Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПолина Атикова
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Чиркина Светлана Евгеньевна, доцент кафедры психологии ИПО К(П)ФУ, к. пс. н
2 Психологическое насилие во взаимодействии Насилие – физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое правомерно понижает его нравственный (духовный), психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в т.числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. И.А. Баева
3 Психологическое насилие Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. Выражается в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.
5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУЛЛИНГА Английское слово боулинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально- психологическим и педагогическим термином, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем.
6 Картина в цифрах Буллинг – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта KidsPoll, боулингу подвергались 48 %, в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42 %, причем 20 % - многократно. Всемирная организация здравоохранения проводит периодический мониторинг аспектов поведения школьников, влияющих на их здоровье. Один из разделов посвящён насилию в школах. По данным за 2010 год регулярному насилию в наших школах подвергаются 21 % девочек и 22 % мальчиков в возрасте 11 лет; 20 % девочек и 19 % мальчиков в возрасте 13 лет; 12 % девочек и 13 % мальчиков в возрасте 15 лет. Сами регулярно обижают других 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц.периодический мониторинг
7 КОМПОНЕНТЫ БУЛЛИНГА Оно осуществляется регулярно. Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью. Это поведение является умышленным. Это поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности.
8 Булли и их жертвы как бы дополняют друг друга, между ними складываются специфические парные отношения, которые развертываются в системе детских внутригрупповых взаимоотношений. Психологическая взаимосвязь боулинга и виктимизации достоверно прослежена не только в США, Канаде и европейских странах, но и в Индии и Южной Корее. Тем не менее связь боулинга и виктимизации не имеет однозначного объяснения.
9 На личностном уровне, «классические» були отличаются повышенной агрессивностью, слабым самоконтролем за своими импульсами и высокой терпимостью к агрессивному поведению как таковому. Иногда за этим стоят врожденные генетические или гормональные особенности, например, повышенный уровень «мужского» гормона тестостерона. Как правило, типичный були не страдает пониженным самоуважением и достаточно уверен в себе. Булли применяют силу не спонтанно, в связи с обычными детскими конфликтами, а сознательно, оставаясь эмоционально спокойными и равнодушными
10 Кибербоулинг Конкретные формы и способы боулинга постоянно меняются. Новейшее «достижение» в этой области – так называемый кибербоулинг, т.е. боулинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации. Как и среди обычных були, среди кибербули преобладают мальчики. Девочки, ставшие жертвами кибербоулинга, чаще мальчиков сообщают об этом взрослым.
11 Сами дети часто скрывают, что их преследуют и травят одноклассники: обращайте внимание на тревожные «звоночки». Нужно безотлагательно выяснить, всё ли в порядке, если ребёнок: постоянно находится в подавленном настроении; стал получать низкие оценки; ищет предлоги, чтобы не идти в школу; по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты; приходит домой с испорченной или грязной одеждой, порванными учебниками и тетрадями; то и дело «теряет» вещи и карманные деньги; отказывается выходить играть во двор; часто приходит домой с синяками и ссадинами; не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости; стал замкнут или вспыльчив, срывает зло на младших братьях и сёстрах.
12 Что делать, если вы узнали, что ребёнок стал жертвой боулинга? Первое. Нужно усвоить для себя, что травля это травля, и ответствен за неё не ребёнок, каким бы «нестандартным» он ни был. Второе. Объяснить это ребёнку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой боулинга нет. Проблема, вероятно, есть, но вины нет и быть не может. Третье. Объяснить это классу. Часто сами обидчики, особенно младшего возраста, не ведают, что творят. Взрослый должен сказать им, что это не дразнилки, не игра. То, чем они занимаются травля, гадкое, недопустимое поведение. Вот только «давить на жалость» при это не в коем случае нельзя. Вопрос должен ставиться не в форме «Представляете, как ему плохо?», а только: «Как вам было бы на его месте? Что чувствовали бы вы?».
13 «Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать?» норвежский психолог Дан Ольвеус
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.