Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТимофей Миханькин
1 Налоговая политика РФ как инструмент экономического развития в современных условиях: реалии и перспективы Научно-практический семинар кафедры «Экономика и финансы» Декабрь 2014
2 Структура налоговой системы РФ (с ) Патентная система налогообложения
3 Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
5 Регулирующая функция
6 Взаимосвязь и внутреннее единство фискальной и регулирующей функций
7 Контрольная функция
8 Социальная функция
9 Основные недостатки налоговой системы РФ Крайняя нестабильность налогового законодательства Неурегулированность определенных позиций НК РФ Противоречивость информационного пространства 1 2 3
10 Внесение изменений Внесение изменений В годах было принято соответственно 33 и 38 налоговых законов, которые затронули более 100 норм Налогового кодекса в 2012 году и более 270 норм в 2013 году. Правительством за два последних года внесен 41 законопроект о принятии тех или иных поправок в Налоговый кодекс.
11 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. Ориентиры : поручения Президента в ежегодном Послании Федеральному собранию « дорожные карты » оставшиеся нереализованными основные направления налоговой политики на предыдущие годы.
12 Налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации – федеральный уровень Реализация дорожных карт : « Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта » - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г р - электронный документооборот при подтверждении ставки 0% по НДС « Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей » - распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 марта 2013 г р - « Повышение качества регуляторной среды для бизнеса » - распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г р - сокращение издержек хозяйствующих субъектов при применении контрольно - кассовой техники « Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации » - распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г р - ускоренное развитие российской финансовой индустрии « Совершенствование налогового администрирования » - распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г р - отчетность, сближение учета, эффективность администрирования НДС, эл. документооборот, спец. налоговые режимы, избыточный документооборот, формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа - представлять ежеквартально, до 5- го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана. 3
13 Основные направления налоговой политики на 2015 и плановые годы Одобрены Правительством Российской Федерации Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2018 году. I. Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и экономике зарубежных стран ( конъюнктурная и структурная составляющая нагрузки )
14 Возможные варианты повышения налоговой нагрузки Налог с продаж – ставка 3% от величины наличных и безналичных расчетов Повышение налога на добавленную стоимость до 20% Повышение ставки НДФЛ для резидентов до 15% Введение прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ (долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется – Основные направления на гг.) Дифференцированная отмена льгот Отмена предельного ограничения на начисления в ФФОМС (Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" Увеличение ставок акцизов Введение местных сборов
19 Рейтинг « Ведение деятельности » Индикатор « Налогообложение » Российская Федерация в отчете Doing Business 2014, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2012 года, поднялась за год в списке с 112 до 92 позиции, в том числе по индикатору « Налогообложение » со 130 на 56 место. В 2018 году – 20 место планируется в целом и 50 по индикатору « Налогообложение » Индикатор « Налогообложение » предоставляет информацию о налогах, которые должна уплатить в определенном году компания среднего размера, а также сопоставляет административную нагрузку, связанную с уплатой налогов.
22 Причины : Наиболее крупными налоговыми расходами бюджета в 2012 году, на которые приходится около 55% налоговых расходов и составляющими 1,62% ВВП, являлись : - 0,34% ВВП (209,5 млрд. руб.) – « амортизационная премия » и повышенные коэффициенты амортизации по налогу на прибыль организаций ; - 0,30% ВВП (186,5 млрд. руб.) – льготы по налогу на имущество организаций по инфраструктурным объектам ( магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, железнодорожные пути, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов ); - 0,25% ВВП (156,0 млрд. руб.) – применение при расчете налога на добычу полезных ископаемых понижающих коэффициентов ; - 0,22% (134,4 млрд. руб.) – убытки прошлых лет, уменьшающие налоговую базу текущего налогового периода ; - 0,22% (133,4 млрд. руб.) – региональные льготы и пониженные ставки по налогу на имущество организаций ; - 0,13% (83,1 млрд. руб.) – обложение налогом на прибыль организаций по ставке 0% дивидендов, распределенных российским организациям ; - 0,10% (63,1 млрд. руб.) – пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, установленные законами субъектов Российской Федерации. - 0,06% (38,3 млрд. руб.) – 0% ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций, осуществляющих медицинскую и образовательную деятельность.
