Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалерий Лызлов
1 Автор работы % Леонтьева Надежда Викторовна: ученица 9 «б» класса МОУ «Гимназия 1» г? Чебоксары Научный руководитель % Вакку Марина Ивановна: учитель чувашского языка МОУ «Гимназия 1» г? Чебоксары Чебоксары – 2009
2 К? Д? Ушинский отмечал: что родной язык – «самая живая: самая обильная и прочная связь: соединяющая отжившие: живущие и будущие поколения народа в одно великое: историческое живое целое? Только родной язык может оказать сильное влияние на духовное развитие ребенка: может проникнуть глубоко в его дух и тело: пустить здоровые корни: обещающие богатое обильное развитие»? Г? Н? Волков в своей книге «Чувашская этнопедагогика» отмечает: что «???поговорки и пословицы главной своей целью имеют формирование нравственного облика подрастающего поколения: само название их в чувашском языке ассоциируется с представлением о поучениях: нравоучениях »
3 18 сентября 2008 г? Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года Молодежи в 2009 году»? Год молодежи призван способствовать созданию и реализации проектов по поддержке молодого поколения по всей России: а также привлечению внимания органов власти: бизнеса: СМИ и всей общественности к этой важной теме? В Чувашской Республике проводятся мероприятия программы направленные на поддержку и развитие молодежи?
4 Президент Чувашской Республики Н?В? Федоров Указом 121 от 25 ноября 2008 года объявил в Чувашской Республике 2009 год Годом Земледельца в целях повышения качества и уровня жизни на селе: сохранения и развития уникальных ценностей традиционного уклада сельской жизни и культуры: создания благоприятных условий для ведения сельскохозяйственного производства ?
5 Выявление значения и роли чувашских пословиц и поговорок на уроках чувашского языка в русской школе? ЗАДАЧИ% Анализировать учебник «Чăваш чĕлхи» для 9 класса глазами ученика занимающегося по нему; Выявить в нем пословицы и поговорки; Рассмотреть: с какой целью они включены в материал учебника; Сгруппировать пословицы и поговорки: включенные в учебник; Провести анкетирование среди учащихся 9 классов: с целью определения отношения сверстников к пословицам и поговоркам и употребления их в своей речи?
8 Среди многих устно-поэтических произведений чувашского народа издавна бытовали и бытуют краткие по форме: но емкие по смыслу произведения малого эпического жанра – ваттисен сёмах.сем – изречения старых (т?е? бывалых: имеющих большой жизненный опыт) людей?
9 1? Языки и их изучение? Сколько языков ты знаешь: сколько раз ты человек (авлхи латинсем каланинчен)? Чего достичь не может меч: того достигнуть может речь (узбекская пословица)? 2? Аккуратность? Терпимость? Тырё тёкёнсан шёши.рчет? Такёнмасёр укес мар: ватёлмасёр вилес мар? Пи=иччен к.текен антариччен к.теймен тет? 3? Честность? У лжи короткие ноги? Алла тытман кайёкён т.кне татма =ук? +ер=ирен хёраса кантёр акмасёр юлас мар? Курман кёнтёрла =урта =утнё тет? +ук =ын ук=и тёрнан кёшкёрать? Хёлхупа илтнине ан.нен: ку=упа курсан -.нен?
10 4? Скромность: доброта? Жадность? Ырё =ынпа =ула тухсан =ул иртнине сисмест.н? +ынна усал ан сун: хёвна та усал сунм.=? («Асаттепе асанне» текстран?) Ырё ут утланакан - ырман: ырё тумтир тёхёнакан - шёнман? Ырё кала=нё =.ре =у тумлать: усал кала=нё =.ре юн тумлать – Где добрая беседа: там масло капает: где враждебная речь: там кровь капает (чувашская пословица)? Пуянён вёкёр. те =ёмарта тёвать? Пуян =ыннён кушак. те пулё тытать? Вёл аллё =ын аллипе: х.р.х =ын хуттипе пурёнать? +ын мул. к.мес.р =ын пуймасть? Пуян =ыннён пурнине кассан та юн юхмасть? Туртакан. ларса пыраканнине юратман? Ырё яч. ху=ине: хаяр яч. тар=ине? Ч.мс.р йытё вёрттён =ыртать? Ваттисем каларёш: ырё.= хёйне хёех мухтать? Тем пек х.п.ртесен те кайёк пулса в.=ейм.н? +ынна мулран туман: мула =ынран тунё?
