Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВадим Стрелавин
1 Вольперт Юлия Александровна, учитель истории и обществознания г. Энгельс Саратовская область Методический семинар Создание педагогических условий для мировоззренческого самоопределения учащихся на уроках истории и обществознания
2 Педагогический стаж – 9 лет. Образование – высшее, Челябинский государственный педагогический университет, исторический факультет, 2002 год. Родилась на Урале, в Челябинской области. После свадьбы вместе с мужем, офицером Российской армии, уехали служить в Новгородскую область. В 2010 году переехали на новое место службы в г.Энгельс Саратовской области. Каждая новая школа в новом регионе – это важный этап моего профессионального становления, бесценный жизненный и «учительский» опыт. Кроме того, мне посчастливилось работать в городах с богатой исторической судьбой. А это немаловажно для меня, учителя истории. Сегодня я живу и работаю в г.Энгельсе, расположенном на левом берегу реки Волги (напротив г.Саратова), которая является главной природной достопримечательностью нашего города! За годы работы в школе менялось моё видение значимости учительского труда и моей роли в образовательном процессе. Сегодня своё педагогическое кредо я выразила бы словами китайского философа и актёра Брюса Ли: «Я – не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя!» Мой девиз: «Обучать – значит вдвойне учиться!» Мой жизненный принцип: больше позитива к себе и другим людям, и тогда всё будет легко и быстро получаться! Дарить улыбку и радость людям, ничего не ожидая взамен!
3 На возникновение и становление опыта большое влияние оказали изучение нормативно-правовой базы в сфере современного образования, методической литературы, знакомство с педагогическим опытом коллег и, конечно же, повседневное общение и сотрудничество с детьми.
4 Согласно ФГОС приоритетными задачами курсов истории и обществознания является формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям человечества.
5 Инновационные требования ФГОС Традиционная система преподавания истории и обществознания с передачей знаний в «готовом» виде Проблема Какие условия необходимо создать для педагогической поддержки школьников в решении проблем мировоззрения?
6 Теоретическая основа педагогического опыта: гуманистическая концепция о человеке как главной ценности (Н.А. Бердяев, Д. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); теории развития личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.); теоретические положения о личностно-ориентированном обучении (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.Ю., И.С. Якиманская и др.); научные публикации о роли мировоззрения в процессе становления личности, о сущности её мировоззренческого самоопределения (А.А.Касьян, В.Г.Иванов, Т.И.Ойзерман, Г.Е.Залесский, Л.И.Божович, А.Л.Журавлёв, А.Б.Купрейченко и др.); концептуальные идеи педагогической поддержки (О.С. Газман, Е.А. Александрова, А.В. Мудрик, Т.В. Фролова, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская и др).
7 В работах ученых смысл мировоззренческого самоопределения заключается в постановке и решении проблемы отношения к себе, к другому человеку, к миру в целом. Так, В.Г.Иванов характеризует мировоззрение как «форму и основу самопознания человека, самосознания и личностного роста», называет его «основой для оценочной деятельности человека». М ировоззренческий аспект процесса самоопределения сформулирован А.Л. Журавлевым и А.Б. Купрейченко: «… под самоопределением понимается поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к миру, другим людям, человеческому сообществу в целом и самому себе, а также на основе собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний».
8 Ведущая идея –становление и развитие личности, способной принимать жизненно важные решения, осуществлять выбор на основе базовых общечеловеческих и национальных ценностей. Цель педагогического опыта – содействие мировоззренческому самоопределению и позитивной социализации учащихся. Задачи: 1. Изучить теоретическую базу по вопросам педагогической поддержки мировоззренческого самоопределения учащихся в образовательном процессе. 2. Отобрать и адаптировать в учебном процессе методы и приёмы работы, которые способствуют мировоззренческому самоопределению учащихся на уроках истории и обществознания. 3. Обеспечить в процессе обучения возможность свободного выбора учащимися взглядов и убеждений.
9 Задача учителя – создать на уроке условия для решения возникающих мировоззренческих проблем педагогическими средствами и средствами учебного материала и способствовать мировоззренческому самоопределению учащихся. Новизна опыта заключается в усовершенствовании существующих педагогических технологий, адаптированных и используемых для мировоззренческого самоопределения учащихся на уроках истории и обществознания.
10 Технологичность опыта В своей педагогической деятельности использую технологии, которые предполагают : сотрудничество и «живое» общение между учителем и учащимися; нравственное и эмоциональное воспитание учащихся через организацию совместной деятельности; взаимодействие субъектов образовательного процесса на творческой основе и духовном равенстве; дискуссионность, альтернативность и возможность выбора решения.
