О Соглашениях, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Москва 9 декабря 2010 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О Соглашениях, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Advertisements

Таможенный союз Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации 1.
Тарифное регулирование железнодорожного транспорта в рамках формирования Единого экономического пространства и вступления России в ВТО Кириллова А.Г. Советник.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА Министр экономического развития Российской Федерации НАБИУЛЛИНА Эльвира.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Бойцов Василий Борисович.
Ход формирования Евразийского интеграционного объединения 2013.
Основные принципы формирования и функционирования таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Таможенный кодекс таможенного союза. Особенности таможенного.
1 Республика Казахстан, 2009 г. О процессе формирования Таможенного союза.
Основные положения Таможенного кодекса таможенного союза Таможенная служба Республики Казахстан Брюссель, 25 января 2010 года.
Формирование таможенного союза Белоруссия, Казахстан, Россия: последствия для торгово- экономических связей с зарубежными странами.
ЗСТТСЕЭП ЕАЭС О торговле услугами и инвестициях в государствах-членах ЕЭП (Приложение 5 «Фин. услуги») О создании условий на финансовых рынках для обеспечения.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Глобальные вызовы для интеграционной повестки России Москва, 17 ноября 2011 года.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Директор Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ А.В. Точин Первый год работы в условиях Таможенного союза: основные итоги.
Лекция 6. Нетарифное регулирование ВЭД в России. Основные понятия Нетарифное регулирование, лицензирование и квотирование, исключительное право на экспорт.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ОРЕНБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЩУРОВА ВИКТОРА ВАСИЛЬЕВИЧА «ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ.
Функционирование Таможенного союза и формирование Единого экономического пространства 722 группа.
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения мер.
Презентация Цели, принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Артемьева Ирина.
Транксрипт:

О Соглашениях, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Москва 9 декабря 2010 года

Реализация «четырех свобод» (свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы) Гармонизация и унификация норм хозяйственного регулирования в ключевых сферах (в области конкуренции, субсидирования, госзакупок, технического регулирования, деятельности субъектов естественных монополий, защиты интеллектуальной собственности, др.) Формирование интегрированных отраслевых рынков Проведение согласованной макроэкономической и валютной политики Проведение согласованной макроэкономической и валютной политики Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 2

Принципы формирования ЕЭП 3 Предоставление операторам из стран ЕЭП равных условий работы, что и внутристрановым резидентам 1. Национальный режим Установление прямых норм в соглашениях Унификация национальных режимов 2. Единые принципы регулирования Расширение регулятивных функций наднационального органа 3. Наднациональное регулирование

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 4

Соглашение о согласованной макроэкономической политике 5 Определение принципов согласованной макроэкономической политики: - обеспечение устойчивого экономического роста; - соблюдение сбалансированных макроэкономических показателей Согласование на 3-х летний период внешних условий для разработки прогнозов социально-экономического развития: - цена на нефть марки Brent; - темпы развития мировой экономики; - курс национальных валют к доллару США и (или) евро Формирование экономической политики в рамках количественных параметров: - дефицит госбюджета не выше 3% ВВП; - госдолг не выше 50% ВВП; - уровень инфляции не превышает более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции страны-участницы ЕЭП с наименьшим ростом цен Ключевые положения: Этапы реализации: С 1 января 2013 года вступают в действие количественные параметры, определяющие ориентиры макроэкономической политики

Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий 6 Закрытый перечень видов и сфер деятельности субъектов естественных монополий Определение основных принципов доступа к услугам естественных монополий для использования в национальном законодательстве Единая терминология Гармонизация национальных законодательств в соответствии с общими принципами и правилами регулирования деятельности субъектов естественных монополий Функции регулирования деятельности субъектов естественных монополий закрепляются за национальными регуляторами Ключевые положения: Соглашение является базовым и его положения развиваются в соответствующих отраслевых соглашениях: Железнодорожный транспорт Общий рынок нефти Электроэнергетика Соглашение не распространяется на отношения в сфере транспортировки газа

