Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлла Осьминина
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЕДУЩИЙ ЛЕКТОР ЛАРИНА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВНА 2013 Г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) «Институт развития образования»
2 Меню лекции Внесение изменений в программы воспитательной работы, учитывающих особенности детей с ОВЗ Основные направления, содержание и формы воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ Показатели эффективности реализации программ воспитания и социализации с детьми с ОВЗ Список литературы
3 Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ Примерная программа воспитания и социализации обучающихся содержит шесть разделов: 1. «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся» 2. «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» 3. «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся»
4 Основные направления воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
5 Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ 4. «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы»: –характеристика особенностей воспитания и социализации младших школьников (подходы к организации воспитания и социализации обучающихся, задачи воспитания и социализации российских школьников конкретизируются с учетом младшего школьного особенностей детей с ОВЗ, виды деятельности, формы занятий с учащимися начальной школы).
6 Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
7 Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ интегральная идея: социальная направленность воспитания специфические задачи: -коррекция нереалистичного мировоззрения, - предупреждение (коррекция) искажений в формировании нравственных и волевых качеств, ценностей школьника, - стимуляция способности к самостоятельной жизнедеятельности, - коррекция неадекватного представления о своих возможностях и др.
8 Требования организации работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ Учёт состояния умственной и физической трудоспособности, эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сфер, развития речи и навыков коммуникации, социально- психологического статуса. Раннее начало профориентационной деятельности. Сопоставление психофизиологических возможностей школьника с параметрами конкретной профессии и рабочего места. Постоянное обновление данных о вакансиях и расширение спектра профессиональных занятий. Система психолого-педагогического сопровождения и постинтернатной поддержки. Развитие дистантного образования для детей и подростков с различными образовательными потребностями и возможностями.
9 Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ 5. «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы»: какие условия совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности необходимы? какие задачи будем решать? Какие формы будем использовать и как будем привлекать родителей другие общественные (традиционные и религиозные) организации.
10 Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ 6. «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы»: - какие ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые будут сформированы у школьников с ОВЗ по каждому из направлений воспитания и социализации? - как представим и как измерим результаты?
11 Формы работы 1. Формирование навыков взаимодействия в коллективной деятельности: КТД кружковая деятельность сюжетно-ролевые игры клубы по интересам 2. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни : АФК, дыхательная, пальчиковая гимнастика, бассейн классные часы, беседы, диспуты, проекты игры на воздухе сюжетно-ролевые игры
12 Формы работы Стимуляция способности к самостоятельной жизнедеятельности : практики тренинги, игротерапия ролевые взаимодействия импровизированные спектакли диспуты конкурсы викторины мастерские ярмарки, фестивали, выставки трудовые десанты кинолектории
13 Формы работы Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: сюжетно-ролевые игры моделирование ситуаций ролевые игры мастерские ярмарки, фестивали, выставки трудовые десанты
14 Показатели эффективности реализации программ воспитания и социализации Воспитательный результат – это те духовно- нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Воспитательный эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.
15 Показатели эффективности реализации программ воспитания и социализации Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
16 Показатели эффективности реализации программ воспитания и социализации Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы
17 Показатели эффективности реализации программ воспитания и социализации Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
18 Параметры эффективности реализации программ воспитания и социализации преобладающий вид деятельности учащихся; характер взаимоотношений между различными субъектами воспитательной системы; образ школы в сознании учащихся и педагогов; репутация класса; психологический комфорт (самочувствие детей и педагогов); количество самостоятельных проектов;
19 Параметры эффективности реализации программ воспитания и социализации навыки самообслуживания и гигиены; навыки социально-бытовой адаптации; активность и самостоятельность в решении различных жизненных ситуаций; положительное отношение воспитанников к окружающему; социальная и профессиональная ориентация
20 Параметры эффективности реализации программ воспитания и социализации участие воспитанников в смотрах, конкурсах, соревнованиях; готовность к труду; сформированность коммуникативных умений (культура отношений и поведения в общественных местах); адекватная эмоциональная активность; усвоение прав и обязанностей личности как гражданина страны
21 Параметры эффективности реализации программ воспитания и социализации участие воспитанников в смотрах, конкурсах, соревнованиях; готовность к труду; сформированность коммуникативных умений (культура отношений и поведения в общественных местах); адекватная эмоциональная активность; усвоение прав и обязанностей личности как гражданина страны
22 Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ, в процессе реализации дополнительных образовательных программ Форма – установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.