11 Сущность ПринципПриёмы педагогической техники 1-е условие Активная интеллектуальная, мыслительная деятельность учащегося по усвоению системы знаний. Принцип компаративности, самостоятельности, свободы выбора решений, принцип научности. Проблемное обучение, технология развития критического мышления. 2-е условие Создание и сохранение эмоционального фона. Принцип природосообразности, принцип доступности. Игровые технологии, элементы ТРИЗ- технологии. 3-е условие Определение норм и ценностных ориентаций. Принцип обратной связи, принцип сознательности и активности учащихся, принцип воспитывающего обучения. Метод альтернативных ситуаций и моральных дилемм. 4-е условие Активная деятельность учащихся в течение урока. Принцип активности учащихся, принцип связи обучения теории с практикой. Системно- деятельностный подход. Технологичность опыта Свою педагогическую деятельность вытраиваю таким образом, чтобы на уроке реализовывались следующие условия
12 Для работы с документами и другими источниками информации использую «Заметки юного историка" Событие (личность) Исторический документ Дата создания документа Мнение автора Мнение учащегося Для проведения ценностно-мировоззренческого анализа использую приём «Ценностный рубеж» Изучаемая эпоха Событие (личность) Общечеловеческие ценности Эволюция ценностей (Что изменилось сегодня?) Норма эпохи За гранью нормы
13 Результативность 1. Устойчивый интерес к изучению истории и обществознания. 1. Участие в олимпиадах различного уровня по истории, обществознанию и праву уч.год– 10 призовых мест в районе уч.год– 8 призовых мест в районе, 3 призовых места в области уч.год– 17 призовых мест в районе, 6 призовых мест в области, 1 призовое место на всероссийском уровне уч.год – 6-е место в Высшей Лиге во всероссийской олимпиаде «Эрудиты планеты»
14 Участие обучающихся в мероприятиях и конкурсах различной направленности годмероприятиерезультат Научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках туристско- краеведческого движения «Колокола времени» 1-е место в районе 2-е место в области 1-е место в районе 2008Конкурс агитбригад «Мы-новгородцы!»2-е место в области 2009Конкурс ученического самоуправления (сочинение-проект) 1-е место в районе 2009Конкурс исследовательских работ «Морская слава России» 2-е место в районе Волонтёрское движениепроведение общешкольных мероприятий
15 Социально-значимая деятельность учащихся: Проведение волонтёрских агитбригад Создание и защита проектов
16 Прогнозируемые результаты Для учащихся: Приобретение навыков критического мышления. Умение давать объективную оценку событиям и поступкам людей. Оценка своих поступков. Ориентация на выполнение морально-нравственных норм. Способность к решению моральных проблем на основе децентрации. Выработка мировоззренческих и жизненных установок. Повышение самооценки. Возможность быть успешным. Творческая самореализация. Для учителя: Рост продуктивности уроков через создание ситуации успеха, что также благоприятно скажется на психоэмоциональном фоне учащихся. Сохранение интереса учащихся к изучению истории и обществознания. Высокие результаты обучения. Творческий рост.
17 Диссеминация опыта – областная методическая конференция «Моделирование образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» г.Саратов – открытое учебное занятие «Внешняя политика Николая I: железная поступь или игра с огнём?» с.Березина Речка Саратовская область (с методической разработкой занятия можно познакомиться, перейдя по указанной ссылке).«Внешняя политика Николая I: железная поступь или игра с огнём?» – заседание школьного методического объединения учителей истории и обществознания, выступление на тему «Современные педагогические технологии и требования ФГОС» учебный год – руководство школьной творческой группой, проведение открытых уроков. Публикация методических материалов в сети Интернет (персональный сайт учителя, всероссийский сайт «Педсовет»)персональный сайт учителя«Педсовет»)
18 Адресная направленность: учителя истории и обществознания учителя русского языка и литературы учителя ОРКСЭ Трудоемкость опыта Данный опыт доступен в освоении, его применение не ограничивается видом образовательного учреждения. Определённых временных затрат требует информационный поиск при подготовке к конкретным темам уроков (источники, документы, моральные дилеммы).
19 «В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс - передачи способов самоопределения. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы самоопределения» (С.В. Савелова)
20 Литература: 1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта: понимание, характеристики, виды // Вестник практической психологии образования (11). – С Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М.: Изд-во МГУ, Иванов В.Г. Физика и мировоззрение. – Л., Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. – Н.Н., Лукьянова М. И. Ценностные ориентации школьников как показатель результативности образовательного процесса// Педагогическая диагностика. 2. – – – С Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М.: Русское слово, Шоган В.В.Уроки истории нового поколения. Методика преподавания истории в школе. - Ростов на Дону: «Феникс», Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение, 1996.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.