23 Структура документа II. Основные итоги реализации налоговой политики Введение на территории Дальнего Востока и Забайкалья с 1 января 2014 года положений, направленных на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа ( преференции - до 2029 г.) – регулирующая функция Повышенное налогообложение престижного потребления - фискальная функция Налогообложение недвижимого имущества организаций – с – частично по кадастровой стоимости – фискальная функция
24 II. Основные итоги реализации налоговой политики Акцизное налогообложение – бензин, табак, алкогольная продукция – фискальная и социально - воспитательная функции ; Совершенствование налогообложения добычи природных ресурсов ( НДПИ ) – преференции для морских месторождений, коэффициенты, учитывающие сложность добычи нефти и газа ( с г.) – регулирующая функция Налоговое администрирование – противодействие уклонению от уплаты налогов – контрольная функция
25 Структура документа III. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов 3.1. Меры, направленные на создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально - экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край, республику Крым и Севастополь – регулирующая функция 3.2. Субъектам РФ будет предоставлено право устанавливать для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, « налоговые каникулы » в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в годах с установлением ограничений по основным количественным показателям – регулирующая функция 3.3. Получение патента самозанятыми гражданами на территории муниципального округа – регулирующая функция 3.4 Меры, направленные на деофшоризацию экономики – обмен информацией между странами, использование ДИДН только при условии предоставления сведений о бенефициарных собственниках, введение института налогового резидентства для юридических лиц. Обмен информацией по налоговым вопросам - ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Разработан проект Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями – контрольная функция 3.5 Применение вновь вводимых налоговых льгот на временной основе - фискальная функция Примечание : "... бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно ( через третьих лиц ) владеет ( имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале ) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента ;..."
26 Акцизы Начиная с 2012 года, индексация ставок акцизов на алкогольную продукцию, производимую с добавлением этилового спирта, осуществлялась темпами, существенно превышающими индекс инфляции, а также темпы роста ставок акцизов на другие подакцизные товары ( за исключением табачной продукции и нефтепродуктов ) Налоговая политика в отношении табачных изделий определяется планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в годах, а также Федеральным законом « Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака ». Запланирован рост акцизов. С 1 июля 2014 года вводится авансовый платеж акциза компаниями, закупающими спирт в странах - участницах Таможенного союза. Далее на спиртосодержащую и крепкую алкогольную продукцию в 2016 году заложен рост на 10 процентов по сравнению с 2015 годом, а на слабоалкогольные виды на 5,4 процента. За 2014–2016 годы акциз по группе табачных изделий товаров увеличится в 2,27 раза.
