Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗинаида Шагаева
1 АНАЛИЗ налогового стимулирования ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ России и развитых стран Александрова Ариадна Иосифовна, к.э.н., доцент аттестованный аудитор, налоговый консультант
2 Инновационная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики, государственное регулирование инновационной деятельности становится стратегически важным вопросом.
3 Государство усиливает финансовую поддержку инновационной деятельности на всех ее стадиях, начиная от фундаментальных исследований и создания малых инновационных предприятий, заканчивая интеграцией крупных предприятий отрасли в единый инновационный кластер.
4 Осуществление стратегии прогрессивного инновационного развития Российской Федерации, которая ставит целью к 2020 году увеличить в четыре-пять раз долю российских компаний, осуществляющих инновации, предполагает необходимость адаптации к программе инноваций многих институтов государственного регулирования.
5 Налоговый инструментарий стимулирования прогрессивного инновационного развития использует всё большее число государств мира. Основные направления государственной инновационной политики в мире представлены в таблице 1
6 Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России не является достаточно эффективным. К основным причинам можно отнести низкую результативность налогового стимулирования разработок и исследований в частном секторе, неоднозначность и сложность терминологии, затраты, связанные с ведением и оформлением документации, ненамеренные нарушения правил в сфере конкуренции (определенные виды расходов имеют преимущества перед остальными).
7 Кроме того, многие предприятия не используют налоговые льготы в силу их несовершенства, что, в итоге, тормозит инновационную деятельность хозяйствующих субъектов и развитие инновационной деятельности в масштабах РФ в целом
8 Т.о., возможным вариантом решения данной проблемы совершенствования налогового инструментария стимулирования российских инновационно-активных предприятий может являться система стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов при помощи различных инструментов налогового планирования.
9 Налоговое планирование позволяет учитывать инвариантность одновременного использования налогового инструментария. На рис. 1 представлена система налогового стимулирования инновационной деятельности.
10 У каждого государства есть 2 возможности стимулировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР): напрямую (финансированием из бюджета) или при помощи косвенной налоговой политикой. Система льгот для компаний, занимающихся НИОКР, во всех государствах имеет некоторые общие черты, например, замкнут на единый платеж в государственный бюджет – налог на прибыль, к которому применяются всевозможные вычеты
11 Действующие во многих государствах налог. вычеты TC (tax credits) могут базироваться на сумме затрат компании на НИОКР, а также на приросте расходов на НИОКР за последние несколько лет (чем быстрей они увеличиваются, тем больше скидка).
12 Впервые TC (tax credits) появились в США в середине 20-го века. Действующий сейчас в США вычет с налога на прибыль корпораций в размере 20% расходов на фундаментальные исследования, осуществляемые совместно с вузами и университетами по контрактам, введён в 1986 году. Компании, что предоставляют вузам научные приборы и оборудование, получают повышенные размеры налог. скидок.
13 В Великобритании налог. вычет на НИОКР (Research and Development Relief for Corporation Tax) применяется по налогу на прибыль, он позволяет уменьшать размер НБ на сумму, превышающую фактические затраты на данную деятельность. Объём вычета составляет 175% от фактических затрат компании на разработки и исследования (т.е. на каждые £100 затрат на НИОКР могут дополнительно уменьшить НБ ещё на £75).
14 Кстати, если компания, ведущая НИОКР, получила убытки, то государство компенсирует 14% их суммы. Например, если убыток с учётом применения вычета на НИОКР составил £25 тысяч, налоговый плательщик вправе получить от государства £3,5 тысячи. ( × 14%).
15 В Великобритании к затратам на НИОКР можно относить расходы на приобретение материалов, на оплату труда, основных средств, платежи добровольцам, участвующим в исследованиях, а также на расходы на услуги субподрядчика, привлечённого для осуществления НИОКР.
16 В Австралии, где корпоративный налог в норме составляет 30%, налог. вычет на НИОКР составляет 45% для предприятий с валовой выручкой менее $20 миллионов и 40% – для других
17 В Австрии – соответственно 25% и 10% (при этом вся исследовательская активность должна проводиться в этом государстве).