11 5? Дружба: друзья? Курш.с.р кун =ук: вилсен те курш. кирл.? Ин=е шухёшла та =ывёхра пурён? – О дальнем думай: а ближайшим живи(чёвашсен)? П.р =ын каять - й.р юлать: =.р =ын =урет - =ул пулать? +ичч.н п.р =ынна к.тме==.? Пуринш.н те уйёхпа х.вел пулаймён? Вёй =итменнине ан тапён? Тёшман пу=не тёшман =ит.р? Усал =ынпа =ула ан тух? +ыншён тёрёш: хёвна та ан ман - Пекись о других: но не забывай и себя? Ютпа ют =ывёх туслашни тёван - хурёнташран та хаклёрах? Семеро одного не ждут? +ула тухсан юлташу хёвёнтан лайёхрах пултёр? Ук=апа пуйиччен туспа пуй? +.р сум пуличчен =.р тус пултёр? П.р тёшман пуличчен =.р тус пултёр? Халёхпа в.рсен хапха у=ма пулать? Лайёх пулсан _ ху=иш.н: усал пулсан - тар=иш.н?
12 6? Бдительность? +уркунне пир кирл.: к.ркунне тир кирл.? «Весной нужна холстина: а с осени _ меховая одежда»? Калаканни маннё тет: итлекенни манман тет? Кая юлсан каю шётать? 7? Уверенность? Атёл урлё ка=масёр аттуна ан хыв? «Не снимай сапог: пока не перейдешь Волгу»? 8? Знание? Ёслё =ынпа тус пулсан ёслё пулён: ухмахпа тус пулсан ухмах пулён? «Подружишься с умным - будешь умным: подружишься с дураком – будешь дураком»? Ёсли ёсласа иличчен ухмаххи персе янё тет? Ху в.ренсе =итмес.р =ынна ан в.рент? Атёл урлё ка=сассён аллё т.сл. ёс к.рет? +амрёкла в.ренни чул =инче: ватёлла в.ренни юр =инче?
13 9? Воспитание? Лаша пуласси тихаран: =ын пуласси ачаран паллё? Вунтёваттё =апмасёр Атёл пёр. тапранмасть? Ватин в.рентес пулать: =амрёккин итлес пулать? Кивви =.ннине упрать? Чысна =амрёкран упра? А=у-анну чысне них=ан та ан ман? Ваттисем калашле: пёхман х.веле пёхтараймён? Ура утсан =ул юлать?
14 10?Труд? Ви==.ри ывёл ача ашш.не пулёштёр: ви==.ри х.рача амёшне пулёштёр? Шыракнни тупать тет? Вы=ёлла пур апат та тутлё: тутёлла пыл та йу=.?,=рен ан хёра: вёл хёй санран хёратёр? Ху=ине кура тар=и? Икк.н икерч. =име: саккёрён авён =апма лайёх? Шыва к.мес.р ишме в.ренеймест.н? Кахалшён =.р к.ске:.=ченш.н кун к.ске? Юлхава ялан уяв? Пыл пылпа =ёварта пылак пулас =ук «Сколько ни говори «халва»: во рту сладко не будет»? Этем =ёкёрпа кёна тутё пулмасть: - тен. вырёссем («Халёхри илемл. пултарулёх» текстран)? Ыраш улём. =иекен лаша ыраш улём. турттарма анчах? Вуник така пусакан =.н. к.р.к курман тет? Хурт =.м.рни них=ан та ка=масть «Тому никогда не простится: кто разоряет улья»?,=лесе тупнё ук=а виличченех тёрантарать? +ынна пани сая каймасть? Турпас тёвакана мар: пурт лартакана платник те==.? К.ту к.тсе тупнё ук=а к.ту чёпёркки шартлаттарсах п.тет? Вир пулсан =ер=и те тутё «Когда уродится просо: и воробьи бывают сыты»? +ур ырхан та:к.р мёнтёр «Весна тощая: а осень полная»?,ни хура та: с.ч. шурё? Пёсасси =ёмёл та: тёвасси х.н «Разрушить лего: построить трудно»?
