Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВсеволод Тимакин
1 Дисциплина «Региональная экономика и управление» Лектор: Бабына И.В., к.э.н., доцент ТЕМА 30 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕГИОНА
2 ВОПРОСЫ 1.Особенности региона как субъекта МЭО 2.Формы внешнеэкономических связей региона и предпосылки их формирования 3.Задачи, принципы и инструменты регионального управления внешнеэкономическими связями 4.Концепция приграничного сотрудничества и проблемы ее реализации в Республике Беларусь
3 Вопрос 1 Особенности региона как субъекта МЭО
4 Современный этап развития мировой экономики характеризуется: разнообразием форм международного сотрудничества; появлением новых субъектов отношений, в т.ч. регионов как самостоятельных участников мирохозяйственных связей.
5 Предпосылки к повышению уровня самостоятельности регионов в системе МЭО: возрастание сложности принятия централизованных управленческих решений, что объективно требует его децентрализации, т.е. передачи функций управления на региональный уровень; регионализация МЭО, т.е. разделение труда по региональному признаку; территориальное обособление и специализация регионов.
6 Степень самостоятельности региона в МЭО зависит от внутреннего устройства государств: для стран с федеральным устройством (США, Канады, Германии, Индии, Швейцарии) - прерогатива центра дополняется возможностью участия регионов в решении отдельных задач международного характера (наиболее либеральный вариант участия территориальных властей в регулировании МЭО); для большинства унитарных государств регионы выступают лишь в роли исполнителей политики центральной власти (незначительное самостоятельное участие в регулировании МЭО).
7 Вместе с тем, с юридической точки зрения ни один субъект федерации не является субъектом международного права.
8 Противоречивость интересов региона как субъекта МЭО (1): Регион, как участник МЭО с одной стороны, заинтересован в самых разнообразных их формах а с другой стороны, может сознательно ограничивать МЭО, руководствуясь интересами региона как социальной общности Это проявляется: в запрете вложения иностранных инвестиций в экологически опасные проекты, в ограничении импорта товаров, не отвечающих санитарным и экологическим стандартам, в сдерживании «расточительного» экспорта природных и сырьевых ресурсов и т.д.
9 Противоречивость интересов региона как субъекта МЭО (2): Регион, как подсистема мировой экономики с одной стороны, заинтересован в развитии более выгодных отраслей специализации, созданием передовых технологических производств с другой стороны, может стремиться к консервации технологически отсталых производств с целью снижения социальных издержек (например, стремления к полной занятости).
10 Противоречивость интересов региона как субъекта МЭО (3): Регион как потребитель Регион как производитель заинтересован в углублении международного сотрудничества, поскольку оно связано с расширением экспорта. стремится к ограничению импорта и защите внутренних рынков, что отнюдь не способствует внешней открытости региона.
11 Противоречивость интересов региона как субъекта МЭО (4): Регион как подсистема национальной экономики Регион как субъект МЭО тяготеет к внутренней интеграции с другими регионами страны. ориентирован на связи с регионами других стран, что создает потенциальную угрозу территориальной целостности страны.
12 Противоречивость интересов региона как субъекта МЭО (5): Регион как подсистема национальной экономики Регион как субъект МЭО стремится к выравниванию межрегиональной дифференциации. демонстрирует углубление, увеличение отрыва от других территорий страны.
13 Наличие таких противоречий в региональных интересах предопределяет: поиск оптимальной точки разграничения компетенции внешнеэкономического регулирования между национальным и региональным уровнями управления.
14 Необходимость вмешательства региональных органов управления в регулирование МЭО в Республике Беларусь: открытость экономики страны; наличие особых внешнеэкономических интересов отдельных территорий; необходимость формирования местных социально-экономических условий для обеспечения конкурентоспособности предприятий, определяющих экономику региона; пространственная неравномерность распространения мирохозяйственных связей; возможность решения многих региональных социально-экономических проблем на основе развития МЭО и т.д.
15 ВОПРОС 2 Формы внешнеэкономических связей региона и предпосылки их формирования
16 Формы внешнеэкономических связей региона ФОРМЫ ВЭС РЕГИОНА Производ- ственная кооперация Научно- техническая кооперация Торговля товарами и услугами Инвести- ционное сотрудни- чество Кредитно- финансовая деят-ть Миграция трудовых ресурсов Информа- ционный обмен
17 Основная предпосылка развития ВЭС региона: внешнеэкономический потенциал региона – совокупность природных, производственных, научно-технических и трудовых ресурсов, которые могут быть использованы для развития международных экономических связей с ближним и дальним зарубежьем.
