Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНина Резникова
1 Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного роста педагога
2 Рефлексия перевертывает предмет с разных сторон и при разном освещении, так что не остается незамеченным ничего существенного – почти как перевертывают камень, чтобы посмотреть, какова нижняя сторона и что он покрывает. Джон Дьюи Джон Дьюи
3 Reflexio (лат.) – «обращение назад». Педагогическая рефлексия – процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
4 Размышления о себе в профессии Качество Высокий уровень Выше среднего Средний уровень Низкий уровень Понимание индивидуальных различий Понимает и поощряет индивидуальны е различия - 58,3% Осознает индивидуальные различия учеников - 25% Осознает явно выделяющиеся и наиболее часто встречающиеся различия между учениками – 16,7% Не осознает индивидуальных различий - 0% Учет индивидуальных различий в работе с классом Строит свою работу с учетом индивидуальны х различий учеников -33,3% Планирует большинство видов работы с учетом индивидуальных различий – 33,3% Иногда варьирует задания – 29,2% Работает с «целым классом» - 4,2% Группировка учеников с учетом индивидуальных различий В ходе работы группирует учеников и дает им задание, соответствующе е их стилю обучения, интересам, уровню знаний и т.п. – 45,8% Создает некоторые условии для учеников, чтобы они развивались в соответствии со своим стилем обучения – 29,2% Иногда группирует учеников – 20,8% Крайне редко делает различие между учениками – 4,2%
5 Размышления о себе в профессии Качество Высокий уровень Выше среднего Средний уровень Низкий уровень Поощрение успешности учеников на основе знания их индивидуальных различий Ежедневно развивает и поощряет успешность всех учеников – 25% Создает необходимые условия для развития всех учеников – 75% Иногда создает необходимые условия для успешной работы всех в классе – 0% При планировании работы не использует потребности учеников и их различные стили обучения – 0% Обсуждение индивидуальных различий учеников с коллегами Знает сильные и слабые стороны учеников и эффективно работает с другими учителями – 33,3% Периодически обсуждает с другими учителями индивидуальные особенности учеников, чтобы оказать им помощь в обучении – 66,7% Почти не обсуждает с другими учителями индивидуальные особенности учеников, чтобы оказать им помощь в обучении – 0% Никогда не обсуждает с учителями индивидуальные особенности учеников – 0% Научная обоснованность работы педагога Основывает свою работу на теории обучения и новейших научных исследованиях. Постоянно развивает свои знания об индивидуальных особенностях людей – 41,7% Изучает индивидуальные особенности людей, но не всегда использует их в своей повседневной работе – 37,5% Когда возникают проблемы в обучении и воспитании, использует знания об индивидуальных различиях – 20,8% Демонстрирует отсутствие интереса к знаниям индивидуальных различий между людьми – 0%
6 Проектирование предметного содержания и форм деятельности учащихся Использование намеченного проекта в непосредственном взаимодействии с учащимися Итоговая оценка достигнутых результатов Этапы решения поставленной задачи
7 Педагогическая рефлексия в зависимости от функциональной позиции учителя Эксперт по подаче информации Эксперт по коммуникации Исследователь-аналитик
8 Рефлексия по временной ориентации Рефлексия на основе отношения «учитель - ученик» Упреждающая Синхронная Ретроспективная «Рефлексия на себя как субъекта деятельности» «Рефлексия на ученика»
9 Роль и место рефлексии в деятельности учителя Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознать и любуется им. Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознать и любуется им. Франсуа де Ларошфуко Франсуа де Ларошфуко
10 Рефлексия учителя в учебном взаимодействии с учеником Неправ тот, кто считает, будто ум и проницательность – различные качества. Проницательность – это просто особенная ясность ума, благодаря которой он добирается до сути вещей, отмечает все, достойное внимания, и видит невидимое другим. Неправ тот, кто считает, будто ум и проницательность – различные качества. Проницательность – это просто особенная ясность ума, благодаря которой он добирается до сути вещей, отмечает все, достойное внимания, и видит невидимое другим. Франсуа де Ларошфуко Франсуа де Ларошфуко
11 Как обучают рефлексии в школе …школа должна помочь ребенку заглянуть в себя и определить некоторый набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью. Абрахам Маслоу Абрахам Маслоу
12 Методика организации рефлексии ученика на уроке Методика организации рефлексии ученика на уроке t Остановка предметной деятельности Восстановл ение последовательности выполненных действий Изучение последовательности выполненных действий Выявление и формулирование результатов рефлексии Проверка гипотез на практике
13 Развитие рефлексивных способностей ученика с опорой на вопросы Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали у меня наибольший интерес и почему? Как я выполнял задания, каким способом? Что я чувствовал при этом? Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал? и т.д.
