Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРоман Шароглазов
1 «Коррупция как социально- правовое явление: понятие, формы, виды»
2 Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации В этимологическом значении коррупция (от греч. corrumреrе) определяется как порча. С XV – XVI вв. коррупцию стали определять как подкупаемость и продажность чиновников и общественно-политических деятелей.
3 Два основных подхода к определению коррупции Классический подход – термин «коррупция» используется главным образом для характеристики общего морально- нравственного состояния общества. Современный подход: - термин «коррупция» используется как синоним «взятки», «подкупа» и обозначает продажность служебных действий, вымогательство, растрату, протекционизм, подкуп избирателей и др.; - под коррупцией понимают специфическое поведение должностного лица, связанное со злоупотреблением власти в личных целях.
4 Основные смысловые нагрузки - Коррупция как отклонение от норм; - Коррупция как реализация интересов; - Коррупция как стратегия группового поведения; - Коррупция как системная неэффективность.
5 Социологический подход - отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти Юридический подход – социальное явление, поразившее аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, другими лицами, уполномоченными на выполнение публичных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях личного обогащения или в групповых интересах
6 Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких- либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ.
7 «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979 г.) Коррупция определяется как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. В узком смысле к коррупции относят ситуации, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки им ради материального вознаграждения.
8 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г ФЗ «О противодействие коррупции» Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
9 Сущность коррупции как социального явления заключается: - в разложении структуры власти; - перераспределении ресурсов в пользу тех или групп; - использовании механизмов институционализации в групповых (клановых) и личных интересах.
10 Выделяются три основных вида коррупции 1. «Верхушечная» коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти. 2. «Низовая» коррупция – коррупция, в которую вовлечены различные организации, которые созданы для предоставления различных услуг населению и организациям. 3. Деловая коррупция – вне или внутри хозяйствующих объектов, а также в СМИ.
11 Причины возникновения коррупции - экономический упадок; - политическая нестабильность; - несовершенство законодательства; - неразвитость властных институтов и институтов гражданского общества; - слабость демократических традиций; - непрозрачность власти; - неэффективное общественное участие в процессах противодействия коррупции.
12 Причины возникновения коррупции Риск возникновения коррупции возникает при использовании слабостей административной системы. Факторы культурологического характера способствуют либо препятствуют коррупции.
13 Административные причины возникновения коррупции - Высокая степень свободы в принятии управленческих решений; - Возможность монополизировать общественные материальные ценности; - Низкий уровень подотчетности органов государственной власти.
14 Коррупционно-опасные сферы деятельности государственных органов и государственных служащих - Размещение заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; - Принятие решений о включении в бюджеты (проекты бюджетов) инвестиционных проектов; - Межбюджетные отношения (особенно в звене субъект федерации - муниципальное образование); - Налоговое администрирование (особенно налоговый контроль); - Таможенный контроль; - Регистрация прав собственности; - Регистрация недвижимости; - Проведение проверок контролирующими органами; - Выдача заключений и разрешений; - Кадровая политика в государственных органах (решения о приеме и должностном продвижении
15 Факторы, способствующие коррупции, действующие со стороны государства - Высокий уровень административного усмотрения; - Низкое качество и незащищенность от коррупции административных процедур; - Неудобный для клиента «интерфейс»; - Правовая неграмотность государственный служащих; - Слабость внутреннего административного контроля; - Отсутствие практики внутреннего аудита; - Неразвитость аудита эффективности; - «Мертвость» законодательных норм о конфликте интересов (отсутствие процедур, неясность санкций).
16 Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Запрет служащим государственного аппарата: – заниматься предпринимательской деятельностью; – оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения; – выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); – быть участником хозяйственных обществ и товариществ.