18 Элементы внешнеэкономического потенциала региона: природные ресурсы и месторождения полезных ископаемых, которые имеют высокую конкурентоспособность и могут быть использованы для развития внешнеэкономической деятельности (переданы в аренду, концессию, экспортированы на мировой рынок и т.д.); производственные фонды, наличие которых позволяет выпускать продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка по ассортименту и качеству, и предоставлять широкий спектр внешнеэкономических услуг;
19 Элементы внешнеэкономического потенциала региона: трудовые ресурсы, которые могут быть привлечены для развития экспортных производств и внешнеэкономической инфраструктуры; научно-образовательные учреждения, имеющие передовые достижения, соответствующие современному мировому уровню; элементы материальной базы рыночной инфраструктуры, обслуживающей внешнеэкономические связи (транспорт, складское хозяйство, внешнеторговые коммерческие организации, таможенные и пограничные службы и др.).
20 Показатели развития внешнеторговых связей региона: экспортная квота импортная квота
21 Показатели развития внешнеторговых связей региона: внешнеторговая квота коэффициент относительной экспортной (импортной) специализации Iэо(ио) – уд. вес товара в Э (И) региона; Iэм(им) – уд. вес товара в мировом Э (И).
22 Показатели развития внешнеторговых связей региона: коэффициент динамики МРТ индекс брутто условной торговли IQэк – индекс физического объема экспорта региона; IQим – индекс физического объема импорта региона.
23 Показатели развития инвестиционных связей региона: объем и динамика привлечения иностранных инвестиций (прямых, портфельных, прочих); объем привлечения иностранных инвестиций на душу населения; объем прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги); доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций;
24 Показатели развития инвестиционных связей региона: отраслевая структура привлеченных иностранных инвестиций (прямых, портфельных, прочих); региональная структура привлеченных иностранных инвестиций (прямых, портфельных, прочих); объем и динамика накопленных иностранных инвестиций (прямых, портфельных, прочих); показатели эффективности работы организаций с иностранными инвестициями.
25 ВОПРОС 3 Цель, задачи, принципы и инструменты регионального управления внешнеэкономическими связями
26 Цель регионального управления ВЭС: обеспечить всестороннюю поддержку хозяйствующих субъектов в расширении их внешнеэкономических связей, содействовать увеличению экспортных поставок, развитию товарообменных операций, бартерных сделок, созданию совместных предприятий с привлечением иностранного капитала.
27 Задачи регионального управления ВЭС: расширение субъектами круга внешнеторговых операций; обеспечение валютно-финансовых расчетов с иностранными партнерами на уровне международных стандартов; оперативное таможенное оформление экспорта и импорта товаров; содействие в создании совместных предприятий и представительств международных организаций;
28 Принципы разграничения функций в сфере управления ВЭС региона: принцип исключительной компетенции государственного уровня; принцип субсидиарности; принцип материально-финансовой эквивалентности.
29 Принцип исключительной компетенции государственного уровня (1): означает эксклюзивное и однозначное возложение прав и ответственности этого уровня власти в выполнении международных экономических обязательств, а также сохранение в рамках страны единого валютного и таможенного экономического пространства.
30 Аргументы в пользу использования принципа (1): чрезмерная децентрализация управления ВЭС регионов приводит к появлению отрицательных внешних эффектов, когда от принимаемых регионом мер по либерализации ВЭС выигрывают другие регионы и даже страны; региональные власти недееспособными в области валютной политики, использования тарифных и нетарифных методов, т.к. последствия принятия регионом таких решений объективно не могут быть пространственно локализованы.
31 Принцип субсидиарности (2): применительно к международной сфере рассматривается как возможность передачи на местный уровень решение тех вопросов, которые в силу региональной специфики и особых внешнеэкономических интересов наиболее эффективно могут быть решены именно на этом уровне.
32 Принцип материально-финансовой эквивалентности (3): означает, что делегируемые на региональный уровень полномочия в сфере международных экономических отношений должны быть адекватны финансовым и материальным ресурсам местных органов власти.