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции 7 Единые принципы национального законодательства Сторон в сфере конкуренции. Единые запреты на злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений, недобросовестную конкуренцию на территории Таможенного союза. Единый орган по контролю за трансграничными нарушениями в области конкуренции (Комиссия таможенного союза). Ключевые положения:Этапы реализации: 1. Создание необходимой нормативной базы в сфере конкуренции (12 месяцев*). 2. Гармонизация национального законодательства сторон (18 месяцев*). 3. Передача КТС полномочий по контролю за трансграничными нарушениями: - по недобросовестной конкуренции (20 месяцев*) - по антиконкурентным соглашениям (22 месяца*) - по злоупотреблению доминирующим положением (24 месяца*). * со дня вступления Соглашения в силу

8 Закрепление правил прямого действия, с выделением трех категорий субсидий: специфические субсидии - предоставляются без ограничений, но при причинении ущерба отрасли экономики иной Стороны субсидия отменяется, и вводится компенсирующая мера запрещенные субсидии - увязаны с экспортом на рынок Сторон или предоставляются при условии использования только отечественных товаров, а также субсидии, результатом которых является вытеснение товаров с рынка допустимые субсидии - горизонтальные (например, поддержка малого и среднего бизнеса), НИОКР, поддержка депрессивных регионов, экологическая модернизация производства (четкие критерии) Разрешение споров на выбор Стороны путем арбитража ad hoc или в Суде ЕврАзЭС Ключевые положения: Этапы реализации: До 2017 года Стороны уведомляют о применении специфической субсидии После 2017 года предоставление специфических субсидий – по согласованию с КТС Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий

Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий (продолжение) 9 Компенсирующие меры 1. Если любая из Сторон предоставляет запрещенную субсидию В этом случае другая Сторона инициирует введение компенсирующих мер по ускоренной процедуре – достаточно доказать только факт того, что субсидия соответствует критериям запрещенной 2. Если любая из Сторон предоставляет специфическую субсидию, однако эта субсидия наносит ущерб экономике другой Стороны В этом случае пострадавшая Сторона инициирует расследование, предъявляются доказательства о наличии ущерба и причинно-следственной связи между предоставлением субсидии и нанесением ущерба Субсидирующая Сторона вводит компенсирующие меры либо, если есть разногласия, спор передается в Суд ЕврАзЭС или арбитраж ad hoc (Согласительная комиссия) К омпенсирующая мера - отмена субсидии, изъятие у получателя субсидии всей ее суммы и процентов за пользование субсидией (полуторный размер ставки рефинансирования ЦБ) Общая сумма компенсирующей меры изымается в бюджет субсидирующей Стороны

Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий (продолжение) 10 Перечень изъятий Российской Федерации 1.Льготы, предоставляемые в рамках инвестиционных соглашений по промышленной сборке (автосборочные предприятия). Соглашения, заключенные до 28 февраля 2011 года, действуют до срока истечения + возможность продления инвестиционных соглашений на 2 года 2.Льготы, предоставляемые резидентам Калининградской ОЭЗ (до 1 апреля 2016 года) и Магаданской ОЭЗ (до 1 января 2015 года). Переходные периоды обусловлены истечением срока действия соответствующих федеральных законов 1.Субсидирование экспортерам процентной ставки по кредитам - до 1 июля 2016 года по кредитам, выданным до 1 июля 2011 года 2.«Режим свободного склада», в рамках которого иностранные товары при достаточной переработке освобождаются от импортных пошлин и налогов, а переработанный продукт освобождается от оборотного НДС - до 1 января 2017 года 3.Льготы, предоставляемые резидентам Казахстанских ОЭЗ - до 1 января 2017 года У Республики Беларусь перечень изъятий отсутствует Перечень изъятий Республики Казахстан

Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства 11 Разделение всех мер поддержки по степени искажения торговли на три группы: 1. Запрещённые - экспортные и импортозамещающие субсидии 2. Разрешённые - меры государственной поддержки, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю - применение таких мер не ограничено 3. Ограниченные - меры государственной поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю - не должны превышать разрешенный объем 10% от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции Разрешение споров по выбору Стороны-истца: суд ЕврАзЭС или арбитраж ad hoc Ключевые положения:

Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (продолжение) 12 Для Республики Беларусь устанавливается переходный период до 2016 года, в течение которого Республика Беларусь обязуется снизить уровень государственной поддержки следующим образом: -в 2011 году - 16%;- в 2014 году - 13%; -в 2012 году - 15%;- в 2015 году - 12%; -в 2013 году - 14%;- в 2016 году - 10%. Этапы реализации: В случае нарушения Соглашения Сторона, нарушившая Соглашение: прекращает оказывать запрещённые меры поддержки выплачивает в бюджет других Сторон компенсацию в размере превышения разрешенного объема поддержки Механизм компенсаций:

Соглашение о государственных (муниципальных) закупках 13 Национальный режим - равный доступ поставщиков трех Сторон к закупкам друг друга Единые требования к торгам - объективные критерии допуска на торги и определения победителей торгов, запрет на «затачивание» технических характеристик под конкретного или национального поставщика и т.д. Единый перечень способов закупок (конкурсы, аукционы, котировки, биржевые торги, единственный поставщик) с правом Сторон определять особенности закупок (включая расширение способов) Единые национальные информационные ресурсы в сети Интернет о закупках с бесплатным доступом на веб-порталы Единые требования к проведению закупок в электронном формате, в т.ч. общий для трех Сторон перечень продукции, закупки которой осуществляются способом электронного аукциона (соответствует текущему российскому) Общий перечень изъятий из процедур торгов (с учетом текущих положений национальных законодательств Сторон) В исключительных случаях возможны изъятия из национального режима на срок не более 2 лет с правом отмены Комиссией Таможенного союза Ключевые положения:

Соглашение о государственных (муниципальных) закупках (продолжение) 14 Унификация законодательства, переход на электронные закупки Национальный режим 1.До 1 января 2012 года - введение национального режима между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия 2.До 1 января 2014 года - введение национального режима между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан 1.До 1 января 2012 года - приведение национального законодательства в соответствие с Соглашением, внедрение госзакупок в электронном формате - для Российской Федерации и Республики Белоруссия 2.До 1 июля 2012 года - приведение национального законодательства в соответствие с Соглашением, внедрение госзакупок в электронном формате - для Республики Казахстан

15 Национальный режимРежим наибольшего благоприятствования Торговля услугами, за исключением: - открытия банков - почтовых услуг - автотранспорта - внутреннего водного транспорта - услуг трубопроводного транспорта Участие в приватизации Изъятия в части учреждения и деятельности компаний на основании действующего российского законодательства Торговля услугами, за исключением: - аудиовизуальных услуг - услуг воздушного транспорта - внутреннего водного транспорта - морского транспорта - автомобильного транспорта Учреждение и деятельность компаний на условиях действующего российского законодательства Соглашение о торговле услугами и инвестициях (продолжение) Соглашение не распространяется на услуги воздушного транспорта в части прав перевозки и услуг, непосредственно относящихся к правам перевозки; услугам, оказываем при исполнении функций государственной власти Стороны обязуются не создавать дополнительных требований и условий, ограничивающих деятельность юридических (физических) лиц на своей территории (количественные ограничения (квоты, ограничения операций) и дополнительные требования (увязка с экспортом, импортом, закупкой отечественных товаров) Отсутствие квот и необходимости получения разрешения на трудовую деятельность физическими лицами