14 Основные этапы Текущая рефлексия рефлексия Направление, цель Проблемы, противоречия Результаты Способы деятельности
15 Итоговая рефлексия Каков мой самый большой успех за этот год (четверть)? Благодаря чему и как я смог его добиться? В чем я изменился? Каковы мои продвижения в знаниях? Что я понял о своем незнании? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолеваю? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Что я научился делать хорошо? Какие новые виды деятельности и способы я освоил?
16 Подходы проблематизации учебной ситуации: предложить ученикам придумать способы представления информации, альтернативные тому, что представлено в учебнике или в объяснении учителя; предложить ученикам сравнить разное изложение и интерпретацию тех же событий, идей, явлений; предложить ученикам придумать альтернативные варианты разрешения известных событий с прогнозом соответствующих последствий; предложить ученикам игровой прием «что было бы, если…»; предложить ученикам самостоятельно «додумать» какой-либо феномен или событие, в объяснении которого учитель намеренно не упомянул какие-либо факты или детали; и др.
17 Педагогическая рефлексия как свойство профессионального мышления учителя Стремление учителя осмыслить внутренние механизмы процесса обучения Аналитический подход учителя к своему практическому опыту Конструктивная направленность анализа учителем своей деятельности
18 Рефлексивный практикум Метод «рефлексивных уроков»: Разработка фрагмента урока по темам: «Изготовление фигурки из бумаги в технике оригами», «Освоение алгоритма решения логических задач», «Изучение международного языка для потерпевших бедствие»; Анализ урока, основанный на принципе зеркального отражения учебной ситуации глазами «учителя», «ученика», «большим кругом».
19 Опорные вопросы для обсуждения рефлексивного урока большим кругом (все группы учителей с учениками) Каково отношение к проведенному уроку у наших учителей? (поделитесь своими краткими впечатлениями о полученном опыте, расскажите о своей «версии» данного урока). Насколько удачной и эффективной была выбранная стратегия обучения? В чем вы видите ее достоинства и недостатки? Что послужило причиной успеха на уроке: помогло ученикам лучше освоить учебный материал и получить удовольствие от урока? Было ли что-нибудь, что, возможно, помешало достичь оптимального результата? Что вы открыли для себя заново, что теперь стоит запомнить и использовать в дальнейшем – как в обучения кого-либо, так и в собственной учебе?
20 Общие выводы и рекомендации Целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии способствует улучшению качества знаний, умений и навыков педагогов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность. Изучение и развитие рефлексии проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей учащихся и специфики профессиональной деятельности педагога. Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач способствует активизации познавательной деятельности педагогов и систематической работе по повышению ими своей профессиональной компетентности. Важная роль в развитии рефлексивных способностей и умений учащихся отводится преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому учащихся.
21 Решение педагогического совета: Педагогам в системе использовать технологии организации рефлексивной деятельности с целью проведения анализа и оценки деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность. Руководителям школьных методических объединений более подробно изучить методы профессиональной рефлексии на заседаниях методических объединений. Психологической службе разработать и провести тренинг профессионального осознания с педагогами.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.