Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНина Янышева
1 ОСНОВЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ Глазунов Г.П. Москва
2 Рекультивация при разливах нефти.
3 Правовые вопросы процедуры сдачи-приемки земель, восстановленных после загрязнения нефтепродуктами, существующими нормативными правовыми актами в основном урегулированы.
4 Аварийный разлив Не соответствует Соответствует критерию «чрезвычайная ситуация» Создается комиссия соответствующего уровня Не создается Рекультивация Сдача-приемка рекультивированных земель Норматив «допустимого остаточного содержания» нефти в почве (ДОСНП) для земель различного целевого назначения
5 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от ФЗ Ст. 6 Орган государственной власти субъекта РФ Правительство РФ Санитарно- гигиенический норматив предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве Норматив «допустимого остаточного содержания» нефти в почве (ДОСНП) для земель различного целевого назначения Земельный кодекс РФ П. 5 Ст. 13
6 Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613)
7 Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Федеральный горный и промышленный надзор
8 Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" Выделяются чрезвычайные ситуации при разливе нефтепродуктов: 1. Локального значения разлито 100 тонн 1. Местного значения разлито 500 тонн 1. Территориального значения разлито 1000 тонн 1. Регионального значения разлито 5000 тонн 1. Федерального значения разлито более 5000 тонн
9 Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613)
10 Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613) Время локализации разлива нефти и нефтепродуктов не должно превышать: 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве
11 Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" Отчет о проведении операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов должен содержать: в) оценку воздействия разлива нефти и нефтепродуктов на окружающую природную среду и здоровье населения; д) уровень остаточного загрязнения.
12 Порядок проведения полевых обследований загрязненных участков
13 Устранение разлива
14 Вакуумные бочки для сбора разлитой нефти
15 Мероприятия после разлива: ликвидация аварийного разлива нефти, обвалование участка, откачка нефти
16 Мероприятия после разлива: ликвидация аварийного разлива нефти, обвалование участка, откачка нефти
17 Мероприятия после разлива: ликвидация аварийного разлива нефти, обвалование участка, откачка нефти Приказом руководителя работ создается комиссия с участием заинтересованных сторон: представителей нефтедобытчика или нефтепереработчика и землевладельцев.
18 Основа для работы комиссии: «Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель»
19 Комиссия определяет: географическое положение нарушенного участка, его площадь, причину, источник и характер нарушения и загрязнения почв
20 Комиссия делает заключение о возможных способах рекультивации
21 Комиссия составляет «Акт осмотра земель, нарушенных и загрязненных в результате деятельности нефтяных компаний»
22 Комиссия составляет «Задание на составление проектно-сметной документации (ПСД) на рекультивацию земель».
23 На участках, подлежащих рекультивации, специалист нефтяной компании по охране окружающей среды совместно с представителем организации, имеющей лицензию на проведение обследования по выявлению деградированных и загрязненных земель, проводят почвенно-мелиоративные изыскания и исследования согласно «Инструкция по рекультивации земель, нарушенных и загрязненных при аварийном и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов» (РД ) и «М етодические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель»
24 Состав показателей по контролю за загрязненностью и деградацией почв для разработки мероприятий по охране, повышению плодородия и рациональному использованию земель регламентируется ГОСТ (Охрана природы. Почвы. Паспорт почв) и РД (Инструкция по контролю за состоянием почв на объектах предприятий Миннефтепрома)
25 Инструментальные почвенно-мелиоративные изыскания и исследования проводятся в соответствии с ГОСТ (Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб), ГОСТ (Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа), ГОСТ (Почвы. Отбор проб), РД
26 Основа рекультивации - почвенная карта (региональные нормативы остаточного содержания нефти в почвах после проведения рекультивационных работ дифференцированы в зависимости от типа почв) Пример: постановление 466-п Правительства ХМАО от г.