16 Соглашение о торговле услугами и инвестициях (продолжение) Спектр финансовых услуг По финансовым услугам Сторонами предусмотрено осуществление унификаций своих законодательств с целью установления единого уровня требований на финансовых рынках в отношении лиц Сторон, осуществляющих свою деятельность в следующих секторах услуг: -банковская деятельность; -страховая деятельность; -деятельность на рынке ценных бумаг. К 31 декабря 2013 года Стороны заключат Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках стран-членов ЕЭП, которое будет предусматривать направления и порядок унификации национального законодательства Сторон, в частности в сфере требований и условий выдачи лицензий. К 2015 года Стороны рассмотрят возможность создания и функционирования наднационального органа по регулированию финансового рынка государств Сторон. 1 января 2020 года Стороны завершат процесс унификации своего законодательства, после чего будут стремиться к взаимному признанию лицензии на осуществление видов деятельности в указанных выше секторах финансовых услуг. 16

Соглашение о торговле услугами и инвестициях (продолжение) 17 Услуги связи По рынку услуг связи Стороны устанавливают правила регулирования в области электросвязи на рынках государств Сторон, за исключением почтовой связи и услуг по распространению вещательных телевизионных и/или радиоканалов на территориях Сторон. Приложением предусмотрены: общие правила лицензирования деятельности, общие принципы регулирования тарифов, стремление выбора единого подхода в части ценообразования на услуги по пропуску трафика недискриминационный доступ к сетям и услугам электросвязи отказ к 1 января 2013 года от субсидирования услуг местной и междугородней электросвязи за счет завершения международного вызова на своей территории оказание универсальных услуг электросвязи на территории своего государства на основе единых принципов и правил

Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности 18 Ключевые положения: Национальный режим для правообладателей Перечень международных соглашений, обязательных для участия государств ЕЭП Базовые принципы унификации законодательства по вопросам: - авторского права и смежных прав - товарных знаков - наименования мест происхождения товара - патентных прав Создание единой, скоординированной системы охраны авторских и смежных прав, товарных знаков, наименований мест происхождения товаров Введение на территории ЕЭП «регионального принципа» исчерпания исключительных прав на товарный знак Создание Координационного совета ЕЭП по интеллектуальной собственности Этапы реализации: До 2012 года – приведение национального законодательства в соответствие с Соглашением, подписание договоров о единой системе охраны и реализации авторских и смежных прав и единых механизмах регистрации и охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров (географических указаний) С 2012 года – введение на территории ЕЭП «регионального принципа» исчерпания исключительных прав на товарный знак

СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА, ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА 19

Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала 1.В банковском секторе, на валютном рынке, рынке ценных бумаг и в сфере страхования: Гармонизация национального законодательства Гармонизация регуляторных требований Гармонизация подходов к управлению рисками Согласование единых требований по защите прав потребителей 2.Обеспечение транспарентности деятельности участников финансового рынка: Гармонизация требований к раскрытию информации Противодействие использованию инсайдерской информации Гармонизация требований к деятельности рейтинговых агентств Гармонизация подходов к регулированию рисков на финансовом рынке Реализация требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) Ключевые положения:Этапы реализации: На постоянной основе - проведение согласованных мероприятий по обсуждению текущих проблем рынка финансовых услуг До 31 декабря 2013 года - гармонизация национальных законодательств, в том числе гармонизация лицензионных требований к участникам финансового рынка, надзорных требований и порядка осуществления надзора за участниками финансового рынка, а также обеспечение возможности размещения и обращения ценных бумаг эмитентов Сторон на всей территории ЕЭП 20

Соглашение о согласованных принципах валютной политики 21 Ключевые положения: Скоординированная политика обменного курса Единая терминология Унификация порядка ввоза и вывоза наличных денежных средств в рамках ЕЭП Постепенное устранение ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов в банках государств ЕЭП Гармонизация требований по репатриации валютной выручки Унификация норм и правил валютного регулирования Скоординированные действия по валютному контролю Этапы реализации: До 1 сентября 2011 года Стороны заключают дополнительные международные договоры с целью реализации Соглашения: - для проведения согласованной валютной политики - для регулирования валютных правоотношений и принятия мер либерализации - для осуществления валютного контроля

