Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОльга Устинова
1 Тема урока: Социализация и воспитание. Цель урока: 1. познакомиться с процессом социализации личности в обществе; 2. показать роль воспитания в формировании личности, симметрию и асимметрию этого процесса; 3. учиться анализу, сравнению и обобщению.
2 Основные понятия и термины: Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоение социальных ролей. Культурные нормы – требование, которые налагает общество на человека. Воспитание – целенаправленный процесс формирования определённых культурных черт человека. Сенситивные зоны развития человека – период, когда происходит быстрое и лёгкое формирование определённых качеств личности.
3 Ученик Семья Пешеход Друг
4 Освоение этих социальных ролей, усвоение тех требований, которые накладывает общество на человека и есть процесс социализации. Человеческая жизнь старость зрелость юность детство рождение человека продолженная социализация начальная социализация
5 Проанализируйте схему, поясните, на какой фазе социализации вы находитесь. Какие особенности характеризуют ваш образ жизни, что оказывает влияние на ваше поведение? Были ли у вас периоды изменения взглядов на отдельные стороны жизни, события? Под влиянием каких обстоятельств они происходили? Что и кто оказывает заметное влияние на ваши поступки? Назовите яркие черты вашей личности. Какие черты личности вам хотелось бы сформировать у себя.
6 Вывод: Обучение жизни происходит всю жизнь и только в реальных жизненных условиях. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
7 Воспитание состоит из: Воспитание – целенаправленный процесс формирования определённых культурных черт человека. Целенаправленного прививания наперёд заданных свойств Стихийное усвоение культурных норм Воспитание – процесс всегда симметричный: не только родители воспитывают своих детей, но и дети воспитывают родителей.
8 Например: Сенситивная зона формирования речи до 3 – летнего Сенситивная зона возраста человека формирования пластики Для занятий художественной гимнастикой 6 – 8 лет Для занятий лыжным спортом 18 – 19 лет Для занятий математикой до 10 лет Психологи вместе с медиками доказали, что в жизни людей есть особые временные промежутки, когда происходит очень быстрое и лёгкое формирование определённых качеств личности, обучение конкретным видам деятельности.
9 Формы, в которых выражается воспитание: Культурные нормы Бытовые правила Ценности и идеалы
10 Великие педагоги и общественные деятели, внёсшие вклад в вопрос воспитания.
11 Ян Амос Коменский (1592 – 1670) Чешский педагог-гуманист.
12 Джон Локк (1632 – 1704) Английский философ, педагог, психолог.
13 Жан Жак Руссо (1712 – 1778) Французский философ, педагог, писатель.
14 Ушинский К.Д. (1824 – 1870) Основоположник научной педагогики в России.
15 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говори о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случиться. 7. Каждый вечер добросовестно давать отчёт о своих поступках. 8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, что будет. 9. Никому не показывать этого журнала.
16 Сухомлинский В.А. (1918 – 1970) Советский педагог и публицист.
17 Макаренко А.С. (1888 – 1939) Советский педагог и писатель.
18 Суровое воспитание С семи лет дети покидали семью и жили сообща под присмотром воспитателей. Обучение чтению и письму занимало мало времени. Главным в воспитании считалась физическая закалка. Целыми днями юные спартанцы упражнялись в беге и борьбе, чтобы вырасти смелыми и выносливыми. Мальчиков подвергали телесным наказаниям, чтобы приучить к боли и умению преодолевать страх. В 12 лет они переставали носить хитон и обувь. Кормили воспитанников скудно, и, чтобы выжить, им приходилось проявлять хитрость и расторопность, не гнушаясь даже воровством. В V в. до н.э. Спарта господствовала на юге Греции. Спартанцы превратили свое государство в замкнутую авторитарную систему.
19 Слабым здесь нет места Совет старейшин, управлявший городом, наблюдал за новорожденными и производил жесткий отбор. Слабых и больных беспощадно сбрасывали со скалы. Младенцев в Спарте не пеленали: они лежали голышом, Свободно двигая руками и ногами. Считалось, что так они вырастут более крепкими и выносливыми. Поэтому армия Спарты была самой грозной в Греции. Спартанских девушек растили физически развитыми, чтобы в будущем у них были и здоровые и сильные дети.
20 «Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны.Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны. Поучения и название всякому христианину, мужу и жене, и чадам. И рабам, и рабыням Поучения и название всякому христианину, мужу и жене, и чадам. И рабам, и рабыням». Авторство и составительская работа принадлежат протопопу Благовещенского монастыря в Москве, сподвижнику Ивана Грозного Сильвестру Сильвестру.
21 25. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить. Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. Всякое дело править без волокиты и особенно в оплате не обижать работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть Бога ради: и поношение, и укоризну. Если поделом поносят и укоряют – соглашаться и новых безрассудств избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен ты, уже за это от Бога получишь награду. А домочадцев своих учи страху божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость.
22 В доме за стол первым садился отец, а если его нет, то старший по возрасту мужчина – хозяин дома. Первым начинал кушать отец. После приема пищи все разом вставали из-за стола, произносили молитву, в которой благодарили Бога за пищу. В казачьих семьях из поколения в поколение воспитывалось чувство высокого уважения к родителям и старшим поколениям. К отцу и матери обращались только на «Вы». Такое же обращение было к дядям, тётям, знакомым и незнакомым людям старшего возраста. Пререкания с ними не допускались. В присутствии старшего не полагалось сидеть.
23 Детей учили здороваться со старшими, обязательно снимая шапку. Казачьи семьи были очень религиозны и строго соблюдали все христианские обычаи. Ни одна работа не начиналась без обращения к Богу. У казаков считалось большим грехом ругаться нецензурными словами. Вольного употребления вина и водки не было, и горе тому, кто появиться на улице пьяным. Умеренно выпивали только по праздникам.
24 Д/з: § 7. Вопросы и задания к теме. Провести исследования и оформить результаты в таблицу. Кто воспитывает? Основные формы воспитания Обнаруженные недостатки Противоречия, реакция на воспитание Родители Учителя Окружающие
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.