27 Приказ МПР России 574 «Временные рекомендации по разработке и введению в действие нормативов допустимого остаточного содержания нефти и продуктов её трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ» при разработке проектов рекультивации земель, подвергшихся загрязнению нефти, применяются нормативы ДОСНП. В настоящее время разработаны и утверждены нормативы ДОСНП лишь для одного субъекта РФ – ХМАО.
28 Постановление Правительства ХМАО 466-п от г «Об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры» различные нормативы ДОСНП для разных типов почв (можно составить картосхему нефтезагрязненных территорий с указанием участков, где содержание нефти превышает установленные нормативы).
29 В ХМАО разработаны требования к принимаемым после рекультивации землям, которые учитывают наличие на участках растительности с: ОПП > 60% для автоморфных почв и >30% для гидроморфных почв (торфяники и заболоченные земли) («Регламент на приемку земель, временно использованных при разведке, обустройстве и эксплуатации месторождений нефти и газа в Ханты-Мансийском автономном округе, Ханты- Мансийск, 1994»). Учет этих требований позволяет выявить участки, которые целесообразно оставлять под самовосстановление.
30 Разработке проекта рекультивации предшествует получение от землевладельцев технических условий на приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования. В них определены: 1. Границы угодий, в пределах которых необходимо проведение рекультивации 2. Мощность снимаемого плодородного слоя почвы по каждому нарушенному участку 3. Срок нанесения плодородного соя почвы с учетом уплотнения грунта, уложенного в траншею 4. Место временного хранения плодородного слоя почвы 5. Способ снятия, хранения, транспортировки и нанесения плодородного слоя почвы 6. Мощности наносимого плодородного слоя почвы 7. Меры по восстановлению плодородия земель 8. План земельного участка с планировочными данными, позволяющими определить объем земляных работ по рекультивации земель и их сметную стоимость.
31 Проект рекультивации разрабатывается согласно требованиям СНиП и содержит: 1. Пояснительную записку 2. Технологические схемы работ 3. Расчет материальных затрат 4. Сметные расчеты (локальные и сводные)
32 Обоснование способа рекультивации земель выполняется на основании совокупности агромелиоративных, агрохимических и биологических свойств почв.
33 Основные технологические показатели проекта следующие: 1. Вид химического мелиоранта, минеральных и органических удобрений, бакпрепаратов и параметры их качества 2. Расстояние от прирельсового склада до поля 3. Места буртования химических мелиорантов и органических удобрений с указанием их на почвенно-мелиоративной картограмме 4. Расстояние от складов удобрений до поля 5. Разбрасыватели мелиорантов и удобрений, посевная техника 6. Технологические схемы движения механизмов при внесении химических мелиорантов и удобрений 7.Погрузочно-разгрузочная техника 8. Машины для транспортировки мелиорантов, удобрений, семян и других материалов 9. Машины для планировки поверхности, обработки почвы 10.Трубы, компрессоры
34 Технологическая схема работ предусматривает: состав, последовательность и объем работ. На биологическом этапе рекультивации загрязненных нефтью земель она составляется на каждый рекультивируемый участок и включает: 1. Планировку поверхности 2. Внесение химического мелиоранта, органических и минеральных удобрений, бактериального препарата 3. Вспашку 4. Лущение 5.Кротование, щелевание с кротованием 6.Лункование, прерывистое бороздование 7. Снегозадержание и задержание талых вод 8. Предпосевную подготовку почвы 9. Буртование сильнозагрязненной почвы с устройством воздухоотводов 10. Распределение почвы из буртов по поверхности участка 11. Посев фитомелиорантов 12. Уход за посевами 13. Контроль за ходом рекультивации
35 Затраты на рекультивацию включают расходы на: 1. осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование; 2. проведение государственной экологической экспертизы проекта; 3. работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы; 4. нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы; 5. ликвидацию послеусадочных явлений; 6. очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора с последующим их захоронением или складированием в установленном месте; 7. восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.); 8. деятельность рабочих комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплаты работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.); 9. другие работы, предусмотренные проектом.