ЭНЕРГЕТИКА, ТРАНСПОРТ 22

Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 23 Ключевые положения: Обеспечение свободного обращения нефти и нефтепродуктов в ЕЭП Невзимание экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты – вступление в силу соглашения одновременно с двухсторонними соглашениями РФ с РК и РФ с РБ о порядке уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты Обеспечение доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов на одинаковых условиях для хозяйствующих субъектов Сторон независимо от того, резидентом какой из Сторон они являются Установление тарифов на транспортировку нефти на одинаковых условиях для хозяйствующих субъектов государств ЕЭП Унификация норм и стандартов на нефть, нефтепродукты Информационный обмен Этапы реализации: До 1 июля 2011 года создание системы информационного обмена До 1 июля 2011 года создание механизмов контроля До 1 января 2013 года унификация норм и стандартов на нефть, нефтепродукты

Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики Ключевые положения: Принцип обеспечения свободного доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в пределах имеющейся технической возможности Предусматривает разработку Методологии определения технических условий и объемов передачи электроэнергии и мощности, а также ценообразования на услуги по передаче электроэнергии Приоритет внутренних потребностей Согласованная политика передачи электроэнергии между государствами ЕЭП Исключение из сферы соглашения вопросов экспортно-импортных операций в третьи страны. Соглашение предусматривает разработку Методологии осуществления межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) согласована, являющейся неотъемлемой частью Соглашения. 24

Методология осуществления межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) Основные положения Методологии: порядок согласования объемов межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) порядок определения технической возможности межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) перечень составляющих, включаемых в стоимость услуги по межгосударственной передаче электрической энергии (мощности) перечень организаций, уполномоченных на межгосударственную передачу электрической энергии (мощности) с каждой из Сторон, и структура договорных отношений 25 тарифы на услуги субъектов естественных монополий: - тариф ОАО «ФСК ЕЭС» - тариф на услуги Системного оператора разница узловых цен оплата резерва генерирующих мощностей затраты организаций инфраструктуры оптового рынка электроэнергии затраты коммерческого агента (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС») Составляющие стоимости услуги по межгосударственной передаче электрической энергии (мощности):

Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа, включая основы ценообразования и тарифной политики Ключевые положения Этапы реализации 26 Определение рыночной (равнодоходной) цены на природный газ Стороны обеспечивают доступ к ГТС после выполнения комплекса мероприятий, в том числе после перехода на равнодоходные цены на природный газ Хозяйствующим субъектам Сторон предоставляется доступ к газотранспортным системам на равных условиях (включая тарифы) с организациями, не являющимися собственниками ГТС Доступ к ГТС предоставляется в пределах имеющихся технических возможностей с учетом согласованного индикативного баланса и на основании гражданско-правовых договоров хозяйствующих субъектов Объемы, цены, тарифы на транспортировку газа и иные условия транспортировки регулируются договорами между хозяйствующими субъектами До 1 января 2012 года - система информационного обмена До 1 января 2012 года - механизмы подготовки индикативных прогнозных балансов До 1 июля 2013 года - унификация норм и стандартов на газ С 1 января 2015 года - переход на равнодоходные цены на природный газ

Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики 27 Унификация тарифов на услуги по перевозке грузов по видам сообщений (экспортный, импортный, внутренний) при перевозках в ЕЭП Открытие доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта Общие принципы построения тарифов и методологии их установления Гибкая система тарифообразования: предоставление скидок по принципу экономической целесообразности Право КТС отменить или приостановить решение о предоставлении скидки на основании жалобы потребителя, поддержанной национальным антимонопольным органом, а также методологии, не соответствующей принципам Установление исключительных тарифов по согласованию с КТС в случае невозможности поддержки товаропроизводителей в иной форме Согласованная транзитная политика по территории ЕЭП Ключевые положения: Этапы реализации: 1.До 1 июля 2012 года – единые правила предоставления исключительных тарифов 2.До 1 января 2013 года – унификация тарифов по видам сообщений 3.До 1 января 2013 года – синхронизация мероприятий по открытию доступа к железнодорожной инфраструктуре 4.С 1 января 2013 года – предоставление исключительных тарифов по согласованию с КТС 5.С 1 января 2015 года – доступ к железнодорожной инфраструктуре

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 28

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и их семей 29 Равные права на трудовую деятельность без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон. Трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства и оформляются путем заключения трудового договора. Освобождение от регистрации в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. В случае потери работы после 3 месяцев пребывания в стране, возможность в течение 15 дней найти новую работу. Доступ к медицинской помощи и социальному страхованию в рамках добровольной системы страхования Ключевые положения:Этапы реализации: Соглашение вступает в силу в течение 30 дней со дня завершения внутригосударственных процедур всеми Сторонами

Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств 30 Согласованная политика и меры противодействия нелегальной миграции Согласованные меры в отношении нелегальных мигрантов Организация и проведение оперативно-профилактических и специальных операций по противодействию нелегальной миграции Заключение соглашений о реадмиссии Информационный обмен Ключевые положения:Этапы реализации: Соглашение вступает в силу в течение 30 дней со дня завершения внутригосударственных процедур всеми Сторонами

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 31

Этапы реализации: 32 Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования 32 Технические регламенты имеют прямое действие на всей территории ТС Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования Единые формы сертификатов соответствия, деклараций о соответствии и изображения единого знака обращения на рынке ЕЭП Ключевые положения: 1.С 1 июля 2011 года – передача полномочий по принятию регламентов КТС и гармонизация национального законодательства 2. С 2012 года – переход на единые принципы допуска продукции на рынок и рыночного контроля

Спасибо за внимание ! 33

Дополнительные материалы 34

Основные количественные и качественные характеристики ЕЭП 35 ЕЭП – это территория общей площадью более 20 млн.кв.км (15% мировой суши) и населением около 170 млн.человек ЕЭП – это 4% мирового ВВП (ППС) и более 80% суммарного ВВП стран СНГ ЕЭП – это 9% мировых доказанных запасов нефти и 25% - запасов природного газа ЕЭП – ключевой игрок на мировых рынках промышленного сырья, обеспечивает 11% глобального сырьевого экспорта (включая энергоносители) и 13% - экспорта энергоносителей ЕЭП – это свыше 80% совокупного внешнеторгового оборота стран СНГ и более 70% взаимной торговли стран СНГ Экономический потенциал ЕЭП в мире и в СНГ

Развитие институциональной среды ЕЭП 36 Институты разрешения споров – создание и развитие Суда ЕврАзЭС. Создание «площадок» для взаимодействия с бизнесом Внутристрановые механизмы взаимодействия с ЕЭП – «Единое окно» в каждом государстве Расширение полномочий и оптимизации организационной структуры наднационального органа

2 «Жесткие» формы«Мягкие» формы ЕЭП РБ, РК и РФ Интегрированный общий рынок, предполагающий реализацию «четырех свобод» и гармонизацию норм хозяйственного регулирования + Наличие наднациональных регулирующих институтов, согласованная макроэкономическа я и валютная политика, единая торговая политика Европейское экономическое пространство (Евросоюз + страны-члены ЕАСТ: Исландия, Норвегия, Швейцария) Интегрированный общий рынок, основанный на реализации «четырех свобод» и применении странами ЕАСТ в полном объеме нормативной базы ЕС Общее экономическое пространство России-ЕС Открытый рынок, предполагающий последовательную либерализацию взаимного торгово- экономического сотрудничества, основанный на общих или совместимых правилах и системах регулирования Двусторонние межгосударствен- ные экономические пространства (более 80 по данным ВТО) Строятся на основе соглашений об экономической интеграции, содержат черты общего рынка и предполагают гармонизацию отдельных сфер хозяйственного регулирования Типология единых (общих) экономических пространств 37

