ТЕМА Инструменты контроллинга
Виды контроллинга: стратегический и текущий §Стратегический: делать правильное дело §Текущий: делать дело правильно
Инструменты стратегического контроллинга : 1.СВОТ – анализ 2.Бенчмаркинг 3.Портфельный анализ 4.Анализ жизненного цикла товара 5.Прогнозирование 6.Анализ инвестиций 7.Сбалансированная система показателей
Инструменты стратегического контроллинга : 1. СВОТ – анализ
SWOT-анализ – это …. Его преимущества… Его недостатки…
Пример SWOT-анализа винодельческой отрасли Ставропольского края Внутренняя среда: Сильные стороны ( ПРЕИМУЩЕСТВА ) ?
Правильный ответ - Весомый объем внутреннего рынка - Невысокая цена на более качественное вино, чем у импортеров - Природно-климатические условия и ресурсы - Квалифицированные кадровые ресурсы - Поддержка со стороны государства - Наличие производственных площадок - Большой ассортимент
Пример SWOT-анализа винодельческой отрасли Ставропольского края Внутренняя среда: Слабые стороны ( недостатки ) ?
Правильный ответ - Высокая зависимость от импортного сырья - Отсутствие на мировом рынке, отсутствие бренда - Устаревшие технологии и оборудование - Низкое качество общей массы продукции - Слабая защищенность от подделок - Недостаток финансовых средств для осуществления стратегических целей - Подведомственность виноделия различным органам исполнительной власти
Пример SWOT-анализа винодельческой отрасли Ставропольского края Внешняя среда: Угрозы ?
Правильный ответ - Рост контрафактной и фальсифицированной продукции - Рост популярности пива и слабоалкогольных коктейлей - Активное развитие стран-конкурентов из СНГ (Грузия, Молдавия, Украина) - Недостаточный уровень конкурентоспособности по отношению к иностранным производителям - Наличие барьеров для вхождения в отрасль малых предприятий - Снижение системы контроля качества продукции у импортеров
Пример SWOT-анализа винодельческой отрасли Ставропольского края Внешняя среда: Возможности?
Правильный ответ - Растущий рынок - Рост роли маркетинга - Покупка новых технологий и обмен опытом - Наличие новых привлекательных географических рынков - Вступление в ВТО и снижение торговых барьеров для входа на иностранные рынки
Инструменты стратегического контроллинга : 2. Бенчмаркинг – это…
Бенчмаркинг (англ. bench место, marking отметить) – это: §сопоставительный анализ и заимствование знаний, достижений у других компаний, являющихся «best of the best» в своей сфере: §искусство обнаружения того, что другие делают лучше нас, изучение, усовершенствование и применение их методов работы; §образцовые компании могут быть конкурентами, хотя наиболее удачные заимствования часто удается получить от тех фирм, которые работают совершенно в иных отраслях, регионах, рынках, в других странах и т.д. §Со временем все нововведения становятся стандартом на рынке и требуют обновления. Поэтому бенчмаркинг проводится по новому циклу.
Первая компания, применившая бенчмаркинг … Ксерокс,1979 г., Столкнувшись с зарубежным конкурентом ( фирма Bean), который демонстрировал более высокую производительность, руководители Ксерокс решили выяснить источники такого конкурентного преимущества, чтобы скопировать или даже превзойти их.
Пример бенчмаркинга: сравнение показателей компании компании «Nokia» с лучшими отраслевыми показателями «Диаграмма здоровья» компании «Nokia»
Инструменты стратегического контроллинга : 3. Портфельный анализ – это… инструмент, с помощью которого руководство предприятия оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее перспективные направления и прекращения инвестиций в неэффективные проекты
Основные недостатки портфельного анализа: 1.В матрице предусмотрены только два измерения, не рассматриваются другие факторы роста 2.Простота – кажущаяся. Построение портфельных матриц требует большой работы по сегментации рынка, по сбору информации, которая может отсутствовать в явном виде. 3.Зависимость между долей рынка и прибыльностью неоднозначна, проявляется в основном в отраслях массового производства
Инструменты стратегического контроллинга : 4. Анализ жизненного цикла товара - это… …стадии, через которые проходит товар от его появления через зрелость к упадку.
Кривая бум описывает очень популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого времени. Примером такого товара может быть напиток "Пепси" Кривая увлечения. Она описывает товар с быстрым взлетом и падением сбыта. Часто такую кривую имеет модный, популярный товар. В качестве примера такого товара можно привести некогда модные очки-лисички, которые сейчас нельзя даже встретить в продаже
Кривая продолжительного увлечения. Описывает также ранее очень популярный товар, однако этот товар по прежнему предпочитает часть потребителей. Кривая сезонности. Кривая такого товара, который хорошо продается в течение определенных периодов времени. Таким товаром может быть: зимняя или летняя одежда, новогодние сувениры и многое другое
Кривая нового старта или ностальгии. Спрос на этот товар падает, но через некоторое время возобновляется. Примером может быть возвращение к женским туфлям на платформе, которые были популярны в 70-х годах. Кривая провала. Характеризует товар, который почти сразу перестает пользоваться спросом у покупателей.