27 Акцизы Ставки акцизов на дизтопливо в период 2015–2016 годов по топливу класса 5 вырастут на 25% ( по сравнению с 2014 годом ), стоимость топлива класса 4 с 2016 года будет приравнена к ставке по топливу класса 5. Ставка акцизов по моторным маслам с 2014 года вырастет на 16 % Акциз на бензин 5 класса : рост – 147% 2014 г. – 6450 руб. за тонну ; 2015 г. – 7750 руб. за тонну ; 2016 г. – 9500 руб. за тонну Рост ставок на бензин связан с переходом на производство бензина и дизельного топлива не ниже класса 5. Прямогонный бензин – 2015 г. - рост 20%, 2016 год – 9%
28 Установлены ставки акцизов на бензин 5 класса с – закон 366- Фз от год – 7530 руб. за тонну 2017 год – 5830 руб. за тонну
29 Изменения, вводимые в действие с дополнен перечень подакцизных товаров ( включение в перечень бензола, параксилола или ортоксилола, а также авиационного керосина и природного газа ) – фискальная функция ; увеличены ставки по водному налогу – фискальная функция ; С 1 января 2015 года движимое имущество, не входящее в 1 и 2 классификационные группы, если оно получено в связи с реорганизацией, ликвидацией юридических лиц, передачей, включая приобретение имущества между взаимозависимыми лицами – облагается налогом на имущество организаций, в том числе и поставленное на учет в 2013 и 2014 гг. - контрольная функция ; взаимозависимыми лицами увеличение налоговой ставки по налогу на прибыль с 9 до 13 процентов по доходам российских организаций в виде дивидендов – фискальная функция ; увеличение ставки НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физлицами - резидентами РФ, с 9 до 13 процентов – фискальная функция ; отмена нормирования процентов по долговым обязательствам – регулирующая функция ; « налоговый маневр » - поэтапно сокращаются вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат – фискальная функция ; Глава 32 НК РФ – « Налог на имущество физических лиц » – фискальная функция ; Глава 33 НК РФ – « Торговый сбор » – фискальная функция
30 Объектом налогообложения налога на имущество физических лиц признается жилой дом жилое помещение (квартира, комната) гараж машино - место единый недвижимый комплекс объект незавершенного строительства Иные здания, строения, сооружения, помещения Не признается объектом налогообложения: имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома Федеральный Закон от 9 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц» Глава 32 Налогового Кодекса Российской Федерации «Налог на имущество физических лиц» (введение в действие с 1 января 2015 года)
31 Сравнительный анализ показателей по налогу на имущество физических лиц исходя кадастровой стоимости и инвентаризационной стоимости Квартиры от инвентаризационной стоимости от кадастровой стоимости (по базовой ставке -0,1 %) от кадастровой стоимости (с понижающим коэф.) Налоговая нагрузка на 1 налогоплательщика 424 руб руб. 752 руб. Годовая сумма налога в целом по краю 251 млн. руб млн. руб. 440 млн. руб. Дома от инвентаризационной стоимости от кадастровой стоимости (по базовой ставке -0,1%) от кадастровой стоимости (с понижающим Коэф.) Налоговая нагрузка на 1 налогоплательщика руб руб руб. Годовая сумма налога в целом по краю 867 млн. руб млн. руб млн. руб. РОСТ – в 1,8 раз (или +189 млн. руб. в бюджет) РОСТ – в 1,8 раз РОСТ – в 1,3 раз РОСТ – в 1,4 раз (или +312 млн. руб. в бюджет)
32 Порядок исчисления налога Сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, Н1 - сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы К – коэффициенты применяются в первые четыре налоговых периода исчисления налога исходя из кадастровой стоимости. Первый год: 0,2, второй 0,4, третий 0,6, четвертый 0,8 Таким образом налог будет каждый год повышаться 20%. Начиная с пятого налогового периода налог определяется без учета коэффициентов. Начиная с 1 января 2020 года, налоговая база по налогу на имущество физических лиц будет исчисляться на всей территории РФ только исходя из кадастровой стоимости.
33 Письмо ФНС России от N "О налоге на имущество физических лиц" Всеми муниципальными образованиями должны быть приняты нормативные правовые акты об установлении налога на имущество физических лиц и опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года независимо от того, каким образом будет определяться налоговая база: исходя из инвентаризационной или кадастровой стоимости. Вариант 1 – субъект РФ в срок до 20 ноября 2014 года вводит закон о применении кадастровой стоимости для расчета налога Вариант 2 – если не вводит, то налоговой базой остается инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора, за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи НК РФ – в 2015 году - 1,147
34 Приказ Минэкономразвития России от N 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год» Зарегистрировано в Минюсте России N На 2015 год коэффициенты-дефляторы установлены в следующих размерах: НДФЛ - 1,307 (1,216); ЕНВД - 1,798 (1,672) УСН, ПСН и налог на имущество физических лиц - 1,147 (1,067). Примечание: ЕНВД - К1 с – 1,569, с – 1,4942. Рост на 2015 год – 7,5% УСН – 45,0 млн. * 1,147 = 51,615 млн.; 60,0 млн. * 1,147 = 68,82 млн.
