Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВадим Ступишин
1 курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Количественный и качественный подход в социологическом исследовании
2 КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ – КАЧЕСТВЕННЫЙ подход = это методология и конкретные исследовательские практики, при которых отправной точкой исследования являются теоретические гипотезы, которые в процессе исследования верифицируются (подтверждаются) целью которых является изучение социальных явлений и процессов прежде всего с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности, интерпретирующего мир вместе с другими людьми, действующего в нем в соответствии со своими интерпретациями
3 Количественный подход термин появился в 70-е гг. традиционный, классический математическая форма представления знания (измерение социальных признаков, мат.анализ полученной социологической информации) научный тип знания («науки о духе», «науки о природе») критерии научности
4 Критерии научного знания (Дж.Локк, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс позитивизм) опытное (эмпирическое) изучение реальности достоверность (логико-дедуктивная доказательность) объективность (независимость) и предметность практическая направленность направленность на обнаружение законов методологическая рефлексия язык науки (понятия, термины)
5 Качественный подход зарождение е гг. Чикагская школа осознание 70-е гг.(Д.Силвермен, А.Сикурелл «Новые направления социологической теории») Роберт Парк Флориан Знанецкий
6 Качественный подход предпосылки становления: глобальные: смена теоретических парадигм; (З.Бауман: социология «перепутала истину с пользой, информацию с контролем, знание с властью») локальные: неудовлетворенность «познавательным горизонтом» классического подхода у эмпириков (измеряемость, целостность, временная изменчивость)
7 Основные черты качественного подхода Фокус исследовательского интереса – индивид как источник социальности…, микропроцессы, практика повседневной жизни (типическое – типика смыслов, значений…); Понимание как метод познания; Естественный способ получения данных; Идеология исследования – гуманистический подход (возможность выбора, дискриминации); Язык исследования – описательный (ближе к обыденному, разговорному)
8 Как возможно понимание? Понять смысл действия значит установить связь между действием и намерениями, мотивами, потребностями индивида. Исследователю это удается благодаря 2 обстоятельствам: Большая часть индивидуальных смыслов типична (т.е. обладает общностью с другими людьми и с самим исследователем – интерсубъективность, сходный жизненный контекст, эмпатия); Рассмотрение действия с позиции целерационального действия (подбирая к действию мотив, имеющий смысл) - интерпретация М.Вебер
9 Интерпретация - приписывание конкретным исследователем значения (смысла) наблюдаемому поведению или анализируемому тексту (определение, df) Д.Силверман – 2 подхода: Реалистический (описание реальности человеческих судеб – новые «факты» о людях); Повествовательный (нарративный) – как, каким образом конструируются истории (апеллирование к «большим» нарративам, социокультурным нормам) Пример: «Я курю марихуану, потому что это делают мои друзья» (факт: часть общения подростков; способ: конформизм)
10 Качество качественного исследования Адекватность как методологический принцип (воспроизведения смыслов изучаемых людей, их жизненных миров): «глубина понимания» как мера приближения: оценка результатов самими информантами; «открытость», соотнесенность с другими суждениями по данной теме («правила ответственных высказываний» З.Бауман); триангуляция (Н.Дензин) – использование различных методов и источников данных для оценки эмпирического события, а также перекрестной интерпретации «случая» одновременно несколькими исследователями (ковенциональность знания)
11 Исследовательские функции качественных исследований 1) Обеспечение связи с социальными проблемами 2) Компенсатор слабости теории 3) Формирование целостного образа объекта или проблемы 4) Выявление «редких» социальных фактов 5) Обеспечение динамизма исследовательского процесса («гибкие» методики); 6) Формирование системы понятий и обслуживание «переднего края» научных исследований («разведка»); 7) Заполнение «брешей» между количественными параметрами; 8) Изучение «закрытых» сообществ (объектов); 9) Взаимодействие с обыденным сознанием
12 Исследовательские функции количественных исследований 1) Выход за пределы индивидуального сознания; 2) Определение количественных характеристик сегментов исследуемой совокупности; 3) Выявление сегментов на основе большого числа параметров (факторный, кластерный анализ); 4) Выявление динамических тенденций; 5) Проверка логических гипотез; 6) Выявление значимых фактов (статистически)
13 Качественная – количественная стратегии исследования (сравнение) Естественный способ познания: неструктурированные методы сбора данных, живая речь – язык изложения результатов, комплексный анализ ситуации, контакт с исследуемым «Искусственность» подхода: акцент на предварительно заданных гипотезах и характеристиках объекта; изучение определенных переменных и связи между ними; заранее заданная схема анализа
14 Качественная – количественная стратегии исследования (продолж.) Частный характер Аналитическое обобщение Субъективизм ??? Многомерный (многосторонний) анализ объекта ??? Обобщенный характер Статистическое обобщение Объективизм ??? Одномерный (статистический) ??? Спасибо за внимание!
15 Домашнее задание: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Гл.6, п.1, 2. Готлиб А.С. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия // Социологические исследования С. 3–14. Дополнительно: Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Качественная и количественная стратегии: эмпирическое исследование как измерение в широком смысле // Социс Ядов В.А. Возможности совмещения теоретических парадигм в социологии // Социологический журнал С. 5–19. Вопросы для обсуждения: 1. Предпосылки становления качественного подхода 2. Понятия: понимание, интерпретация, триангуляция – в качественном исследовании 3. Исследовательские функции количественных и качественных исследований. 4. Сравнительный анализ качественной и количественной стратегии исследования
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.