Кривая неудачного выведения. Такую кривую имеют товары, выведение на рынок которых было неудачно спланировано и проведено, но при повторной попытке выведения они получили большой успех Кривая новых подъемов. Такую кривую имеют товары, сбыт которых перестает расти, но после усовершенствования и появления дополнительных полезных свойств удается снова увеличить сбыт. Таким товаром являются жевательные резинки, которые сначала "становятся средством для ухода за зубами", а потом каждый раз делают это все лучше за счет использования новых компонентов (ксилит) или отказа от применения старых (сахар).
Инструменты стратегического контроллинга : 5.Прогнозирование (тенденций развития, состояния внешней среды и т.д.)
Прогнозирование Методы прогнозирования… В 1927 году В.А.Базаров предложил 3 метода прогноза: экстраполяция, экспертиза, аналитическая модель В настоящее время существует около 220 методов прогнозирования, но чаще всего на практике используются : фактографические (экстраполяция, интерполяция, тренд-анализ), экспертные (в т.ч. опрос, метод Делфи и т.д.), моделирования (сценарные, матричные, построение графов и т.д.)
Экономическое сценарное прогнозирование Сценарии - часть блока задач табличного процессора Microsoft Excel, который иногда называют инструментом анализа «что-если». Позволяет понять как изменится ситуация при изменении одного или нескольких факторов Метод сценариев – эффективное средство прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы. Сценарий – модель будущего (желательно с указанием вероятностей их реализации). В сценарии определяются основные факторы, которые надо учесть, и указывается, каким образом это факторы могут повлиять на предполагаемые события. Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев.
Пример прогнозирования работы предприятия, занятого производством и переработкой льна Сценарий 3 моделирует ситуацию, в которой основные технологические показатели (выход и качество короткого и длинного льноволокна) остаются неизменными. Однако, в силу заключенных договоров на поставку продукции, изменились цены реализации как короткого, так и длинного льноволокна. Снижение себестоимости произошло в результате увеличения объемов производства и реализации готовой продукции. Сценарий 2 – это прогноз развития предложенного варианта при использовании в производстве новой технологической линии. За счет повышения качества длинного волокна происходит рост его реализационной стоимости до 51 тыс. руб. за 1 т. В результате того, что эта линия имеет более высокие эксплуатационные затраты, наблюдается и рост себестоимости 1 т длинного льноволокна. Она составит 40 тыс. руб. за 1 т. Себестоимость 1 т короткого льноволокна, напротив, снизится. Сценарий 1 – это модель совместного применения как отечественной, так и импортной льнотрепальных линий. Его более высокая экономическая эффективность объясняется с одной стороны повышением качества длинного льноволокна (за счет иной конструкции трепального узла) и неизменно высоким качеством короткого льноволокна (при работе на отечественной линии).
Структура сценарияФакт Сценарий 1Сценарий 2Сценарий 3 Изменяемые: Себестоимость 1 т льноволокна, тыс.руб. длинного 53,333,640,833,6 короткого9,28,36,38,3 Средняя цена 1 т льноволокна, тыс. руб. длинного 32,14551,639,6 короткого12,2117,99,3 Результат: Объем реализации льноволокна, т длинного короткого Денежная выручка от реализации льноволокна, тыс.руб Прибыль, тыс.руб Уровень рентабельности (убыточности), % -12,033,726,415,6 Варианты развития производства льноволокна
Глобальный прогноз Римский клуб – это… … международная общественная организация, созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи (который стал его первым президентом) в 1968 году, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. Наиболее значимые прогнозные глобальные модели, выполненные по заказу Римского клуба модель Медоуза «Пределы роста» (1972) модель Месаровича–Пестеля «Человечество на перепутье» (1974)
Инструменты стратегического контроллинга : 6.Анализ инвестиций В классическом инвестиционном анализе можно выделить, три типа математических моделей, определяющие параметры: §сумму (NV, NPV, MNPV), §доходность (NRR, IRR, MIRR, MIRR(бар) §индекс доходности (DPI) и срок окупаемости денежных потоков, генерируемых инвестиционным проектом
Инструменты стратегического контроллинга : 7. Сбалансированная система показателей
Инструменты текущего контроллинга : §9. Финансовый анализ §10.АВС – анализ §11.Функционально-стоимостной анализ §XYZ- анализ §Расчет затрат и величин покрытия, анализ безубыточности § 12.Разработка программ снижения издержек §13.Анализ отклонений §14. Анализ бизнес-процессов