23 Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Форма – установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.
24 Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету). 2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия воспитательных задач. 3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом. 4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.
25 Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Клуб - объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи (досуг детей, развитие коммуникативных умений; развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников). Отличительные признаки: наличие органов детского самоуправления и творческих взаимосвязей в коллективе клуба (сотрудничество разных поколений; коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба; традиции коллектива; наличие символов и атрибутов (творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.); устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения. Возможные характеристики: «Ступени роста» членов клуба (система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр. Условия приема в клуб. К примеру: согласие с уставом, пребывание в течение определенного времени в качестве кандидата и т.д. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.
26 Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Возможные классификации клубов 1. По приоритету вида деятельности: образовательные и досуговые 2. По степени выраженности профиля деятельности: профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.) и непрофильные (клуб старшеклассников), многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Изба» включает: историю России, русский музыкальный фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность. 3. По возрастному признаку членов клуба: возрастные и разновозрастные. 4. По временному фактору: а) постоянно действующие; б) временные. 5. По степени постоянства состава: клубы с постоянным составом участников и с переменным.
27 Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Студия – занятия по определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.). Цель - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные. Сочетание экспериментальных (поиск методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических (показ спектаклей, оформление выставок, проведение конкурсов и пр.) педагогических задач и форм работы с коллективом. Демонстрации практических достижений. Качество творческого «продукта» детей.
28 Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Лаборатория Цель – развитие умственных и изобретательских способностей подростков. Исследовательский, поисковый, изобретательский компонент в образовательной деятельности; опытно-экспериментальная работа учащихся. В основе содержания детской учебной деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог направляющий, помощник, координатор исследования. В составе объединения преимущественно старшие подростки. Возможные подходы к классификации: По длительности работы: временные; постоянные. 2. По предмету исследования: тематические (предметом исследования является область знаний, тема); проблемные (предмет исследования - конкретная проблема); проблемно-тематические.
29 Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Мастерская. Отличительные признаки: 1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии). 2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении. 3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями. 4. Наличие собственного помещения – мастерской. 5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.). Мастерские дифференцируются по субъекту обучения (мастерская конкретного педагога, – в данном контексте часто используется и наименование «школа»), либо по содержанию (направлению, профилю) работы.
30 Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Школа. Отличительные признаки: 1. Наличие концепции школы, представленной в проекте (уставе, положении) и программе деятельности (образовательной программе) школы. 2. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач. 3. Приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей. 4. Комплекс учебных предметов (не менее трех). 5. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом. 6. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения. 7. Система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов. 8. Четко обозначенные условия набора и обучения в школе. 9. Вручение сертификата об окончании школы. 10. Наличиеоицензиина право ведения образовательной деятельности.
31 Список литературы 1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. М с. 2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. М. : Издательский центр «Академия», с.
32 Список литературы 3. Иттерстад Г. Инклюзия – что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? //Психологическая наука и образование, 2011, 3. С Леонгард Э.И., Краснова Н.А., Пирожник Н.Т., Прудникова М.С. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции //Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М., – С
33 Список литературы 5. Любимова О.П., Любимов А.А. Правила взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых людей с нарушением зрения в процессе передвижения // Дефектология С Насибулова Е.А. Проект «Мамина школа» (Международная школа родительского мастерства для семей, воспитывающих незрячих детей) // Дефектология С Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.