Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалентин Баратаев
3 Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинств других людей лежат в основе гуманных поступков людей и в основе правил, направленных на защиту человека.
4 Правовой компонент. В условиях вооруженных конфликтов соблюдение норм Международного гуманитарного права способствует защите людей
5 Литературоведческий компонент. Художественное осмысление автором исторических, правовых и гуманистических проблем
6 «ТАК КТО ЖЕ ОН – ЭТОТ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННЫЙ?»
7 1. Обобщить сведения об истории чеченских войн; Опираясь на текст рассказа В.С. Маканина «Кавказский пленный», выяснить: а) соблюдаются ли законы ведения локальных войн и нормы Международного гуманитарного права; б) каково положение человека в процессе таких войн, какими гуманистическими принципами руководствуется он, оказавшись в ситуации нравственного выбора;
8 2. Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, решать проблемные задания, участвовать в дискуссии; 3. Способствовать формированию гражданско-правовой компетенции и гуманистических взглядов;
9 1. История Чеченских войн. 2. Писаные и неписаные законы войны в рассказе В.С.Маканина «Кавказский пленный». 3. Право на жизнь и война в произведении. 4. Трактовка названия рассказа. 5. Открытый финал рассказа и смысл риторического вопроса. (Домашнее задание).
10 Порядок работы : 1. На основе фрагмента текста и знания всего произведения ответить на поставленный главный вопрос; 2. Записать вывод на отдельном листе; 3. Передать готовый вариант ответа оператору для обработки;
11 «…Гуров: - И чего ты упрямишься, Алибек!.. Ты ж, если со стороны глянуть, пленный. Все ж таки не забывай, где ты находишься. Ты у меня сидишь. -Это почему же я у тебя? -Да хоть бы потому, что долины здесь наши. -Долины ваши, а горы наши. Алибеков смеется: -Шутишь, Петрович. Какой я пленный… Это ты здесь пленный! Смеясь, он показывает на Рубахина, с рвением катящего тачку: Он пленный. Ты пленный. И вообще каждый твой солдат пленный. Смеется: А я как раз не пленный.
12 Молодая женщина вдруг плачет, рассказывает, что недавно она сбилась с дороги и ее изнасиловали. Вовка-стрелок, удивленный, присвистывает: вот ведь как!..Посочувствовав, он спрашивает(с любопытством) сколько же их было? Их было четверо, она всхлипывает, утирая глаза уголком простыни. Ему хочется порасспросит. Но ей хочется помолчать. Она утыкается головой ему в грудь: хочется слов утешения; просто чувств.
13 «Без перемен: две грузовые машины (Рубахин видит их издали) стоят на том самом месте. Дорога с ходу втискивается в проход меж скал, но узкое место стерегут боевики. Машины уже обстреляны, но не прицельно.(А продвинься они еще хоть на сколько-то, их просто изрешетят.) Стоят машины уже четвертый день; ждут. Боевики хотят оружия- тогда пропустят. -…не везем мы автоматов! Нет у нас оружия!- кричат со стороны грузовиков. В ответ со скалы выстрел. Или целый град выстрелов, длинная очередь. И в придачу смех га- га- га- га!... Такой радостный, напористый и так по-детски ликующий катится с высоты гор.»
14 … С пленными в общем-то делать нечего: молодых отпустят, матёрех месяца два- три подержат на гауптвахте, как в тюрьме, ну а если побегут, их не без удовольствия перестреляют…война.»
15 Вовка заворачивал к столовой. «… на обмен взяли. Подполковник разрешение дал, спешил опять сказать Вовка, опережая расспросы встретившихся солдат из взвода Орликова. Солдаты, сытые после еды, выкрикивали ему, мол, передавай привет. Спрашивали, кто в плену? На кого меняем?! -На обмен,- повторял Вовка-стрелок. Сержант Ходжаев крикнул: -Молодцы, хорошо поймали! Таких любят!... Их начальник, он мотнул в сторону гор, таких очень любит. Чтобы пояснить, Ходжаев еще засмеялся, показав крепкие белые солдатские зубы. -Два, три, пять человек на одного выменяешь! – крикнул он. Таких, как девушку любят! И, поравнявшись, подмигнул Рубахину. Рубахин хмыкнул. Он вдруг догадался, что его беспокоило в пленном боевике: юноша был очень красив.»
16 « Слева и справа(давя на боковое зрение) теснились те самые горы, которые обступали его здесь и не отпускали. Рубахин свое отслужил. Каждый раз с«Рубахин курил, делая медленные затяжки. Он лежал на спине, глядел в небо, собираясь послать всех(и навсегда уехать домой, в степь за Доном), он собирал наскоро свой битый чемодан и …и оставался. -И что здесь такого особенного? Горы?..- проговорил он вслух, с озлобленностью не на кого-то, а на себя. Что интересного в стылой солдатской казарме, да и что интересного в самих горах? Думал он с досадой. Он хотел добавить, мол уже который год! Но вместо этого сказал: «Уже который век!..» –он словно бы проговорился; слова выпрыгнули из тени, и удивленный солдат додумывал теперь эту тихую, залежавшуюся в глубине сознания мысль. Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнезда. Но все-таки горы?! Там и тут теснятся их желтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавая, немая торжественность, но что, собственно, красота их хотела ему сказать? Зачем окликала?»
17 ВОЙНА: 1. берет в плен всех: она делает людей заложниками чьих-то коварных замыслов; 2. толкает на служебные преступления; 3. заставляет хитрить, лукавить, разрушая душу народа; 4. разъединяет ранее дружественные народы; 5. затягивает в свои сети людей, становясь для них привычным делом; Война и гуманность – зачастую несовместимые понятия;
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.