35 Налоговое администрирование (реализация контрольной функции, связанной с фискальной и через нее – с регулирующей)
36 Изменения, вводимые в действие с Федеральный закон от N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Закон направлен на пресечение использования офшорных юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды Контролирующими лицами считаются следующие субъекты (п. 3 ст НК РФ в редакции Закона): 1) физлицо или юрлицо, доля участия которого в компании составляет более 25 процентов; 2) физлицо или юрлицо, доля участия которого в компании составляет более 10 процентов, при условии что доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой компании составляет более 50 процентов.
37 Ответственность контролирующих лиц С 1 января 2015 года контролирующее лицо несет ответственность, если:контролирующее лицо не представит финансовую отчетность и аудиторское заключение вместе с декларацией – штраф в размере руб.; не включит в налоговую базу долю прибыли контролируемой иностранной организации – штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее руб.;контролируемой иностранной организации вовремя не уведомит налоговую инспекцию о контролируемых иностранных организациях – штраф в размере руб. по каждой иностранной организацииконтролируемых иностранных организациях
38 Обязанности налогоплательщиков – п. 5.1 ст. 23 С 1 января 2015 г. для налогоплательщиков, которые должны представлять налоговую декларацию ( расчет ) в электронной форме, будет введена новая обязанность отправить налоговым органам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.
39 Новые основания для приостановления операций по счетам налогоплательщика – с … в случае, если не будет исполнена обязанность по передаче налоговому органу в течение 6 раб. дней квитанции о приеме : - требования о представлении документов ( п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст НК РФ ); - требования о представлении пояснений ( п. 3 ст. 88 НК РФ ); - уведомления о вызове в налоговый орган ( подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ ). в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи
40 Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей – с В случае блокировки счета открыть новый счет в другом банке теперь нельзя – п. 12 ст. 76 Используется сервис ФНС - " Банкинформ " ( интернет - адрес service.nalog.ru/bi.do). С января 2014 г. данный сервис позволяет банкам получать информацию о приостановлении операций по счетам. Для этого по адресу service.nalog.ru/bi.do надо ввести ИНН налогоплательщика и БИК банка, от имени которого проверяется информация.
41 Вводится новая форма декларации по НДС, сроки ее предоставления и сроки уплаты налога Приказом ФНС от ММВ -7- Новый п.5.1 ст. 174 НК РФ В декларацию включаются сведения, указанные в следующих документах : - в книге покупок и книге продаж налогоплательщика ; - в журнале учета полученных и выставленных счетов - фактур. Это касается случая выставления и ( или ) получения счетов - фактур при осуществлении налогоплательщиком ( налоговым агентом ) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров. При этом указываются сведения в отношении посреднической деятельности ; - в выставленных счетах - фактурах. Это правило распространяется на лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ. Ими, в частности, являются неплательщики НДС, выставившие счета - фактуры с выделенной суммой налога.