36 Проект рекультивации представляется в государственную экологическую экспертизу на уровне субьектов Российской Федерации (Закон РФ «Об экологической экспертизе, Глава III, Статья 12) и Согласовывается с местными органами МПР России и Роскомзема.
37 При составлении проектов рекультивации для различных субъектов РФ необходимо учитывать природно-климатические условия регионов, а также различную нормативно-правовую базу, действующую в субъектах.
38 Проведение рекультивационных работ регламентируются стандартом (ГОСТ «Общие требования к рекультивации земель»). В нем устанановлены общие требования, которые применяются при планировании, проектировании и производстве работ, связанных с нарушением земель и их рекультивацией. Конечной целью рекультивации земель является восстановление естественных сообществ.
39 Стадийность природных механизмов разложения нефти на земной поверхности: 1 - в среднем 1,5 года. Преобладают физико-химическиепроцессы: проникновение нефти в глубь почвы, испарение легких фракций, вымывание, окисление атмосферным кислородом и фотохимическое разложение нефтяных углеводородов. Концентрация нефти в почве снижается на 40-50%.
40 Стадийность природных механизмов разложения нефти на земной поверхности: 1 - в среднем 1,5 года. Преобладают физико-химическиепроцессы: проникновение нефти в глубь почвы, испарение легких фракций, вымывание, окисление атмосферным кислородом и фотохимическое разложение нефтяных углеводородов. Концентрация нефти в почве снижается на 40-50%. 2 - дополнительно 3-4 года. Происходит разрушение самых токсичных для растений и почвенных животных метано-нафтеновых фракций. Разложение нефти происходит под действием почвенных углеводородокисляющих микроорганизмов.
41 Стадийность природных механизмов разложения нефти на земной поверхности: 1 - в среднем 1,5 года. Преобладают физико-химическиепроцессы: проникновение нефти в глубь почвы, испарение легких фракций, вымывание, окисление атмосферным кислородом и фотохимическое разложение нефтяных углеводородов. Концентрация нефти в почве снижается на 40-50%. 2 - дополнительно 3-4 года. Происходит разрушение самых токсичных для растений и почвенных животных метано-нафтеновых фракций. Разложение нефти происходит под действием почвенных углеводородокисляющих микроорганизмов. 3 - дополнительно лет. Характеризуется микробиологическим разложением остатка углеводородов и смолисто-асфальтеновых компонентов, которые образуют на загрязненной поверхности сплошные жесткие корочки. В начале стадии возможно возобновление некоторых видов растений, устойчивых к повышенному содержанию нефти в грунте, но корка им мешает.
42 Естественное разрушение нефти - более 25 лет Токсические свойства нефти исчезают - более лет
43 Естественное разрушение нефти - более 25 лет Токсические свойства нефти исчезают - более лет Продукты разложения нефти: включаются в почвенный гумус растворяются и удаляются из почвенного профиля
44 Основные ошибки при проведении рекультивации на болотах: 1. Движение по рекультивируемой поверхности тяжелой болотоходной техники 2. Проведение работ без обоснованного выбора метода рекультивации (без анализа проб торфа) 3. Нарушение норм и технологий внесения минеральных удобрений, раскислителей и бактериальных препаратов 4. Отсутствие работ по аэрации рекультивируемой поверхности 5. Отсутствие повторной обработки сильнозагрязненных участков. 6. Посев луговых и полевых трав, не характерных для местных условий.
45 Движение тяжелой болотоходной техники: Комплект машин для выполнения всего комплекса работ по ликвидации аварийных разливов нефти на торфяных залежах (от откачки и сбора нефти на месте аварии до отбора проб при проведении ежегодного мониторинга пораженных участков) на базе торфяного канавокопателя МТП-37
48 Конец лекции 7
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.