюминиевая посуда служит долго и не ржавеет? Правда ли, что при соприкосновении с кислородом воздуха на её поверхности образуется оксидная плёнка, которая защищает металл от дальнейшего разрушения? Сам я плохо знаю химию и не могу написать уравнение реакции. Помогите разобраться! С уважением Иванов. 4AI + 3O 2 = 2AI 2 O 3( оксид алюминия)
16 Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! И на последок, для закрепления материала давайте отгадаем загадки, которые мы нашли случайно в нашей лаборатории: Два элемента в них всего- Кислород важней всего! *** Мы - весёленький народ Элемент и кислород, В формулах оксидов Главные два вида. *** Узнай меня! Я газ. Я прост. Я рыжий, словно лисий хвост. *** Чтоб появиться я сумел, Прокаливают белый мел, Меня дает огонь в печи И пламя маленькой свечи И стоит только сделать вдох, Чтоб я на свет явиться смог. Единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. ***
17 1. Выучить схему « Химические свойства оксидов». 1. Выучить схему « Химические свойства оксидов». 2. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: CO 2 и Na 2 O. 2. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: CO 2 и Na 2 O.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.