42 Совершенствование налогового администрирования С 1 января 2015 г. введен понижающий коэффициент для расчета размера госпошлины, уплачиваемой физлицами при совершении юридически значимых действий с использованием порталов государственных ( муниципальных ) услуг и иных порталов, которые интегрированы с единой системой идентификации и аутентификации, и получении результата услуги в электронной форме. Величина коэффициента составляет 0,7 ( п. 4 ст НК РФ, п. п. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от N 221- ФЗ ). С 1 января 2015 года увеличиваются размеры госпошлины за большинство видов юридически значимых действий – фискальная функция
43 Личный кабинет налогоплательщика С 1 июля 2015 г. в Налоговом кодексе РФ закрепляется понятие личного кабинета налогоплательщика. Согласно п. 1 ст НК РФ им признается информационный ресурс, размещенный на официальном сайте ФНС России. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены случаи, когда данный ресурс используется для реализации налогоплательщиком и инспекцией своих прав и обязанностей. В частности, с помощью личного кабинета могут быть осуществлены следующие действия : - передача в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями сведений, определенных в п. 2 ст. 23 НК РФ, в том числе о случаях участия в российских организациях ( при прямой доле участия свыше 10 процентов ), а также об открытии ( закрытии ) обособленных подразделений ( п. 7 ст. 23 НК РФ ); - передача налогоплательщику акта совместной сверки ( пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ); - направление инспекцией налогового уведомления ( п. 4 ст. 52 НК РФ ). Напомним, что на основании данного уведомления физлица уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество ( п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ ); - передача налогоплательщику требования об уплате налога ( п. 6 ст. 69 НК РФ ); - подача налогоплательщиком заявления о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, а также о возврате излишне взысканных сумм ( п. п. 4, 5, 6 ст. 78 и п. п. 2 и 5 ст. 79 НК РФ ); - подача налогоплательщиком декларации, а также расчета авансовых платежей по налогу или расчета по сбору ( п. п. 1 и 4 ст. 80 НК РФ ); - представление налогоплательщиком документов по требованию инспекции в порядке ст. 93 НК РФ ( п. 2 ст. 93 НК РФ ). Порядок осуществления документооборота через личный кабинет налогоплательщика должна утвердить ФНС России ( п. 4 ст. 31 НК РФ ).
44 Налоги физических лиц С 1 января 2015 г. вводится новая обязанность физлиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги ( п. 2.1 ст. 23 НК РФ ). Исключения : 1. сообщение в инспекцию направлять не надо, если физлицо получало налоговое уведомление по указанным объектам 2. лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога. Физлицо должно представить в налоговый орган правоустанавливающие ( правоудостоверяющие ) документы и ( или ) документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом – до Начисление налогов будет с В дальнейшем представлять сообщения и упомянутые документы необходимо будет тем лицам, которые не получили уведомление по объектам, приобретенным в 2015 г. и последующих годах ( п. 2.1 ст. 23 НК РФ )
45 Законопроект В Госдуму внесен законопроект о порядке возврата активов в Российскую Федерацию - направлен в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам Предлагается установить, что в период с 1 января 2015 г. и по 30 июня 2015 г. владельцы беглых капиталов вправе перечислять денежные средства из иностранных банков на свои счета в банках РФ, а также декларировать расположенное за пределами РФ имущество без предоставления документов об источниках получения денежных средств и имущества. Заявительный платеж, который надо уплатить в целях легализации активов, должен рассчитываться по ставке 2,5%. При этом владельцам активов предоставляются следующие гарантии : освобождение от обязанности по уплате налога, пени и штрафа в связи с операциями по приобретению, возврату и легализации в рамках настоящего закона данного имущества и денежных средств ; непривлечение к административной и ( или ) уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства РФ и законодательства о валютном регулировании и валютном контроле ; запрет на запрос у владельца любых документов и сведений касательно источников и обстоятельств приобретения данных денежных средств и имущества. Примечание : решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы пока нет.
46 Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года Предприниматели справедливо говорят о необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги. Полностью с этим согласен. Предлагаю на ближайшие четыре года « зафиксировать » действующие налоговые условия. И к этому вопросу больше не возвращаться. Не менять их. … При этом необходимо реализовать уже принятые решения по облегчению налогового бремени. Прежде всего, для тех, кто только начинает свою работу. Как и договаривались, для малых предприятий, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние « налоговые каникулы ». Также льготы получат производства, начинающиеся с « нуля ». 1
47 Принцип «3 П» ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОСТЕПЕННОСТЬ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.