33 Распределение инструментов регулирования ВЭС региона между центральными и местными органами власти (торговля) Республиканский уровеньМестный уровень Административные методы - нормативно-правовые акты, регулирующие международную торговлю страны; - межгосударственные договора по развитию торговых отношений -разработка региональных программ развития экспорта; -выпуск информационных бюллетеней; -заключение договоров о межрегиональном экономическом сотрудничестве с другими странами
34 Распределение инструментов регулирования ВЭС региона между центральными и местными органами власти (торговля) Республиканский уровеньМестный уровень Валютная политика - введение валютных ограничений; - политика регулирования валютных курсов
35 Распределение инструментов регулирования ВЭС региона между центральными и местными органами власти (торговля) Республиканский уровеньМестный уровень Тарифные методы - механизм взимания таможенных пошлин; - политика тарифных ставок; - тарифная политика в рамках региональных объединений, в состав которых входит государство - совместная с национальным уровнем управления тарифная политика свободных экономических зон, созданных на территории; - согласование размера тарифных ставок по некоторым товарам, имеющим значение для региона
36 Распределение инструментов регулирования ВЭС региона между центральными и местными органами власти (торговля) Республиканский уровеньМестный уровень Нетарифные методы - лицензирование; - квотирование; - субсидирование - для предприятий мелкого и среднего бизнеса, СП и ИП с небольшим уставным фондом, объектов местного хозяйства, осуществляющих внешнеторговые операции.
37 Распределение инструментов регулирования ВЭС региона между центральными и местными органами власти (инвестиции) Республиканский уровеньМестный уровень Административные методы - нормативно-правовые акты, регулирующие международное движение капитала - решения в пределах своей компетенции об условиях иностранных инвестиций; - отвод земельных участков для строительства новых объектов; - планы застройки населенных пунктов
38 Распределение инструментов регулирования ВЭС региона между центральными и местными органами власти (инвестиции) Республиканский уровеньМестный уровень Прямые методы - разработка и реализация инвестиционных проектов с участием зарубежным партнеров на программной основе; - участие в создании объектов внешнеэкономической инфраструктуры; - создание свободных экономических зон - региональные программы привлечения иностранных инвестиций и развития международного сотрудничества; - организационные меры по улучшению инвестиционной привлекательности территории; - участие в создании объектов внешнеэкономической инфраструктуры; - участие в создании свободных экономических зон на территории; - информационное обеспечение внешнеэкономических связей
39 Распределение инструментов регулирования ВЭС региона между центральными и местными органами власти (инвестиции) Республиканский уровеньМестный уровень Финансово-кредитная политика - амортизационная политика; - политика процентных ставок; - условия кредитования участников рынка капитала; - страхование инвестиционных рисков - компенсация банкам льгот по кредитованию инвестиционных объектов, значимых для региона; - участие в страховании инвестиционных рисков
40 Распределение инструментов регулирования ВЭС региона между центральными и местными органами власти (инвестиции) Республиканский уровеньМестный уровень Налогово-бюджетная политика - льготное налогообложение; - субсидирование - льготы по местным налогам; - участие в субсидировании инвестиционных проектов регионального значения
41 Распределение инструментов регулирования ВЭС региона между центральными и местными органами власти (рабочая сила) Республиканский уровеньМестный уровень Административные методы - нормативно-правовые акты, регулирующие международное движение рабочей силы - разработка региональных образовательных программ повышения квалификации рабочей силы на уровне мировых стандартов; - содействие мобильности рабочей силы
42 Распределение инструментов регулирования ВЭС региона между центральными и местными органами власти (рабочая сила) Республиканский уровеньМестный уровень Организационные методы - создание образовательных центров; - организация конференций по вопросам международного бизнеса; - обмен делегациями. - создание образовательных центров; - организация конференций по вопросам международного бизнеса; - обмен делегациями.
43 ВОПРОС 4 Концепция приграничного сотрудничества и проблемы ее реализации в Республике Беларусь
44 Приграничное сотрудничество: форма региональной экономической интеграции, которая реализуется между региональными и местными властями в пределах приграничного региона (территории) и определяется особенностями региональной экономики.; согласованные меры административного, технического, правового и экономического характера по развитию сотрудничества приграничных территориальных сообществ сопредельных стран для решения общих проблем в сферах экономики, экологии и культуры в пределах полномочий региональных или местных властей, а также национальных структур, осуществляющих властные полномочия на местном уровне в соответствии с внутренним законодательством.