17 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействие коррупции» - Правовая основа противодействия коррупции - Основные принципы противодействия коррупции - Принципы противодействия коррупции в Российской Федерации - Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции - Организационные основы противодействия коррупции - Меры по профилактике коррупции - Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
18 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействие коррупции» - Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений - Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе - Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора - Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения - Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
19 Последствия коррупции Экономические: - Нарушение конкурентных механизмов рынка - Замедление проявления эффективных собственников и исполнителей госзаказов - Неэффективное использование бюджетных средств - Рост цен за счет коррупционных издержек - Неверие в способность власти обеспечить честные «правила игры» - ухудшение инвестиционного климата - «расползание» коррупции на бизнес и НПО
20 Последствия коррупции Социальные последствия: - Отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития - Закрепление и увеличение имущественного неравенства - Дискредитация права как инструмента регулирования жизни людей - Укрепление оргпреступности - Рост социальной напряженности
21 Последствия коррупции Политические: - Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению групповых интересов - Деградация доверия к власти - Падает престиж страны - Профанируется политическая конкуренция - Дискредитируется политический режим
22 Последствия коррупции - Рост недоверия населения к государству и государственным, общественным институтам, делегитимация власти. - Криминализация и торможение экономики. - Ущерб авторитету страны и инвестиционной привлекательности России. В итоге коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов, превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы.
23 Некоторые эксперты считают, что коррупция выполняет и некоторые положительные функции в российском обществе: - Стимулирует традиционно «ленивого», нерадивого российского чиновника к эффективной деятельности, является средством мотивации чиновника к принятию решений. - Позволяет скорректировать несовершенства формальной системы, законодательства и ошибки, сбои в системе неформальными методами.
24 Международные агентства, занимающиеся сравнительными оценками и измерением коррупции - Global Competitiveness Report (Женева, Швейцария), - Political and Economic Risk Consultancy (Гонконг), - Transparency International (Берлин, ФРГ), - Political Risk Services (Сиракузы, США).
25 АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» Трансперенси Интернешнл – Россия - некоммерческая общественная организация, целью деятельности которой является создание единой национальной антикоррупционной системы, которая могла бы решать три блока задач: 1. Формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан. 2. Институализация «прозрачности». 3. Предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов.
26 Трансперенси Интернешнл – Россия В своей деятельности исходит из приоритетной роли общества в противодействии коррупции и обеспечении прозрачности и подотчетности в деятельности государственных органов.
27 Трансперенси Интернешнл – Россия Коррупция - комплекс явлений, связанный с использованием чиновниками своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растрата, фаворитизм, непотизм). Прозрачность и подотчетность – система действенных механизмов общественного контроля и общественного доступа к информации, связанной с выполнением государственными органами своих функций.
28 Ежегодно составляются рейтинги: Индекс восприятия коррупции (ИВК) – оценка представлений экспертов об уровне коррупции в государственном секторе. Барометр мировой коррупции (БМК) – направлен на оценку отношения граждан к коррупции и случаям столкновения с коррупцией в повседневной жизни. Индекс взяткодателей (ИВ) – делает акцент на склонность фирм лидирующих стран-экспортёров прибегать к взяточничеству за рубежом.
29 Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Реализация норм международного права. - Законодательное регулирование процесса лоббирования. - Антикоррупционная экспертиза. - Ужесточение санкций за преступления против государственной службы. - Профилактика коррупции в системе государственной службы. - Отказ от расширительного толкования презумпции невиновности должностных лиц. - Форсирование разработки и введения в действие административных регламентов. - Разработка и введение в действие Кодекса этики государственных служащих.
30 Мероприятия в сфере противодействия коррупции: - Принятие целевых антикоррупционных программ. - Разработка принципов и механизмов государственной кадровой политики. - Формирование федерального и регионального банков кадровой информации. - Формирование системы управления государственной службой Российской Федерации. - Развертывание системы антикоррупционного правового просвещения граждан. - Поддержка общественных организаций антикоррупционной направленности. - Развертывание сети центров бесплатной юридической антикоррупционной помощи. - Информирование общественности о деятельности органов власти.
31 Международная практика: механизмы, ограничивающие возможности коррупции - максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией; - детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг); - деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля; - ротация должностных лиц.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.