15 11? Родители: семья? Ар епле: йыш =апла «Каков мужчина: такова и семья в целом»? Ватта сума сёвакан хёй те ватё пулакан? Ватта курсан =.л.ке ил? Ват =ын-тёват =ын? Ватти ёс памасёр.= ёнмасть? Ватё =ер=ие хывёхпа улталаймён? Амёшне хир.= в.рекен анчёк кашкёр кулли пулнё? Кин пултём - хунямана юраймарём: хуняма пултём - кин.ме юраймарём ?
16 1?Раскройте содержание термина «пословицы и поговорки»? 2?Назовите часто используемые в вашей речи пословицы и поговорки на русском и на чувашском языках? 3?Зачем нужны пословицы и поговорки? 4?Кто из выдающихся людей Чувашской Республики часто использует в своих выступлениях пословицы и поговорки? 5?Ваша любимая пословица?
17 1? 91 % опрошенных учеников правильно раскрыли содержание термина? 2? Во втором ответе часто встречаются следующие пословицы и поговорки: «Хлеб всему голова!»: «Знание-сила»: «Один в поле не воин»…… 3? Значение пословиц в жизни человека определили все? Из ответов учащихся «Чтобы сделать речь интересной: содержательной»? «Чтобы точно высказывать свои мысли»? «Привить в людях любовь к земле: Родине: маме» и др? 4? По мнению учеников Н?В? Федоров: академик Г?Н? Волков: министр образования и молодежной политики ЧР Г? П?Чернова: учителя школы и родители? 5? Любимые пословицы у школьников% «Повторенье – мать ученья»: «Цыплят по осени считают»… А мне самой по душе пословица «Хлеб всему голова»?
18 На основе углубленного анализа учебника Андреева И?А?: Гурьевой Р?И? «Чăваш чĕлхи» мы обнаружили всего 90 пословиц и поговорок: которые относятся к следующим группам% языки и их изучение: аккуратность: честность: скромность: доброта: дружба: друзья: знание: бдительность: уверенность: воспитание: труд: родители: семья? Хотелось бы увидеть пословицы и поговорки по теме земля: Родина: вежливость? Надеемся: что в дальнейшем составители учебников учтут наши пожелания?
19 Без пословиц и поговорок наша речь была бы скудной? Они имеют огромное значение? Пословицы и поговорки охватывают широкие сферы жизни и деятельности человека? Долголетие пословиц и поговорок можно объяснить тем? Что они переходят из поколения в поколение? Пословицы и поговорки создавались мудрыми людьми? Многие из них ценны и уместны в разговорах: в выступлениях нашего времени.
20 1? Андреев И? А?:Гурьева Р? И? Чёваш ч.лхи% Вырёс шкул.н 9-м.ш клас. валли?_ Шупашкар% Чёваш к.неке изд- ви: 2000? _ 304 с? 2? Волков Г? Н? Чувашская этнопедагогика? – Чебоксары? 2004? _ 488 с? 3? Лекции по истории и культуре чувашского края% Учеб? Пособие? Сост? Г? Д? Петрова и др? _ Москва% ГОУ ВПО «МГУ ТУ»: 2007? _ 368 с? 4? Сироткин М? Я? Чувашский фольклор? _ Чебоксары% Чув? кн? изд-во: 1965? _ 132 с? 5? Указ Президента России Д? А? Медведева от 18 сентября 2008 г? «О проведении в Российской Федерации Года молодежи в 2009 году»? 6? Указ Президента Чувашской Республики Н? В? Федорова 121 от 25 ноября 2008 года «О годе земледельца»? 7? Чувашский фольклор? Специфика жанров? _ Чебоксары: ЧНИИ: 1982? _ 188 с?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.