Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДарья Севергина
1 г. Заполярный МБОУ СОШ 9 Домбровская О.М., учитель-логопед Май 2012
2 Определение коммуникативной компетенции. Общая характеристика особенностей речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью. Организация коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Театрально-игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетенции.
3 Коммуникативная компетенция - это способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Коммуникативная компетентность ребенка включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
4 Нарушения речи умственно отсталых детей носят системный характер. Устная речь детей с умеренной умственной отсталостью чрезвычайно примитивна и бедна как по содержанию, так и по своему внешнему выражению. Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуется стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.
5 «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах»; замедленный темп развития моторики, в том числе и речевой; ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении; недоразвитие познавательной деятельности.
6 Она должна быть направлена на: устранение вялости артикуляции, на устранение дефектов произношения; развитие умения соотносить слово с предметом, явлением, признаком, действием, которое оно обозначает; уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки; как можно более полное ознакомление детей на любом занятии со всякими незнакомыми словами, включая правильное его произнесение, чтение, соотнесение с наглядным материалом и включение в предложение; обучению правильному употреблению падежных форм имен существительных и адекватному использованию предлогов.
7 Одним из эффективных путей развития вербального общения детей с интеллектуальной недостаточностью служит театрально - игровая деятельность. Эта деятельность должна быть специально организована. Основное, чему должны научиться дети с умеренной умственной отсталостью, - адекватное речевое и эмоциональное общение, умение использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.
8 Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
9 музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, логораспевки и др);
10 художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
11 сюжетно-ролевые игры ( игры «В гостях», «В магазине», «На почте», «Разговор по телефону» и др. не только развивают речь детей, но и знакомят их с этикетом, способствуют социализации детей в обществе); театрально-игровая деятельность (игры- драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры)
12 В педагогической литературе существуют разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет. Она выделяет игры-драматизации режиссерские игры
13 В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонации, мимики, пантомимы. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
14 В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых на занятиях: настольный, плоскостной и объемный, кукольный; катушечный; баночный; кулачковый и т.д.
15 создает оптимальные условия для коррекции речевых нарушений у детей; повышает мотивацию на устранение собственных речевых дефектов; активизирует словарь; способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка; развивает коммуникативную компетентность; способствует социализации ребенка в обществе.
16 Белобрыкина О.А «Речь и общение» г. Ярославль, Ватажина А.А, Малинкин Н.С Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с умственной отсталостью от 4 до 10 лет. г. Москва, 1971 Вайзман Н.П «Психомоторика умственно отсталых детей»г. Москва, Ефимова Л.Н, Садовникова И.Н «Формирование связной речи у детей- олигофренов» г. Москва, Лалаева Р.И «Нарушение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников» Л,1988. Лисина М.И «Потребность в общении. Проблема онтогенеза общения» г. Москва, Ляпидевский С.С «Невропатология» г. Москва, Парамонова Л.Г «Нарушения речи учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции» М, -Л, Петрова В.Г «Речь умственно отсталых школьников. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» г. Москва, Петрова В.Г «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» г. Москва, Тихеев Е.В «Развитие речи дошкольника» г. Москва, Фоменко О.В «Воспитание у умственно отсталых детей нравственного отношения к окружающим» г. Москва,1991. Школьникова Н.Н «Система развития коммуникации поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» г. Москва, 1993.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.