45 Подходы к определению приграничья: традиционный, определяющий километровую зону, расположенную по обе стороны границы, в качестве приграничной территории; проблемный, в соответствии с которым пространственный охват проблем, решаемых в результате приграничного сотрудничества, определят размеры приграничной территории; административный, при котором пограничье совпадает с территорией административно- территориальных единиц, имеющих границу с одной или несколькими странами и участвующих в приграничном сотрудничестве.
46 Приграничные регионы Республики Беларусь административно- территориальные единицы областного и районного уровня, имеющие общую границу с одной или несколькими сопредельными странами.
47 Основные задачи приграничного сотрудничества в Республике Беларусь: усиление дружбы, доверия и добрососедства между странами на основе развития культурных связей и сотрудничества в гуманитарной сфере, включая обучение, обмен между СМИ, общественными организациями, организацию культурных совместных мероприятий; реализация мер, препятствующих проявлению национализма, этнического и регионального сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории; обеспечение мер, предупреждающих и ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, имеющих трансграничное влияние;
48 Основные задачи приграничного сотрудничества в Республике Беларусь: содействие осуществлению внешней и внутренней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на границе Республики Беларусь, противодействие противоправным действиям (терроризм, оборот наркотиков, незаконная миграция, торговля людьми и т. д.); информационное обеспечение прохождения через приграничную территорию экспортно-импортных операций, организация их таможенного контроля, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов и терминалов;
49 Основные задачи приграничного сотрудничества в Республике Беларусь: устойчивое развитие и повышение благосостояния населения приграничной территории на основе активизации сотрудничества в сфере развития местного хозяйства, туризма, экологии и других областях; выравнивание уровня жизни населения по обе стороны границы и реализация целей регионального развития экономики приграничной территории; постепенное формирование общего приграничного рынка труда с целью сокращения миграции населения малонаселенной приграничной зоны и решения других проблем приграничной рабочей силы;
50 Основные задачи приграничного сотрудничества в Республике Беларусь: рациональное совместное использование природных ресурсов и повышение эффективности функционирования производственной и социальной базы приграничной территории, включая предотвращение дублирующей экономической деятельности, осуществление согласованной градостроительной политики на приграничной территории, создание и эффективное использование производственной и социальной инфраструктуры на приграничной территории.
51 Основные сферы приграничного сотрудничества в Республике Беларусь: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; экономика приграничной территории, занятость и общественные услуги населению; совместное сельскохозяйственное производство; туризм, транспорт и инфраструктура; здравоохранение и социальное обеспечение; пространственное планирование, городское и региональное развитие; культура, досуг, спорт и образование; взаимопомощь по борьбе с последствиями стихийных бедствий и катастроф.
52 Составляющие механизма приграничного сотрудничества в Республике Беларусь: информационно-организационная; финансово-экономическая; правовая.
53 Информационно-организационная составляющая приграничного сотрудничества : проведение встреч представителей региональных и местных властей и уполномоченных органов государственной власти на региональном уровне по вопросам приграничного сотрудничества; создание специальных органов (комиссий, комитетов, рабочих групп), состоящих из представителей каждой из сторон, для обмена информацией и анализа проблем, представляющих объект совместных действий, а также выполнения консультационных функций; формирование ассоциации (консорциумов) объектов коммунальной собственности территориальных сообществ для реализации совместной деятельности в одной из областей сотрудничества; организация СП, ориентированных в своей деятельности на приграничный рынок; развитие приграничных связей между субъектами хозяйствования и некоммерческими организациями.
54 Финансово-экономическая составляющая приграничного сотрудничества : поиск путей сближения и гармонизация финансовой и налогово-бюджетной систем, особенно в части реализации на локальном уровне (местное налогообложение, финансовая компетенция региональных и местных властей); унификацию местного налогообложения; совместное финансирование программ по различным направлениям приграничного сотрудничества; регулирование цен, тарифов транспортных и других услуг в пределах приграничной территории; беспошлинное перемещение товаров потребления определенной номенклатуры в случаях наличия таможенного режима; налаживание контактов между финансовыми и таможенными учреждениями.
55 Условия эффективного участия стран в приграничном сотрудничестве: принцип субсидиарности в деятельности местной власти; развитость института местного самоуправления и финансовое обеспечение реализации полномочий местных органов управления; наличие определенной внешнеэкономической компетенции на региональном уровне.
56 Основные направления деятельности органов местной власти в Республике Беларусь : разработка и реализация региональных программ приграничного сотрудничества; содействие уполномоченным национальным органам в осуществлении мер по налаживанию приграничных контактов; обеспечение информационного и организационно- экономического взаимодействия субъектов хозяйствования приграничной территории стран; реализация внешнеэкономических функций, законодательно закрепленных на региональном уровне управления.