18 В Бельгии, где налог на прибыль организаций составляет 33,99%, компания, ведущая НИОКР, может выбрать разовый налоговый вычет в размере 15,5% от всех затрат на разработки и исследования или выбрать супервычет в сумме 122,5% от суммы амортизации основные фондов, употребляемых в научных исследованиях. Ставки налоговых вычетов в этом государстве пересматриваются ежегодно. Кроме этого, компаниям предоставляется 75%-ая скидка налога на зарплату квалифицированным исследователям (степень не ниже магистра), работающим над исследовательскими проектами.
19 В Бразилии, где налог на прибыль компаний равен 34%, применяется супервычет в сумме 160% от расходов на НИОКР. Если число учёных, работающих в НИОКР, более 5% штата, супервычет увеличивается до 180%. Доп. вычет в размере 20% предоставляется на затраты, связанные с подготовкой патента к регистрации. Впрочем, вычет можно получить только после того, как патент выдан.
20 В Канаде корпоративный налог находится в диапазоне 11–31% и зависит от размера компании и места, в котором она зарегистрирована. Федеральный налог. вычет на НИОКР в этой стране составляет 20% (для предприятий малого бизнеса 35%), а с 2012 г. понижается до 15% (для малого бизнеса без изменений). Помимо федеральных, существуют также налог. вычеты на уровне провинций – от 4,5 до 37,5%.
21 В Венгрии, Чехии и Индии применяются налоговые супервычеты в сумме 200% расходов на НИОКР, а в Хорватии – 250% для НИОКР в области фундаментальных наук и 225% – в области прикладных исследований..
22 Рекордсменом является Литва – налоговый супервычет на расходы на разработки и исследования там - 300%. На этом фоне 100%-ый вычет в Польше и 154%-ый в Голландии выглядят достаточно скромно. Налоговые супервычеты, превышающие 100%, предоставляются также компаниям, ведущим разработки и исследования в Турции и Юж.Африке
23 Во Франции, где корпоративный налог равен 34,43%, налог. вычет на НИОКР составляет 30% на первые 100 млн затрат плюс 5% от расходов на разработки и исследования, превышающих 100 миллионов. В Германии налоговые. вычеты на НИОКР отсутствуют, равно как и в Мексике.
24 В Израиле компании, зарегистрированные в экономической зоне Priority Area A, платят налог на прибыль 7% (с 2014 г.- 6%). А те, которые зарегистрированы вне этой зоны, платят 12,5% (с 2015 г. - 12%). В Японии налоговые вычеты для компаний, осуществляющих НИОКР, составляют порядка 8–12%.
25 Основные виды инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности. в зарубежных странах представлены на рис. 2
26 Предлагается создать инвестиционный фонд содействия инновационному развитию. Субъекты – экспортеры природных ресурсов должны будут производить обязательные отчисления в названный фонд в размере превышения доходов относительно оптимальной величины. В обмен на указанные отчисления предлагается ввести льготу по суммарным налоговым платежам, включающим в себя налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акциз, налог на добычу полезных ископаемых.
27 Плательщиком названных отчислений будет выступать и государство, так как также является соучредителем отдельных компаний - экспортеров природных ресурсов. рассматривается три варианта структуры собственности субъекта экспортной торговли природными ресурсами: 1) единственным собственником - субъектом, занимающимся реализацией природными ресурсами, является государство (рис.3);
29 2) смешанная структура собственности субъекта – экспортера природных ресурсов (государство и частные компании) (рис.4);
30 Государство Федеральный бюджет Частная компания Бюджет частной компании Мировой рынок природных ресурсов Доходы от экспорта природных ресурсов Федеральный Фонд содействия инновационному развитию Сверхдоходы НИК ИНВЕСТИ- ЦИИ
31 3) единственным собственником – субъектом – экспортером природных ресурсов, является частная компания (рис.5).
33 Внедрение предлагаемого механизма направлено на достижение стратегической цели государства – перехода на инновационный путь развития. Постепенно, по мере повышения уровня использования инновационного потенциала государства, изменится структура экспортных доходов бюджета РФ и снизится зависимость от экспорта природных ресурсов и, соответственно, от колебаний мировой конъюнктуры сырьевых рынков, что способствует постепенной нейтрализации инфляционного процесса, порождаемого сегодня ростом цен на мировых рынках на природные ресурсы, и, главным образом, на сырую нефть.
34 Данные положительные следствия, помимо отмеченных решаемых задач, способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата внутри государства. Нейтрализация инфляционного давления обусловит снижение рискованности финансирования инновационных проектов и увеличит приток зарубежного капитала в Россию.
35 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.