Гибкость, позволяющая наполнять эту форму интеграции разным содержанием, при необходимости пересматривать приоритеты и применять разные инструменты Открытый во времени характер интеграционного процесса, отсутствие строгой последовательности интеграционных шагов, что позволяет параллельно решать задачи, свойственные различным уровням интеграции, двигаться вперед при сохранении некоторых нерешенных вопросов Возможность расширения экономического пространства на третьи страны путем принятия ими согласованных норм и систем регулирования, без ущемления их суверенитета 38 Преимущества единых (общих) экономических пространств как формы региональной экономической интеграции

ЕЭП – это одно из крупнейших интеграционных объединений в мире и крупнейшее интеграционное объединение в евразийском регионе после ЕС ЕЭП – это самое продвинутое, за исключением ЕС, интеграционное объединение в мире со значительным объемом наднациональных полномочий ЕЭП – это Таможенный союз и единый внутренний рынок с перспективой формирования Экономического союза ЕЭП – это важнейший фактор активизации и консолидации интеграционных процессов в СНГ, развивающаяся конструкция с перспективой расширения за счет других стран ЕврАзЭС и СНГ ЕЭП и ЕС – два интеграционных ядра, тесно взаимодействующих между собой, вокруг которых в перспективе будет формироваться Евразийское экономическое пространство 39 Интеграционный и геоэкономический потенциал ЕЭП

СНГ ЕЭП РБ, РК и РФ ЕС Договор о свободной торговле СНГ Обеспечение совместимости договорно- правовой базы Распространение принципов ОЭП РФ- ЕС на отношения ЕЭП-ЕС Перенос элементов договорно- правовой базы ЕЭП на уровень СНГ Расширение ЕЭП за счет новых членов или путем принятия другими странами СНГ договорно- правовой базы ЕЭП Соглашения о свободной торговле стран СНГ с ЕС Общее экономическое пространство СНГ-ЕС Роль ЕЭП в евразийской интеграции 40

Снижение доли взаимной торговли в общем товарообороте стран ЕЭП в последние годы (12% в ЕЭП, 16% в МЕРКОСУР, 25% в АСЕАН, 40% в НАФТА, 65% в ЕС) Очевидное экономическое доминирование России в ЕЭП: более 85% всей территории и населения, почти 90% суммарного ВВП и 80% совокупного внешнеторгового оборота Слабая интегрирующая роль российского внутреннего рынка: при очевидном экономическом доминировании в ЕЭП доля России во взаимном импорте не превышает 30% (на США падает 83% суммарного ВВП трех стран НАФТА и 60% внутрирегионального импорта) Отсталая структура взаимной торговли стран ЕЭП, где 2/3 приходится на топливно- сырьевые товары и металлы (в зарубежных объединениях минимум 2/3 взаимной торговли приходится на продукцию обрабатывающей промышленности) Снижение интенсивности внутриотраслевой торговли (включающей кооперационные поставки) между странами ЕЭП в последние годы Крайняя несбалансированность торгово-экономического сотрудничества внутри ЕЭП: 99% внутрирегиональной торговли и инвестиций формируются с участием России, тогда как Беларусь и Казахстан очень слабо взаимодействуют между собой 41 Структурные проблемы и дисбалансы ЕЭП

Источник: WTO International Trade Statistics 2009, данные Статкомитета СНГ. 42 Доля взаимной торговли в региональных объединениях

Источник: расчеты на основе данных Статкомитета СНГ. 43 Товарная структура

Источник: расчеты на основе данных Статкомитета СНГ. 44 Распределение взаимного товарооборота