57 Еврорегион «Буг» (член Ассоциации европейских приграничных регионов) Год создания: 1995 Состав: Волынская область, 2 района Львовской области (Украина); Брестская область (Беларусь); Люблинское воеводство (Польша) Площадь территории: ок. 80 тыс. кв. км Численность населения: более 5 млн. чел.
58 Направления сотрудничества в рамках еврорегиона «Буг» : территориальное планирование, коммунальная сфера, инфраструктура, транспорт и связь; охрана и улучшение состояния окружающей среды; расширение информации и создание баз данных; сотрудничество между организациями и различными отраслями хозяйства; образование, здравоохранение, культура, спорт и туризм; контакты органов местного самоуправления с населением; безопасность, взаимодействие правоохранительных органов и ликвидация угрожающих ситуаций.
59 Еврорегион «Неман» Год создания: 1997 Состав: Мариямпольский, Алитусский и Вильнюсский поветы (Литва); Гродненская область (Беларусь); Подлясское воеводство (Польша), 5 районов Калининградской области (Россия) Площадь территории: 69,8 тыс. кв. км. Численность населения: 3,6 млн. чел.
60 Направления сотрудничества в рамках еврорегиона «Неман»: совместные мероприятия в экономических отношениях; реализация совместных экологических проектов; сотрудничество в сферах образования, культуры, туризма; развитие приграничной инфраструктуры.
61 Еврорегион «Озерный край» (член Ассоциации европейских приграничных регионов) Год создания: 1999 Состав: Браславский, Верхнедвинский, Миорский, Поставский и Глубокский районы (Беларусь); Даугавпилсский, Краславский, Прейльский и Резекненский районы, включая города Даугавпилс и Резекне (Латвия); Зарасайский, Игналинский, Утенский и Швенченский районы, включая город Висагинас (Литва). Площадь территории: 21,9 тыс. кв. км. Численность населения: 0,6 млн. чел.
62 Направления сотрудничества в рамках еврорегиона «Озерный край»: пространственное планирование; образование, общественные организации, спорт; социальная сфера; культура; туризм и защита окружающей среды; развитие экономики, содействие предпринимательству; развитие инфраструктуры; решение проблем пересечения границ.
63 Еврорегион «Беловежская пуща» Год создания: 2002 Состав: Каменецкий, Пружанский, Свислочский районы (Беларусь); Гайновский повет (Польша). Площадь территории: 7,5 тыс. кв. км. Численность населения: ок. 0,2 млн. чел.
64 Направления сотрудничества в рамках еврорегиона «Беловежская пуща»: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; трансграничный экологический и культурный туризм; общественно-хозяйственное, культурное и научно-образовательное сотрудничество в приграничных территориях; сохранение уникального природного комплекса Беловежской пущи, в значительной мере определяющего климат континента.
65 Еврорегион «Днепр» (наблюдатель Ассоциации европейских приграничных регионов) Год создания: 2003 Состав: Гомельская область (Беларусь); Брянская область (Россия); Черниговская область (Украина). Площадь территории: 107,2 тыс. кв. км. Численность населения: 3,9 млн. чел.
66 Направления сотрудничества в рамках еврорегиона «Днепр»: всестороннее экономическое развитие; региональное развитие; коммуникации, транспорт, связь; образование, охрана здоровья, спорт и туризм; охрана и улучшение состояния окружающей среды; ликвидация чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий; содействие расширению контактов между жителями приграничных территорий, развитию сотрудничества между учреждениями, организациями и субъектами хозяйственной деятельности.
67 Наиболее успешные сферы приграничного сотрудничества ЕврорегионСферы БугТранспортно-коммуникационная сфера Экологическая сфера НеманЭкологическая сфера Ежегодная многоотраслевая выставка- ярмарка «Еврорегион «Неман». Озерный крайКультурная сфера Беловежская пуща Экологическая сфера Туризм Сохранение уникального природного комплекса «Беловежская пуща» ДнепрКультурная сфера Туризм
68 Проблемы приграничного сотрудничества в Республике Беларусь несоответствия в моделях социально-экономического развития приграничных экономик; асимметричность компетенции органов МУ и СУ; слабость организационно- финансовой базы органов МУ и СУ; политические преграды и др.
69 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.